Заложники реформ

Поэт Юрий Баладжаров
Ю.Баладжаров
Источник: Рекласно-информационная газета "Город Коммунар", № 04/51 от 07.03.2011г.   

        Уже не первый год российскую школу лихорадит от непредвиденности и неизвестности её перспектив, или лучше сказать бесперспективности. Преодолев сложную перестроечную свистопляску, она снова переживает не лучшие свои времена. И снова «умные головы» выбрали её для своих экспериментов, напрочь забыв, что основные задачи школы –  обучать и воспитывать.

И если бы заложниками стали одни только учителя, вопрос бы этот, возможно, можно было рассматривать, как обычно, вернее – не рассматривать его вообще. Ну, подумаешь, учителя! Вечно они чем-то недовольны. Но заложниками системы становятся дети, которых и так не бог весть сколько рождается в последнее время в этой стране, и никакие потуги правительства, типа пресловутых двухсот тысяч, которые ещё получи попробуй, этой ситуации ведь не меняют.

В моей школе, например, уже несколько лет нет параллельных классов, всех по одному – один первый, один второй, третий, четвёртый и т. д, и т. п. Ах, пардон, в этом году два первых набрали.

Идёт борьба за каждого ученика, агитация, как перед выборами депутатов. А разве школе некуда больше силы свои тратить, как на эту битву?

А кому не знакома ситуация, когда приходишь к неблагополучным родителям, чтобы напомнить им, что ребёнок их уже вырос и пора бы его в школу вести, а у полупьяной мамашки в одной руке бутылка с пивом, в другой сигарета, и ей глубоко наплевать и на эту школу, и на своего ребёнка… Всегда удивляла в этой ситуации безнаказанность подобных воспроизводителей чад и повешенные требованья к учителям, которые чад этих должны всеми правдами и неправдами до ума довести. А ведь случаи такие далеко не единичны. Напротив, они становятся чуть ли не нормой. А учитель должен теперь собственным карманом, который у него надо сказать и так от купюр не оттопыривается, отвечать за каждую двойку по ГИА и ЕГЭ. И если ещё вчера я мог согласиться, что двойку учитель ставит себе, а не ученику, то сегодня, во времена абсолютной безответственности и безнаказанности, я с этим согласиться не могу. Нет, не себе учитель теперь двойку ставит, а обществу, безразличному к его проблеме, чиновникам от министерства, которые допускают подобные эксперименты, чиновникам от РОНО, рьяно исполняющих эти самые эксперименты. Даже за двойки на пробном экзамене, который, надо сказать, дети пишу за свои кровные деньги, и который стоит для каждого ученика 400 рублей, РОНО требует от администрации школы отчёта о наказании учителя. 37 год отдыхает! 

Конечно, всем учителям понятна позиция правительства – много наплодили ненужных специалистов, но ведь не мы их плодили, и уж тем более не мы закрывали ПТУ и переименовывали техникумы в университеты, не мы распродавали здания детских садов, в которых сейчас благополучно существуют рынки и супермаркеты. Мы лишь, как всегда, остались крайними. Ну, уж, извините. Воспитание такое. Не лезем напролом, не выпячиваемся, живём в общагах с алкоголиками и наркоманами, и умудряемся ещё как-то сеять доброе и светлое. И в 90х, когда только ленивый не бастовал, замки на школы свои не повесили – права не имели. Зато нас имели и имеют все, кому не лень.

Обидно? Да, нет. Как говорится, на больных и обижаться-то грех. Ну, подумаешь, не подтвердит свою высшую категорию какая-то там МарьВанна, отработавшая в школе тридцать лет. Кому нужен её опыт? Её знания? Она в компьютере не очень шарит. Кнопки путает – вот что непростительно.  Не выгоняют же. Пусть доработает до пенсии с формулировкой «соответствует занимаемой должности» - и на пенсию скорее её, а то ведь очередь стоит на её место из молодых и продвинутых преподавателей.

Вот только очереди этой нет. И МарьВанну уволить поспешили, и место не заполнили. А как его заполнишь и кем, если ставка учителя высшей категории 8.100, ну там тетради ещё тысщёнка, классное руководство – тысщёнка, при условии, что у тебя в классе не менее 25 человек. Если меньше – извините – меньше и получите. Больше можно, за большее не доплачивают, а вот меньше, ну, никак нельзя. Ой, простите, я забыл об очень важной графе учительского дохода – метод. литература – за неё учитель аж 100 рублей  ежемесячно получает.  Так что может позволить себе и книжки покупать, и литературу всякую специальную, и на газеты и журналы профессиональные подписываться. Вот и считайте. Так это я об учителе высшей категории говорю. Молодой специалист – это совсем другое. Вот и поставьте его в очередь на учительскую должность. Думаете, побежит? Побежит, только в обратную сторону. А куда в наше время устроиться можно с педагогическим дипломом – да куда угодно. Только б подальше от школы. Не престижная профессия стала. Ненужная. И опять всё изведём под корень, потом опомнимся, да поздно будет. Но ведь лучше поздно, чем никогда. А умом Россию всё равно не понять. Так что и пытаться не стоит.


  Юрий Баладжаров – учитель Высшей категории Коммунарской среднеобразовательной школы №2, Гатчинского района Ленинградской области.

Поэт, член Союза писателей, Кавалер Золотой Пушкинской медали «За сохранения традиций в русской литературе».