Конкурс стихов о поездах. 12 Этот Поезд летит...

Маша Халикова
   12. Ноукамментс, "Этот Поезд летит..."

Этот Поезд летит -
ни за кем,
в никуда.
Надо с этого
скорого поезда -
прыгать.
В этом Поезде едут
любовь и беда.
Страх потери.
Жестокость игр.

В этом Поезде - жизнь -
ходуном. Толчея
в дымном тамбуре
чувств.
Станций - нет
по дороге!
В этом Поезде,
где
от себя я -
мчусь,
и Друзья,
и Враги -
продрогли.

Снова жалости -
нет.
Нет спасенья
от снов -
в этом Поезде,
где,
на крутых поворотах,
нас отбросит
и кинет
друг к другу
вновь
Всемогуще-Бессильный
кто-то.

Этот Поезд летит
не по дням -
по часам...
На прыжок затяжной
из вагона -
нацелься!..

...Мне знаком
его темп,
его ритм -

я сам

этот Поезд

пустил

по накатанным

рельсам.

   Хорошо. Первое, на что обращаешь внимание, - необычная форма. Ритм, имитирующий стук колес, - равномерный, с перебоями на стыках. Однако это своеобразие не отвлекает от восприятия смысла. Автор стихотворения задается знакомой всякому думающему человеку "вечной" темой, сравнивая свою жизнь с Поездом, который "летит" - на первый взгляд, "ни за кем, / в никуда". Поначалу этот поезд производит жуткое впечатление чего-то неуправляемого, неостановимого. Все перемешалось в нем от скорости и тряски: "Любовь и беда. / Страх потери. / Жестокость игр". Здесь "жизнь - / ходуном. Толчея / в дымном тамбуре / чувств". К тому же "Станций - нет / по дороге!". А человеческие отношения складываются случайно: "на крутых поворотах, / нас отбросит / и кинет / друг к другу / вновь / Всемогуще-Бессильный / кто-то". Естественным выходом из такого положения кажется: "Надо с этого / скорого поезда - / прыгать". Этой мыслью открывается стихотворение, она же еще раз звучит ближе к концу: "На прыжок затяжной / из вагона - / нацелься!.." Казалось бы, все: композиция замкнута в кольцо, мысль должна пойти по кругу. Но - неожиданно, с удивлением, с благодарностью автору мы видим, что кольцо размыкается, чем показана его условность, непредопределенность.
   Интересен путь, которым приходит автор к такому выводу. Для того чтобы проследить его, вернемся к началу стихотворения и прочтем его заново. Мы увидим, что в своем анализе идем все той же дорогой, только совершаем обратный путь. Когда идем наружу, нет ответа. Когда движемся внутрь - мы его находим. Желание прыгнуть с летящего поезда жизни, ощущение сумятицы и толчеи, случайность отношений, холод на сердце, "жалости - нет", а есть только неустанный поиск ответа на вопрос: почему все устроено так?.. А потом в стихотворении появляется "кто-то" "Всемогуще-Бессильный". Вновь повторяется мысль о прыжке, после чего и следует неожиданный, но верный вывод, твердость которого подчеркнута и формальным, четко обозначенным отделением строк:

...Мне знаком
его темп,
его ритм -

я сам

этот Поезд

пустил

по накатанным

рельсам.

   А если ты пускаешь свой Поезд сам, винить некого. И прыгать - незачем. К тому же, рельсы оказываются "накатанными": сколько людей проходили свой земной путь до тебя, через этот опыт обретая мудрость, укрепляя свой дух и веру.
   И мы выходим из стихотворения преображенными. Мы - не пассажиры неуправляемых поездов. Мы - машинисты, временно, в забытьи отошедшие от управления. Это открытие поражает своей парадоксальной простотой. И мы вдруг знаем, что нужно делать.
   Пора вернуться в кабину.
Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.
Поиск судей: http://www.stihi.ru/2011/03/21/2809.