5. 3. И вновь, и снова о пеоне

Удивительное дело, друзья мои. 

Вот я опять о пеоне заговорил, но уже совершенно в другом свете.

Если раньше мои рассуждения опирались на искусственные построения  чистых пеонов, затем на прекрасную поэзию Н.Рубцова и очень сложно формулировались в определения, то вдруг оказалось следующее: найди у кого-нибудь неправильный ямб или хорей и сразу поймёшь, что такое пеон.

А что значит неправильный?

А то и значит, что когда начинают писать ямбом или хореем, применяя многосложные слова, то уже законы двухсложника меняются, усложняются и без привлечения понятия пеона не обойтись, в попытке объяснить поэту его ошибки.
Не будем голословными. Перейдём к примерам.

Вот строка обычного, вроде, пятистопного ямба:

БиблЕй/ской зА/поведь/ю взЯв /оснО/вы,
01 01 0(1) 01 01 0
01 01 00 01 01 0
Нормальная, вроде, строка, но что-то не так.
 
А вот строка может быть бессмысленная, но с точки зрения фонетики более совершенная:
БиблЕй/ский за/повЕд/ник дл(Я) /оснО/вы,
01 0(1) 01 0(1) 01 0
0100 0100 010

Первая из строчек является просто ямбом с одним пиррихием в совершенно случайном месте и, читая её, мы сбиваемся слегка на ударении «за» в слове «заповедью». Так и хочется ударить «заповеЕдью».

А во втором случае пиррихий расположился таким образом, что мы получили метр именуемый вторым пеоном. Ударение в слове «для» мы тоже как бы опускаем, чтобы никто не подумал, что это деепричастие глагола «длить», продлевать.

И вот словно реченька льётся чистейший второй пеон. Четырёхсложный метр с ударением на втором слоге стопы.

Вот тут-то мы окончательно убеждаемся, что пеон не есть искусственное построение, но средство для проверки правильности расположения в строке двухсложника многосложных слов. Причём очевидно, что человек с развитым чувством ритма никогда не напишет ничего подобного первому примеру.
 
Ну, а теперь, вооружённые передовой теорией разберём пример, где приведя хаос в пиррихиях ямба к пеону можно и должно усовершенствовать исходный текст:

Нам демократия всегда несла
00 01 00 01 01 = 0001 0001 01 (четвёртый пеон)
замену совести своей  личиной.
01 01 00 01 01 0
Сместив понятия добра и зла,
01 01 00 01 01
Эксперименты ставили с Отчизной
00 01 01 00 01 0
 Обратили внимание на пиррихии, которые гуляют как им хочется. Попробовали прочесть вслух и стройно. То-то!

И лишь в первой строке видим четвёртый пеон в чистом виде. Но почему же он так нелепо звучит? Четвёртая строка тоже начинается как четвёртый пеон (0001), однако воспринимается нормально. Какая же между ними разница?
1) в первой строке рифма мужская, в 4-й - женская
2) четвёртая строка начинается с реально длинного слова (пятисложного!) с ударением на 4-й слог. Куда деваться? Тут пеон чист, аки слеза младенца.
3) А вот первая строка это искусственный 4-й пеон. Это связано просто с тем, что на первый безударный слог попадает местоимение - ударение на нём, естественно не акцентируется, но и слить его в едином порыве со словом "демократия" как-то не тянет. Придумаем пятисложное слово с "демократией" в конце. Например, "постдемократия". Почему нет?
И вот уже строка звучит чистым четвёртым пеоном:
ПостдемокрАтия всегдА неслА
0001 0001 01
Вот и ещё одно правило сформулировалось:

4-й пеон обязан быть чистым. Только реально длинное слово можно "выдержать" в ожидании ударения. Такое как "эксперимЕнты", например, в 4-й строке.


Что ж? Перепишем четверостишие следующим образом (просто переставив слова):
ВсегдА нам демокрАтия неслА
0100 0100 01 (чистый второй пеон)
ЗамЕну сОвести своЕй личИной
01 01 00 01 01 0 (ямб с пиррихием в "неподходящем" месте - дальше поймёте почему)
ПонЯтия сместИв добрА и злА
0100 0101 01 (второй пеон с дополнительным ударением)
ЭксперимЕнты провелИ с отчИзной
0001 0001 01 0 (чистый четвёртый пеон)

Ритмическая картина 1-ой и 3-ей строк — чёткий второй пеон. Во второй стопе 3-ей строчки появляется дополнительное ударение. Но это не главное. Главное, что на ударения по схеме пеона не попадает пиррихий. Теперь несколько выпадает вторая строка со своей «совестью». Так и хочется прочитать «совестИ», чтобы пеон был настоящим во всех 4-х строках.

И вот опять «опеоненный» ямб. Смотрите:

Жестокостью до самоистязанья
0100 0100 010 (чистый второй пеон)
стране готовили ее конец.
01 01 00 01 01 (ямб с пиррихием в "неподобающем" месте)
Кровавой диктатуры притязанья,
0100 0100 010 (чистейший второй пеон)
где коммунизму – мировой венец.
0001 0001 01 (четвертый пеон, поэтому тоже нормально читается и сочетается со вторым, так как то и то разновидности ямба)

Видим, что вторая строка имеет пиррихий, да ещё на 6-ом слоге, что недопустимо по "правилу пеона".

Переписываем так:

ЖестОкостью до саАоистязАнья
0100 0100 010 (чистый второй пеон, особенно, если в последнем сложносоставном слове поставить два ударения)
готОвили странЕ её конЕц
0100 010001 (и вот имеем чистый второй пеон, если снять ударение с местоимения «её»)
КровАвой диктатУры притязАнья,
0100 0100 010 (чистейший второй пеон)
где коммунИзму – мировОй венЕц.
0001 0001 01 (четвертый пеон, поэтому тоже нормально читается и сочетается со вторым, так как то и то разновидности ямба)

А теперь вспомним первую строчку из предыдущего примера.

"Нам демократия всегда несла." Помнится я там высказался в том смысле, что если пеон-4, то строка должна начинаться с длинного слова и сконструировал "постдемократию"
А почему же тогда здесь в начале 4-ой строки "Где коммунизму" нас не раздражает, хотя строка четвёртого пеона начинается с предлога "где".

Разберёмся вместе.

Мне думается, что дело тут в том, что слово "коммунизму" (4 слога) малость покороче "демократии" (5 слогов) и ударение в нём на предпоследнем слоге и однозначно. Слово же "демОкрАтия" так и норовит распасться на два слова "демос" и "кратос" и только приведённое ко второму пеону становится монолитным и незыблемым. Впрочем, вы в этом наверное сами убедились, попробовав на слух и "на зуб" предыдущие примеры.

Возможно, что это слишком сложно на первый взгляд, однако мораль тут проста.
Пиррихии тоже должны быть регулярными и образовывать пеонные группы.

В ещё более общем виде имеем правило:
В случае ямба обязательно должны быть ударными 2-й, 6-ой, 10-й (и 14-й, если он есть) слоги
на 4-ом и 8-ом допустимы пиррихии.
В случае хорея обязательно должны быть ударными 1-й, 5-й и 9-й (и 13-й, если он есть)слоги.
на 3-ем, 5-ом и 7-ом возможны пиррихии.

Во избежание недоразумений и непонимания поясняю, что это всё сказанное относится к многостопным ямбу и хорею (5-6-7 стоп). Применение указанных правил к четырёхстопным двухсложникам может привести к недоразумениям. Из них пеоны не получаются.

Как всегда жду мнений, отличных от авторского, и замечаний внимательных читателей.

Ваш Ю.П.

P.S. Огромное спасибо Митрофанычу Воронежскому за то, что он внимательнейшим образом вычитывает мои материалы и указывает на описки и заблуждения, тем самым побуждая мысль к дальнейшему развитию.

В продолжение: http://www.stihi.ru/2011/04/15/3253


Рецензии
Если же между ударными слогами будет не 3, а 4 безударных слога, то получим пентон.))

Например.
.
Суверен. Пентон 2. Фэнтези

Пульсирующие нити
И месяца нарождающегося рог.
Блистательный повелитель
Магическим покровительством пренебрёг:

Изысканными речами
Испытывал предсказуемость королей,
Неистово обличая
Пророчества, предначертанные Земле;

Раскладывая на части,
Выискивал в привлекательности подвох;
К развёртыванию власти
Направил неукротимое большинство;

С безжалостностью раздвинул
Зеркальную затуманенность островов;
На огненную вершину
Возвёл перевоплощённое Божество!

6.03.2016
© Copyright: Виктор Дванольодинвосем

Вот схема ударных и безударных слогов пентона второго,
с чередованием двустопных и трёхстопных строк:

о1оооо1о
о1оооо1оооо1
о1оооо1о
о1оооо1оооо1

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

о1ооо_о1о
о1ооо_о1ооо_о1
о1ооо_о1о
о1ооо_о1ооо_о1

Здесь
о1ооо = чистый (одноиктовый) пентон второй = пятисложная стопа со вторым ударным слогом.
.
Теги:
пентон, парапик, пентон второй, пятисложная стопа, чистый пентон,
одноиктовый пентон, одноиктовый пятисложник, одноиктовый пятидольник, одноударный пентон, одноударный пятисложник, одноударный пятидольник,
U—UUU, U — U U U, о1ооо, 01000, - ! - - -, -!---
.
Суверен (от фр. souverain — «высший», «верховный») — лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределённого срока полностью принадлежит верховная власть в государстве.

Виктор Дванольодинвосем   09.03.2016 19:58     Заявить о нарушении
Согласитесь, Виктор, что все эти пентоны несовременны и тяжеловесны и читаются тяжело. Мне они, например, совершенно неорганичны. Ну, не воспринимаю. Такой вот я примитив, как говорил Венечка Ерофеев. Ну, пусть примитив. Но то, что говорю, в том уверен.

Семинар Юрия Петровича   09.03.2016 21:41   Заявить о нарушении
-\\- все эти пентоны несовременны и тяжеловесны и читаются тяжело -\\-
Не соглашусь.))
Пентон лёгкий, летящий метр!
И даёт простор для создания новых мелодий.
Вот, например - http://youtu.be/1LThhNiP7HQ
Попробуйте спеть какой-нибудь пентон. И присылайте ссылку в Ю ТЬЮБ. Мне интересно.
С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   09.03.2016 22:10   Заявить о нарушении
У меня не открывается ссылка. Но дело не в этом. Сказанное Вами натолкнуло на более глубокие мысли. Буду их думать. О результатах доложу.

Семинар Юрия Петровича   20.03.2016 16:42   Заявить о нарушении
Можно просто эти слова поставить в поисковик:
Бессмертный полк Пентон 2 Песня Версия 1 0 Виктор Качемцев
Хотелось бы услышать мужской вокал.

Виктор Дванольодинвосем   20.03.2016 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.