Конкурс стихов о поездах. 13 Про ЖД водку

Маша Халикова
   13. Вячеслав Курбанов, "Про железнодорожную водку".

Железнодорожные боги,
Подарили железнодорожную водку,
И мы пили ее у дороги,
Но не лезла она в мою глотку.

Эта жидкость мне рот обжигала,
И в горло никак не текла,
Но она, черт возьми, согревала,
И дарила немного тепла.

Мы стояли на улице долго,
А рабочий поезд не шел,
И второй стакан в мое горло,
Как-то проще и мягче пошел.

Минус 40 и ниже - не 30,
На лету замерзает слюна,
Чтоб согреться надо напиться,
И мне еще наливают в стакан.

Не стакан даже вовсе,
Консервная банка пустая,
И по кругу из нее пили все,
Словно братья из волчей стаи.

И все больше тумана в мозгах,
И все больше пара на выдохе.
И чем меньше смысла в словах,
Тем стройней и логичнее выводы.

И наш поезд пришел только заполночь,
Когда спирт был уже весь допит,
Облепили толпою мы вагонную печь,
Проводник ее любит сильно топить.

И все спали потом словно дети,
К жаркой печке прижавшись спиной,
Ничего не осталось на свете,
Только этот рабочий вагон...

20.12.07

   Как я уже говорила, стихи о железной дороге собираю уже несколько лет. И с этим стихотворением я знакома давно: впервые прочла его в феврале 2007 года (кстати, дата написания обозначена декабрем - это не ошибка?) - правда, автор его раньше не был мне известен. Дело в том, что тогда я открывала тему стихов о поездах в форуме "Полоса отвода" на сайте Российских железных дорог. Выкладывала свои произведения, с удовольствием читала те, которые в больших количествах размещали увлеченные пользователи, собирала особенно понравившиеся стихи в отдельную тетрадь. Приютилось там и это "безымянное" (добавленное в моей темке неким GASHEK120849) стихотворение, наряду со строками из Майи Борисовой, Леонида Мартынова, Владимира Павлинова, Виктора Коротаева, Алексея Попова... И было очень неожиданно, когда известные уже строчки прочла в заявке на этот Конкурс. Так что отношение мое к этой работе изначально не может быть беспристрастным.
   Это было во-первых. А во-вторых, я тоже не чужда железной дороге. В свое время училась на курсах проводников, имела отношение к пригородному сообщению в качестве разъездного кассира, экипировала вагоны в рейсы... Не по наслышке знаю, и что такое рабочий поезд. Поэтому при чтении стихотворения воспринимаю и оцениваю его в данном случае не как профессиональный литературный работник, но как душа, родственная дороге. Не стыжусь ведь я сейчас собственных строчек - наверное, далеких от высокой поэзии, но таких искренних:

"...Я снова "на земле". Но память - навсегда,
И так же бередят на сердце раны
Несущиеся вдаль чужие поезда:
Москва, Владивосток, Новороссийск, Хабаровск...

Я прихожу порой их проводить,
Смотрю со стороны, из-под навеса:
Зеленого пути, проводники,
Хотела бы я быть сейчас на вашем месте.

Пусть вас минуют холод и жара,
Поломки, неисправности, раздоры,
Бессонница, плохое настроение с утра,
Приказы, пункты, штрафы, ревизоры.

Пусть будут только города в огнях,
Знакомства, телефоны, разговоры ночью -
Пусть будет все, чего не будет у меня,
Но чего бы мне хотелось очень-очень.

Все позади, и только иногда
Меня пронзит такой знакомой болью:
Флажки, ключи, РШ, вокзалы, поезда -
Как хорошо еще я это помню..."

   Да простит меня автор за столь обширное лирическое отступление!
   Вернемся к его работе. В стихотворении Вячеслава просто и честно поведана реальная история из рабочих будней рядового железнодорожника. Здесь нет романтической пелены, с которой смотрит на дорогу пассажир или любитель, пришедший на вокзал проводить поезд. И в этом для меня состоит особая ценность стихотворения. Пустой перегон, вечер, мороз под минус сорок, рабочие, сроднившиеся как "братья из волчьей стаи", подаренная "железнодорожными богами" "железнодорожная водка", консервная банка, из которой все пьют по кругу за неимением стакана, задушевные разговоры, в которых "чем меньше смысла в словах, / Тем стройней и логичнее выводы", - и, наконец, долгожданный рабочий поезд, раскаленная вагонная печь и рабочие, уснувшие, словно дети...
   Единственный вымышленный собирательный "персонаж" в стихотворении - "железнодорожные боги". Его можно воспринять как плод художественного воображения автора, но скажу вам со всей ответственностью: это не так! В таких покровителей верит каждый железнодорожник. Дабы не быть голословной, проиллюстрирую свое утверждение коротенькой историей из собственной жизни. Когда я стажировалась на разъездного кассира, то чудом не сломала пальцы, когда по ним с силой хлопнула тамбурная дверь. После этого кассиры приняли меня как свою, мотивируя это странной, на первый взгляд, причиной: "Тебя поездной любит, поскольку уберег!" :-)
   Как "профессиональный" поэт, на которого я сейчас "учусь", многое в этом стихотворении я бы, конечно, не похвалила ("обжигала-согревала", "шел-пошел", "слюна-стакан", "мозгах-словах", "спиной-вагон"; перебои ритма), но, поскольку осмелилась привести свой отрывок, то и в этом случае промолчу.
   В любом случае, отмечу, что это стихи не для масс. Только на ЖД форуме "Железнодорожная водка" и "Зеленого пути!" встречаются "на ура". Круг почитателей их, наверное, слишком узок. Написаны они, прежде всего, из потребности самовыражения. Но те эмоции, которые они вызывают в родственных душах, оправдывают их существование.
   И еще, почему-то кажется, что это была бы хорошая песня.
Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.
Поиск судей: http://www.stihi.ru/2011/03/21/2809.