Конкурс стихов о поездах. 22 Размышления под стук

Маша Халикова
   22. Анатолий Чертенков, "Размышления под стук колёс".

Какая ты все же большая –
Россия, Отчизна моя!..
Но дождь… Он не землю питает,
Он тупо пытает меня.

Попутчик мой, враль первоклассный,
Смешит простодушный народ.
Меняются станции, кассы…
А дождь всё идёт и идёт…

Но вырвалось солнце из плена
И к людям – в сердца и умы.
И кровь заспешила по венам,
А значит – не мёртвые мы!

И снова тропинкою узкой
Петляют верста за верстой.
Земля называется русской.
А русскою, значит – святой!

Я сбросил покорность с коленей
И к чёрту… в окно… на перрон…
И ветер с настоем сирени
Ворвался в плацкартный вагон.

   Стихотворение определенно понравилось. После прочтения нескольких работ в жанре любовной лирики с радостью обнаружила произведение философское с элементами гражданской поэзии.
   В стихотворении можно выделить две части. Первая - это две начальные строфы. Лирический герой стихотворения едет в поезде. В вагоне тем временем течет своя жизнь, и "первоклассный враль" - общительный попутчик развлекает "простодушный народ" своими бесконечными россказнями. Но эта внешняя жизнь, пестрая и шумная, проходит для героя стихотворения будто бы фоном. Осознанность его сосредоточена на собственных мыслях, проплывающих в голове "под стук колес" и шум затяжного ("пытающего") дождя. Герой в данный момент воспринимает людей вокруг не по отдельности, а именно как "народ". Пейзажи за окном тягостны и однообразны; "меняются станции, кассы" - "а дождь всё идёт и идёт". И герой переходит к мысли о том, что страна его велика и необъятна ("Какая ты все же большая – / Россия, Отчизна моя!.."), однако что-то тревожащее, подобно нескончаемому дождю, нависает над ее судьбой. Герой мучится вопросом, что именно, и пока не может найти на него ответ.
   Спустя какое-то время в тучах появляется просвет, сквозь который проглядывает солнце. В этого момента происходит перелом в настроениях героя, и начинается вторая часть стихотворения, включающая следующие три строфы. Солнце, "вырвавшееся из плена", по-новому освещает окружающих путешественника людей, в которых он обнаруживает добрые сердца и сметливые умы. "И кровь заспешила по венам, / А значит – не мёртвые мы!" - восклицает он вдруг в порыве внезапного родственного чувства. Он вновь смотрит в окно, но теперь обнаруживает движение, развитие: "И снова тропинкою узкой / Петляют верста за верстой". Укрепляется его вера в будущее Русской земли, которую он называет уже "святой". И только теперь к герою приходит понимание того, что же тяготило его до того, как проглянуло солнце. Покорность! Многотерпеливая выносливость русского человека, позволявшая различным игам нависать над собой подобно дождевым тучам. Поняв это, герой словно встряхивается - и сбрасывает эту покорность с себя: "к чёрту… в окно… на перрон…"
   Последние две строки чрезвычайно удачно завершают стихотворение: "И ветер с настоем сирени / Ворвался в плацкартный вагон". На героя, осознанной волей освободившегося от мучившей его покорности, веет чистотой и свежестью нового дня. Образ плацкартного вагона также очень уместен здесь как символ единения людей и движения их вперед.
   Замечаний нет ни по форме, ни по композиции, ни по поводу авторского замысла. Все в этом стихотворении видится мне гармоничным. Спасибо Анатолию за приятное ночное чтение.
Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.
Поиск судей: http://www.stihi.ru/2011/03/21/2809.