Конкурс стихов о поездах. 3 Поезд едет в отпуск

Маша Халикова
   3. Следующее конкурсное стихотворение, которое я читаю и рецензирую сегодня, - "Поезд едет в отпуск", автор - Михаил Лукашевич.

Поезд отпуск получил –
И на юг.
Он в дорогу взял вещей
Целый тюк.

Он от счастья
Загудел:
«У-у-у-х!»
С места тронул,
Громыхнув:
«Бух!»
Разогнался и запел:
«Чух! Чух! Чух!»

И помчался
По путям
Во весь
Дух.
И кидали тополя
В него
Пух.
А он только
Напевал себе
Вслух:
«Чух! Чух! Чух!»
«Чух! Чух! Чух!»

Вот и прибыл,
Вот и прибыл
На юг!
Замерев,
Устало выдохнул:
«Фу-у-х!
Скоро
В море
Поплыву:
Плюх да плюх!
Буду кушать
Пахлаву
И урюк!».

   Стихотворение написано для детей, и, думается, читается ими легко и приятно. Не может не понравиться и взрослому, потому как ребенок - самый строгий судья. "Большая" я не исключение в этом смысле. С первых же строчек впала под обаяние милого и незамысловатого повествования о приключениях Паровозика в отпуске. Забавный персонаж стихотворения нарисован очень живо, подвижно. Так и хочется "загудеть" вместе с ним "от счастья". Воздействие на читателя идет прежде всего на эмоциональном плане. В этом смысле строки Михаила могут быть даже целительными. Восприятие, уставшее от наплыва разнородной информации, здесь успокаивается. Мало-помалу на лице появляется безмятежная улыбка, а тревожившие вопросы забываются. Представляешь себя на юге, где валяешься на чистом песочке под лучистым солнышком, плещешься вместе с Паровозиком в теплом лазурном море, угощаешься урюком и пахлавой (ах, какой заманчивый образ - он, кажется, имеет даже запах).
   Стихотворение выполнено профессионально и на техническом уровне. Оно вполне могло бы стать, например, песенкой для мультфильма. И стало бы неотразимым, если бы было проиллюстрировано какой-нибудь веселой красочной картинкой.
   Рифма проста, но всюду аккуратно выдержана. Действие очень динамично: весь путь на юг проносится перед нами в нескольких строчках благодаря обилию глаголов ("получил" отпуск, "взял" вещи в дорогу, "загудел от счастья", "с места тронул, громыхнув", "разогнался", "запел", "помчался", тополя "кидали" в него пух, "напевал"). Когда же Поезд достигает заветной цели, его (а вместе с ним и нашему) ликованию не видно конца: сочетание "вот и прибыл" повторяется дважды. Теперь можно расслабиться ("замерев, устало выдохнул") и помечтать, причем отдых представляется активным, потому что выражается также глаголами: "поплыву", "буду кушать". Нельзя не заметить и обилия междометий, звукоподражательных слов и восклицательных знаков ("У-у-у-х!", "Бух!", "Чух! Чух! Чух!", "Фу-у-х!"). Все эти средства придают стихотворению живость, стремительность, легкость. Оно хорошо читается и запоминается. Эмоциональное воздействие усиливается благодаря тонкому и доброму авторскому юмору.
   На мой взгляд, созидать стихи для детей - вообще очень трудно. Если только "детское", доверительное отношение к окружающему не является особенностью мировосприятия. Большинство "взрослых", в том числе талантливых поэтов, к сожалению, давно утратило живую связь с детством.
   А вообще, очень скучно писать серьезное о веселом, легком, забавном стихотворении. Но - такова моя обязанность. Была бы маленькой, просто воскликнула бы: "Мама, хочу книжку про Паровозик!!!"

Картинка: http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/245819.
Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.
Поиск судей: http://www.stihi.ru/2011/03/21/2809.