Конкурс стихов о поездах. 35 Сажусь как прежде...

Маша Халикова
   35. Владимир Алексеев Псков, "Сажусь как прежде, в прицепной вагон...".

Сажусь как прежде, в прицепной вагон,
В ночь поданный. Для нас, слегка поддатый,
Сам проводник ступает на перрон,
Секунду вспять - с небес, как бы крылатый.

И тужится, и лязгает состав,
Вагоны вдаль немного подавая.
Свет фонаря, и белый снег с куста -
Всё полнит нас воспоминаньем рая.

Вхожу в вагон, а там - тепло и дух
От тел, согласно купленным билетам
Занявших полки. Наполняет слух
Могучий храп над скрюченным атлетом.

Сажусь на место. Мне не привыкать.
Солдатики идут в вагон. Не строем...
Бывает и такою благодать.
И - что сказать? Мы лучшего не стоим!

   Скажу откровенно, стихи Владимира мне очень понравились. Кроме того, что его работы как нельзя лучше соответствуют теме Конкурса, они очень близки мне по духу и настроению и выполнены на довольно высоком поэтическом уровне.
   Для своего отзыва я выбрала третье из четырех стихотворений, указанных в заявке. Почему? Причина очень проста и субъективна.
   Есть у меня такие строчки:

"Без желания переиграть
Я смотрела в окно, замирая,
Как тянулся ночной Волгоград -
Золотое предсердие рая.

Подмигни, светофор, подмигни.
Месяц шквального счастья - всего-то -
Пусть напомнят цветные огни
На пейзажном сияющем фото.

Удаляюсь от райских ворот
На холодную грешную землю,
Заливая пылающий рот
От тоски не спасающим зельем".

   Правда, можно уловить что-то общее между ними и стихотворением Владимира Алексеева? А именно - ощущение потерянного рая, которое возникает в связи с перемещением в поезде. Хотя развитие темы у каждого из авторов идет по-своему.
   У Владимира лирический герой, оказавшийся на грешной земле среди других "как бы крылатых" - "секунду вспять - с небес" - существ, облеченных в материальную оболочку, случайно обретает здесь "благодать" и наполняется заветным воспоминанием утраченного рая, садясь "в прицепной вагон, в ночь поданный". Понимая, что живет далеко не так, как должен бы жить на земле, герой с благодарностью принимает короткие минуты редкого счастья в ночном поезде, заключая про себя, что лучшего мы и не стоим. Воспоминание о рае становится поводом критически переосмыслить свою жизнь, проделанный путь. Оно же вызывает стремление к совершенствованию, посредством которого все-таки можно обрести утраченное, пока оно существует и настоятельно напоминает о себе. В стихотворении Владимира звучит глубокая вера в духовную природу человека и возможность стать лучше для каждого. Не случайно даже "слегка поддатый" проводник оказывается "как бы крылатым", лишь "секунду вспять" ступившим на перрон. И люди в вагоне - такие, какими нам представляются в своем телесном виде: "скрученным" ли "атлетом", или детиной, издающим "могучий храп" с верхней полки, или кем-то еще, - все-таки не лишены души. Даже "солдатики" здесь не ходят строем, обезличивающим отдельного человека. Каждый из них становится уникальным и неповторимым Собой. Отдалившиеся, но не оторвавшиеся от идеального начала, мы не можем постичь на земле иного рая, чем тот, который не лишен телесности при преобладании духовного. Такой рай в маленьком прицепном вагоне, поданном в ночь, и рисует нам Владимир. А "свет фонаря, и белый снег с куста", окружающие наш тесный "рай", эффектно дополняют мастерски нарисованную картину. В общем, стихотворение получилось и философски-глубокое, и безусловно интересное - хотя, наверное, восприятие зависит от уровня подготовленности читателя.
   Я уже говорила где-то, что писать отзывы на работы, в которых есть недостатки, проще и увлекательнее. Это еще одна причина того, почему я остановилась на данной работе. Второе и четвертое из заявленных стихотворений практически безупречны, в них не за что "зацепиться" критику. В этом же произведении - при всей его искренности и глубине - такие "сучки" есть. Например, в первых же шести строках трижды встречаются однокоренные слова (поданный - поддатый - подавая). Или заслуживающие замечания случаи рифмовки слов одной части речи (вагон-перрон, поддатый-крылатый, дух-слух). Эти досадные мелочи тем более заметны на общем высоком уровне технического исполнения. Вторая и четвертая строфы выглядят более сильными, чем первая и третья. Очень порадовали нетривиальные рифмы: состав-с куста, подавая-рая, привыкать-благодать, не строем-не стоим. Удачны строки: "Сам проводник ступает на перрон, / Секунду вспять - с небес...", "Свет фонаря, и белый снег с куста - / Всё полнит нас воспоминаньем рая", "Бывает и такою благодать. / И - что сказать? Мы лучшего не стоим!". Интересно прозвучало: "Вхожу в вагон, а там - тепло и дух / От тел, согласно купленным билетам / Занявших полки". Такое ощущение, что автор нарочно "играет" словесным материалом, придавая ему более совершенную форму там, где речь идет о воспоминаниях рая, и ограничиваясь более простым и грубым исполнением, когда говорит о бренном, телесном.
   Вообще же, Владимир пишет легко, по вдохновению, что сразу чувствуется. Все его стихи лично я прочитала с большим удовольствием.

Информация по конкурсу: http://www.stihi.ru/2011/03/19/3719.