5. 4. Так откуда берётся пеон?

В начало:http://www.stihi.ru/2011/03/29/5091

Интересный вопрос.
Если все остальные метры задаются первой строкой и далее мы им следуем, то с пеоном иначе. Думая, что человек пишет ямбом он вдруг обнаруживает, что в некоторых местах возникли пеоны и они либо сливаются с окружающим ямбом, либо мешают его ритмике.

Вроде пишет человек хореем или ямбом и вдруг звучание стиха оказывается не плавным, а рваным и непонятно отчего. Вроде пиррихии никто не отменял. Есть они и есть. Но что-то тянет ставить ударения в длинных словах не там, где надо. Какие-то другие законы вступают в силу. С этим явлением неизбежно сталкивается человек,  имеющий хороший ритмический слух, когда начинает писать многосложными словами, находясь при этом в рамках ямба или хорея. Вернее, скорее всего он-то построит правильный пеон и не услышит дисгармонии, а если слух ритмический ещё не очень развит, то неправильность пеона услышит читатель,  у которого слух на это лучше настроен.

Перейду к примерам:

СветИлось прОшлое в душЕ у нАс,
01 01 00 01 01
как предвоЕнный пЕсенный экстаАз.
00 01 01 00 01

Итак? Это явный пеон в связи с наличием одного пиррихия в первой строке и двух во второй.
При этом ритмика второй строки симметрична относительно середины - два 4-х пеона в начале и в конце, а в первой всё наоборот - пеон в середине строки.

Так и хочется прочитать:

светИлось прошлоЕ в душе у нас
0100 010101

То есть происходит следующее: слово «светилось» диктует необходимость иметь ударение на 6-ом слоге в строке – пиррихий там недопустим. Если бы за словом «светилось» следовало два коротких слова, например:

СветИлись Ум и чЕсть в глазАх у нАс
01 01 01 01 01

Как раз тот случай, что трёхсложное слово вписалось без пиррихиев в строку и ямб остался чистым, без пиррихиев – никаких проблем.
Но что всё же делать с первой строчкой.

Не искажая смысла можно сделать следующее:

И прОшлое живЁт в душЕ у нАс
01 00 01 01 01
как предвоЕнный пЕсенный экстАз.
00 01 01 00 01

Не правда ли, звучит лучше?

И снова срабатывает закон 6-го слога. Ну, не может на 6-ой слог приходиться пиррихий.

Ещё раз предупреждаю, что ни в коем случае не претендую здесь на "истину в последней инстанции", но лишь пытаюсь разобраться в хитросплетениях русской силлабо-тоники.

И, как всегда, жду вопросов с места.

Будем вместе разбираться как лечить пеоны.

Всегда Ваш,
Ю.П.


Рецензии
Прослушал сколько смог. Рад, что пытаетесь научить людей писать приятные слуху обороты! Сложно воспринимать прозу со слуха в трактовке синтезатора... Пишу давно, ещё в той жизни... Не учился сложению, размер и ритм знаю, пишу как Бог на душу положит!
http://www.stihi.ru/2010/04/23/2294
Если не затруднит, приглашаю проинспектировать мою страницу! Почему прослушал? Ответ в начале страницы.
Успехов Вам в этом - нужном деле!

Николай Агеев 2   17.06.2012 09:59     Заявить о нарушении
Николай!!! Как жаль, что с опозданием на 5(!!!) лет, но наша встреча в эфире произошла. Преклоняюсь перед Вашим подвигом.. То что прочел впечатляет. Не прощаюсь.
С теплом и светом,
Ю. П.

Семинар Юрия Петровича   19.06.2017 14:17   Заявить о нарушении
Сердечное спасибо Вам! Заходите ещё! Буду рад ссылкам.

Николай Агеев 2   19.06.2017 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.