С днем поэзии. Литературный семинар

Литературный Фестиваль Рунета
       В современной поэзии великое множество языков. Но все-таки, я бы хотел выделить два основных, назовем их для понимания читателя "есенинский" и "пастернаковский" и сравним c топом серебряного века, а затем попробуем проанализировать корни возникновения этих языков. Что лучше? Простота или заоблачная образность? не знаю, если честно. Но любой автор проходит путь и образности и простоты и мистицизма. Может этот небольшой экскурс в историю даст кому-то какие-нибудь мысли и наведет на размышления. Ведь суть литпроцесса это развитие. Что бы не говорили скептики на эту тему.
       Именно читая и приобретая знания мы развиваемся. Хотя впрочем еще Северянин горевал о потере грамотного читателя. Фирдоуси вдохновлял Пушкина, да и многих поэтов золотого века, который плавно перешел в серебрянный к концу девятнадцатого века. Бальмонт увлекался японской поэзией. И хоть и поэты серебряного пропагандировали новую философскую и семантическую канву своих стихотворений, отталкивались они от накопленного опыта и европейской и восточной поэзии. Я не буду углубляться в европейскую, а только проведу
паралель с восточной. Пусть спорно, но на мой взгляд именно развитие и обмен литературным опытом в те времена и породил поэзию Пастернака и Мандельштама, c неуловимым, едва уловимым ароматом восточной поэзии.

       К чему я веду разговор? К тому что и заоблачная Пастернаковская образность, особенно раннего, имеет корни.
       В статье о творчестве Ф. Шопена Б. Пастернак отмечал, что оно "насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурой, с которой он писал" Именно это отмечала и известная переводчица Басе. Слушать и видеть мир и чувствовать. Эти слова в полной мере относятся и к поэзии самого Б. Пастернака.
       Мистицизм, философия Шопенгауэра, с отголосками японской поэзии и философии наиболее смешалась в серебряном веке поэзии. Неслучайно А. Блок назвал творчество К. Бальмонта и Ф. Сологуба этого периода — "поэзией заговоров и заклинаний и послевкусий"
Пастернак придавал огромное значение использованию слова, синтаксической и стилистической организации, а также образной системе своих произведений. Однако при всей нетрадиционности поэтики он стремился к конкретной содержательности.
       Талантливость его не раз отмечалась Ахматовой, которая принадлежала к числу поэтов совершенно иного литературного течения - акмеизма, сформировавшегося в России в 10-20-х годах XX века как антитеза символу. Противопоставляя мистическим
устремлениям символизма к "непознаваемому" "стихию чувства", акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.
       Несмотря на принадлежность к различным литературным течениям, у Ахматовой и Пастернака в понимании темы творчества гораздо больше общего, чем у Маяковского и Есенина. Хотя и она говорила "стихи Пастернака это сны, в которые просто погружаешся, их не надо понимать"

        Для этих поэтов поэзия объединяет все в жизни. Понимание действительности во многом роднит Пастернака с Блоком, ему свойственно то же восприятие жизни: желание постичь суть бытия, стремление к познанию:
Исторические сведения.
"Топ-5 поэтов серебряного века
        Принято считать, что поэзия Серебряного века начинается с конца девятнадцатого столетия  и длится вплоть до революции 17.
Хотя сами поэты продолжали творить и дальше на родине или в эмиграции, сама обстановка и накал творческих страстей уже сменились, обретая очертания новых эпох. 
        Безусловно, Серебряный век в русской культуре - это в первую очередь поэтическое событие. Конечно, в прозе, живописи и музыке, были таланты, которые творили в это же время. Но ни в одной другой сфере искусства, Серебряный век не нашел такой армады гениев, как в поэзии. И это абсолютно точно.
        Большинство поэтов было примерно одного круга и уровня образования (яркие исключения - Владимир Маяковский и Сергей Есенин).
Они тесно общались, создавая поэтические кружки, каждое из которых воплощало в жизнь одно из поэтических направлений: акмеизм, футуризм, имаженизм и т.д. Мировоззренческие традиции в Серебряный век пришли из Западной Европы. Это философия Ницше, Шопенгауэра, религиозных мистиков. Атмосфера "Заката Европы" в предреволюционной России была,
как писал Мандельштам, густой, не позволяющей дышать. Возможно, поэты, наиболее близкие из смертных к пророкам, предчувствовали не только закат серебряного века, но и трагическое окончание жизни каждого из них.
        Трудно выделить отдельных поэтов, застолбив за кем-то звание "лучшего", а остальным, раздав лавры свиты. Каждый из поэтов был гениален по своему и, конечно, каждый втайне считал себя лучшим. Конкуренция на поэтическом Олимпе была сродни настоящей войне. Игорь Северянин и Владимир Маяковский боролись за звание "короля поэзии", устраивая публичные скандалы. Анна Ахматова открыто позволяла себе высказывания в адрес Марины Цветаевой: "белокурая кукла". Иногда неприятие доходило до открытого противостояния, как это было в дуэли между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.
         Понимая всю трудность выбора меж практически равными по силе таланта и столь непохожими в его реализации поэтами, все же выделим пятерых, без которых Серебряный век в поэзии мог бы и не состояться. Именно они были лидерами и идолами поэтических кружков, а их стихи до сих пор перепечатываются, да что уж там, переписываются от руки влюбленными и мечтательными подростками.

5 место. Сергей Есенин

      Сергея Есенина часто называют самым русским из поэтов. Рассказывать о жизни этого поэта в нескольких строчках - неблагодарное занятие. Тем более что о судьбе Сергея Есенина сказано и написано очень много. От хвалебных саг до острых критических статей. Как бы там ни было, именно со стихов Есенина, у "юношей с взором горящим" и девушек начинается увлеченность Серебряным веком. Его стихи охотно учат в школе и напевают на мотив дворовых романсов. Сам образ златовласого поэта, легко меняющего рубахи на английский смокинг, напивающегося вдрызг в кабаках, очаровывающего самых красивых женщин, до сих остается привлекательным и понятным.
        У критиков же есенинские стихи вызывают много вопросов. В них находят и языковые несоответствия, и ошибки синтаксиса, и чужие рифмы и обороты. Можно согласиться с тем, что хотя Есенин и был одним из основателей имажинизма, он не создал поэзии нового типа. Он просто набрал на струнах души знакомые всем с детства звуки, но сделал это с такой чистотой, с такой искренностью, что хочется их слышать вновь и вновь.

4 место. Игорь Северянин (Игорь Лотарев)

       Его слава, как сам он пишет, началась со скандальной рецензии Льва Толстого, которого возмутили открыто эротические метафоры стихов Северянина. Молодого поэта начали приглашать в столичные салоны, где он быстро нашел не только почитателей таланта, но и верных соратников. Его талант и несомненная харизма поставили его во главе кружка эгофутуристов, на плечах которых он и был коронован в знаменитом поэтическом поединке с Владимиром Маяковским.
       Сегодня Игорь Северянин не так популярен, как другие поэты из нашего топа. Однако его стихи, несомненно, остаются оригинальным творением русского Серебряного века. В конце своей жизни, которая пришлась на страшные 30-е годы, он написал, что больше нет читателей, которым нужны настоящие стихи. Возможно, сегодня нам предстоит вновь открыть для себя этого удивительного поэта, единственного, кто может хоть и с долей ироний, но при этом с полным основанием назвать себя "королем поэтов".

3 место. Анна Ахматова и Николай Гумилев

        Конечно, жена превзошла по таланту своего мужа. Превзошла она его и по количеству страданий, выпавших на ее долю. Но разделить этих двух людей даже в таком несерьезном топе, как наш - рука не поднимается. Поэзия и проза Николая Гумилева находится в очень узкой сфере Серебряного века, тогда как Ахматова является практически центром его притяжения. По ней одной можно было бы реконструировать серебряный век - от блестящего начала до трагического конца.
       Кроме того, что она была одной из самых сильных представительниц поэтического акмеизма, стала еще и той нитью, которая связала Серебряный век с русской поэзией середины 20 века. С ней общался Борис Пастернак, а Иосиф Бродский так просто боготворил эту женщину. Стихи Ахматовой нельзя назвать женскими, а ее саму назвать поэтессой. Хотя ее лирика бывает глубоко женской, в ней всегда чувствуется что-то большее, чем просто переживание тоскующей героини. Это мощная, природная сила, не знающая ограничений
полов и времен.

2 место. Владимир Маяковский

       Этого поэта невозможно спутать ни с одним другим. Ни по его стихам, которые, кажется, разрезают гладь бумаги графикой строк, ни по его жизненному пути, похожему на гибель не Титаника, а Титана. В отличие от многих современников по серебряному веку, он с радостью встретил новую власть. Его стихи, которые раньше сочетались разве что с дурно выглядящей желтой кофтой на литературных вечеринках, стали официальной лирикой нового строя.
       Однако за всей этой политикой, надо обязательно увидеть колоссальный поэтический талант Маяковского, который не смог вместиться в рамки классического стихосложения. Он раздвинул границы того, как должна выглядеть поэзия, как должна звучать поэзия, оставив неизменным только то, как должна пониматься поэзия. Пониматься она должно по-прежнему сердцем.

1 место. Александр Блок

        Наверное, нет людей, которые скажут "мне не нравятся стихи Блока". Хотя таких "критиков" много у всех остальных, означенных в нашем списке. Гений Блока безусловен.
Сам Блок производил впечатление холодного человека, и стихи его кажутся скорее холодными, почти стальными. Действительно, этот человек писал так, как жил. И жил так, как писал. Другое дело, что многим из нас его жизнь была бы непонятна.
         Мотивы его стихов аналогичны мотивам других поэтов Серебряного века: мистика, разрушенная любовь, прожигание жизни, бессмысленность бытия, революция. Однако в каждой из этих тем он создал творение, превосходящее по гениальности стихотворение любого другого поэта: "12", "Незнакомка", "Фабрика", "Я пригвожден к трактирной полке", "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека"... Автор этих стихотворений может быть во главе любого поэтического топа, не заботясь о том, с кем соседствует.."

        Теперь я обьясню свою мысль, антогонизм языков хорошо заметен и на стихиРу. Часто представители "есенинского" стиля поэзии совершенно отрицательно относятся к языку "пастернаковской" образности. Это не ново и имеет вполне обьяснимые корни. Начитавшись еще в школе и Есенина и Маяковского, любой читатель, если он вдумчив, постепенно переходит в другую плоскость понимания и образов и стихов. Растет можно сказать. Читает философию Хайяма. Чувствует послевкусие Басе и постепенно перестает воспринимать и "есенинский" стиль. Ничего плохого в этом нет. Но и частая предвзятость и свойство антогоничности, дает людям право говорить, "так надо", а так "не надо". Дело в том что любые одушевления предметов, чем грешит вся восточная поэзия начиная с Фирдоуси, мистичность, образы за гранью обьяснений, на грани чувств, ломают стереотип простой песенной поэзии. Бог его знает стоит ли, начиная с реформы Тредиаковского и его обьяснений ритмов поэзии углубляться и в "золотой век", не уверен. Но точно ясно одно. Языки авторов начинают существенно различаться и меняться.
       И дело не в подходах, а в простом неприятии чужого взгляда и понимания языка. Семантика расширяется до двойственных, тройственных значений слов и связей между ними. Смешиваются идиомы, фразеологизмы, пословицы, и мы приобретаем новый стиль. Стиль "алмазного", как его называют, сегодняшнего века в поэзии. Но корни его идут к нам через восточную поэзию, не буду брать древнегреческую и античную, смешанную с европейской философией, и пропущенную через образы и одушевления японской философии, или китайской, вплетенную в семантические связи с классикой "серебра", и вот мы получаем наш "алмазный век".
       Не буду говорить даже о постмодернизме или концептуализме, так как и опыт лучших представителей этих школ для стихиРу, чаще всего сомнителен. Сомнителен потому, что уровень таких стихов, может определить только специалист.

       "Теперь о восточной поэзии и образах. Недаром Пушкин так любил "Шахнаме". Кстати мне она тоже кажется вершиной и отправной точкой всей современной поэзии вобравшей в себя и лучшее и худшее серебра с мистичностью востока. Мистика "символизма" берет корни из восточной поэзии.
       "«Восток – дело тонкое", как отметил легендарный Сухов, но писать о восточной поэзии дело не просто тонкое, а наитончайшее. Вся наша ласкаемая и обласканная нашей мыслью европейская жизнь, а, может, существование иногда кажутся не стоящими строки
хайку.
       Когда речь заходит о восточной поэзии, сразу же на ум приходят жанры японского стиха или китайского, но почему-то забывается, что восточная поэзия это не только классическая японская «нерифма», но и целый сонм классиков Ближнего Востока. Как верно
сказал Омар Хайям, написав как будто о нашем времени:

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей.

        Поэтому, для сохранности языка и ушей при анализе творчества Востока нужно говорить о единстве восточной поэзии, и объединять придётся не только сложные в философском и мировоззренческом отношении китайскую и японскую поэзию, но и жизнерадостную младомусульманскую поэзию Саади и Фирдоуси, Омара Хайяма и Хафиза. Именно об этой поэзии писал А.С. Пушкин: "Слог восточный был для меня образцом…". И сложность такого анализа в связи с этим возрастает многократно.
       Но основой, питающей творческую вязь восточной поэзии, всё-таки остаётся мудрая и многообразная классическая японская поэзия.
       Рождение многих стихотворных жанров японской поэзии длилось не одно столетие, то затухая, в основном, из-за разногласий учеников основоположников, то вновь разгораясь искрящимся пламенем новых кумиров. Принято разделять три основных периода становления японской поэзии. Поэзия Древней Японии (Сугавара-но Митидзанэ, Аривара-но Нарихира и Ки-но Цураюки VIII-IX вв.), поэзия Средневековья,( Мацунага Тэйтоку, Нисияма Соина, Мацуо Басе XII – XVIII), поэзия Нового времени (Исикава Такубоку, Есано Акико, Китахара Хакуси XX ).
       Два основных жанра японской поэзии хокку (хайку), т.е. трехстишье, и танка, т.е. пятистишье, видоизменялись, усложнялись и совершенствовались все эти двенадцать веков.
На первых шагах своего становления японская поэтика не выходила за рамки народной песни "ута". Основным содержанием таких песен были наивные стихи-напевы об окружающем человека мире, как сегодня метко говорят про песни северных народов, - что вижу, то пою.
       В те стародавние времена в Японии существовала только одна стихотворная форма - "танку", (короткая песня), а длинный стих - "нагаута" - не применялся столь широко. Пятистишие "танку" состоит из пяти слогов в первой строке, на вторую отводится семь, в третьей опять ставится пять и по семь - в четвёртой и пятой. Первая строфа состоит из трёх метрических единиц, вторая - из двух.
       Хокку - это более сложный ритмически, состоящий из семнадцати сложений, стих, поделённый на три группы, отличающиеся друг от друга количеством слогов. В первом стихе пять слогов, во втором – семь и в третьем - снова пять. Обычно такой стих называют
трёхстишьем. Ударения для "хайку" не особенно важны, потому что ритм чтения обеспечивается чередованием слогов. В "хокку" главенствует "нерифма" и чёткая метрическая схема, без неё трехстишье тускнеет и распадается. Но всё-таки некоторые классики
(Басё) ради красного словца иногда нарушали метрику в угоду художественному образу. Как говорила известный знаток и переводчик японской поэзии В.Маркова: "Искусство писать "хокку" - это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах".
Лучшей в своё время школой поэзии "хайку" считается школа Басё, который замкнул в своём творчестве созерцательный принцип восточной философии: "Душа, достигнув высот прозрения, должна вернуться к низкому".

Слово скажу –
Леденеют губы.
Осенний вихрь!

        Своими сложными художественными методами Басё создал и развил основные принципы поэзии "хайку". Это саби и сиори – одно в другом, то есть непременное предчувствие присутствия (не само присутствие), про такие стихи мы говорим: не грустные, а с
налётом грусти. Хосоми - сложный принцип взаимодействия души автора стиха с тончайшим смыслом обозначения явления или его духовной сущности, по микроскопическим признакам именно своей микроскопичностью утверждающих достоверность и заставляющих читателя испытать чувства автора. Принцип Фуэкирюко о вечно меняющемся и вечно постоянном, которое едино в принципе и изменчиво в форме. Принцип Каруми, видимо, открытый Басё в последние годы жизни и творчества.

Легкость пуха
Мешает узнать
Что за чертой.

        Простота, лёгкость при единении с миром и природой, при единении с самим собой и своим телесным естеством, которое сегодня есть форма слабая и уходящая, а завтра она же может стать монументальной и вечной. На тернистом пути "хайку" обогащалась возникающими жанрами и стилями, здесь можно вспомнить о поэзии «ренга», блиставшей в XIV веке. Суть её заключалась в определении природного сезона и отнесении групп слов к определённому времени года. К этому времени привязывались и определяли его тысячи и тысячи слов. "Луна" было осенним словом, так как осенью она светит ярче, "лето" могло обозначиться кукушкой, а "зима" - цветком сакуры на снегу. Поэты "хайку" могут писать только то, что пережили, ощутили, почувствовали. Современный автор стихов "хайку". Абэ Канъ-ити сказал: "Пока я не доеду туда сам, пока в этом конкретном явлении я не увижу своего, я ничего не могу сочинить"."
        Источник сайт "http://pishi-stihi.ru/".
        Для любого начинающего автора очень много полезной информации.
        Ну и в заключение я хочу сказать, если автор может обьяснить свой образ, не стоит говорить, что он не прав, он так видит, чувствует, понимает, и такой у него опыт семантической связи слов, пропущенной через себя поэзии. Читайте классику.
        В заключении, кому интересно, прошу принести стихи на любую восточную тему или в восточном стиле. Тем более на родине этой поэзии сейчас "очень не сладко". Я не знаю чем можно помочь несчастным людям. Может быть просто вспомнить о огромном культурном наследии "восточной поэзии". Сам я лично очень люблю Шики и Басе. И закончу его гениальными словами:

Сто крат более благороден тот -
Кто не скажет при свете молний:
Вот она. Наша жизнь.

        Я тоже ученик и только учусь понимать образы и философию поэзии, как и все вы.
        Алекс Рудов. http://www.stihi.ru/2011/03/19/3571