Самые свободные формы - Белый Стих

Творческая Мастерская Алкоры
Начало см. http://www.stihi.ru/2011/03/17/2704

3. Белый Стих

  Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения, является БЕЛЫЙ СТИХ, На слух он более приятен, чем верлибр, так как  в нем отсутствует  только рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без нее, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и русские былины -  авторские стилизации под них.

   Белый стих встречается в нескольких формах:

   а) не разделенный на строфы (нестрофический);
   б) разделенный на строфы (строфический);
   в) состоящий у из рифмованных и нерифмованных строф;

  Рассмотрим каждую из этих разновидностей.

   a) Белый нестрофический стих

В современной европейской поэзии стихи разделяются преимущественно  рифмой. Но это не обязательно. Античная поэзия не знала рифмы; а когда в эпоху Возрождения стали создаваться жанры, подражающие античным, то в них тоже стал использоваться нерифмованный (или белый) стих. Самым популярным из этих жанров была трагедия: итальянская, потом английская (Шекспир), потом немецкая (Шиллер), потом русская («Борис Годунов»). Из трагедии нерифмованный пятистопный  ямб перешел в лирические стихотворения, по строю напоминавшие монологи-раздумья.

    А. С.Пушкин.  «...Вновь я посетил...»

                … Вновь я посетил
     Тот уголок земли, где я провел,
     Изгнанником два года незаметных,
     Уж десять лет ушло с тех пор – и много
     Переменилось в жизни для меня,
     И сам, покорный общему закону
     Переменился я – но здесь опять
     Минувшее меня объемлет живо,
     И, кажется, вечор еще бродил
     Я в этих рощах…

   Еще один пример – поэзия  Владимира. Эльснера, [1913] Для его белого стиха характерны гибкие переносы фразы со строки на строку (анжамбманы).  Тематическая кульминация часто отмечается  самым смелым из таких переносов («...Каким / бы ты...») и дактилическим окончанием («...любовником») среди обычных мужских и женских рифм:

     Вот наконец ты мой. Прозрачней мирры
     Твое лицо, а кровь на желтом блюде –
     Как альмандины. Волосы твои,
     Такие длинные, сплету с моими –
     И наши губы вровень будут... ты
     Любовник мой! Еще не сыты груди,
     И запах крови сладострастно мучит.
     Ты не хотел смотреть, как я плясала,
     Упрямый... ну, гляди, тебе спляшу
     Я много лучше, чем царю. Гляди же...
     Ах, в ласках я была б еще искусней!
     Ресницы у тебя как шелк, а зубы
     Холодные. (Коварный холод, льющий
     Безумие в лобзания.) Каким
     бы ты красноречивым был любовником,
     Пророк, поправший красоту земную,
     Даривший черни пылкие слова.
     Меня ты презирал... Прими во мщенье
     И сохрани мой образ навсегда!

   б) Белый строфический стих

   В русском белом пятистопном ямбе по традиции свободно чередуются женские и мужские окончания; фразы, располагаясь по строкам, обычно стремятся заканчиваться на мужских окончаниях, потому что после них пауза в произношении бывает дольше. В приведенном ниже примере стихотворения Вс. Рождественского (1919г) это условие соблюдается только в конце стихотворения, и от этого концовка звучит спокойнее. Если урегулировать чередование женских (Ж) и мужских (М) окончаний и подчеркнуть его синтаксисом, то текст станет строфическим (как в примере ниже с повторяющимся и поэтому предсказуемым чередованием ЖЖЖЖМ).

    На палубе разбойничьего брига
    Лежал я, истомленный лихорадкой,
    И пить просил. А белокурый юнга,
    Швырнув недопитой бутылкой в чайку,
    Легко переступил через меня.
 
    Тяжелый полдень прожигал мне веки,
    Я жмурился от блеска желтых досок,
    Где быстро высыхала лужа крови,
    Которую мы не успели вымыть
    И отскоблить обломками ножа.

    Неповоротливый и сладко-липкий
    Язык заткнул меня, как пробка флягу,
    И тщетно я ловил хоть каплю влаги,
    Хоть слабое дыхание бананов,
    Летящее с Проклятых Островов.

    Вчера, как выволокли из каюты,
    Так и оставили лежать на баке,
    Гнилой сухарь сегодня бросил боцман
    И сам налил разбавленного виски
    В потрескавшуюся мою гортань.

    Измученный, я начинаю бредить,
    И снится мне, что снег идет в Бретани,
    И Жан, постукивая деревяшкой,
    Плетется в старую каменоломню,
    А в церкви гаснет узкое окно.

   А вот еще один пример с более  сложной строфой  такого же рода (ЖЖЖМЖЖЖМ + Ж) в стихотворении Осипа Мандельштама:

    Я не увижу знаменитой «Федры»
    В старинном многоярусном театре
    С прокопченной высокой галереи
    При свете оплывающих свечей
    И, равнодушен к суете актеров,
    Сбирающих рукоплесканий жатву,
    Я не услышу обращенный к рампе
    Двойною рифмой оперенный стих:

    – Как эти покрывала мне постылы...

    Театр Расина! Мощная завеса
    Нас отделяет от другого мира...  и т.д.

   в) Белый стих, состоящий из рифмованных и из нерифмованных строф

   Пушкинский «Борис Годунов» написан обычным в драмах XIX в. нерифмованным пятистопным  ямбом. Но в нескольких местах в него вторгаются рифмованные четверостишия. Например,  в кульминационный момент судьбы Бориса, в конце его монолога:

     ...Ужели тень сорвет с меня порфиру,
     Иль звук лишит детей моих наследства?
     Безумец я! чего ж я испугался?
     На призрак сей подуй – и нет его.
     Так решено: не окажу я страха –
     Но презирать не должно ничего...
     Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

    Совершенно очевидно, что эти вкрапления рифм в безрифменный стих служат средством выделения наиболее важных мест – как бы «рифмическим курсивом».

    Из этого совсем не следует, что рифмованный стих от природы более возвышен и многозначителен, чем нерифмованный. Есть примеры и противоположного соотношения рифмованного и нерифмованного стиха: основная часть произведения  написана с рифмами, а концовка, самая важная, – без рифм; и эффект получается не меньший.  И в том и в другом случае главное – не внутренние свойства нерифмованного и рифмованного стиха, а отношение того и другого, их смена.

  Итак,
БЕЛЫЙ СТИХ, ЭТО КОГДА:
ЕСТЬ   РИТМ (СТОПНОСТЬ- ОПРЕДЕЛЕННЫЙ РАЗМЕР), ИНОГДА-СТРОФЫ             
             МЕЖСТРОЧНЫЕ ПАУЗЫ
НЕТ    РИФМ, ВОЗМОЖНО ВКРАПЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ СТРОФ.