По конкурсу фил. лирики Покаяние, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
(С благодарностью судьям данного конкурса: Борису Полякову2, Ирине Журавка и Светлане Сандул, которые выслали мне свои впечатления о некоторых стихах, что помогло написанию данных статей)

Сегодня я хочу рассказать вам о только что завершившемся   тематическом конкурсе «Душе потребно покаянье» http://www.stihi.ru/2011/03/12/1525,

Прежде, чем подавать заявку на любой конкурс, всегда полезно внимательно прочитать объявление – каковы  требования к стихам? Это нужно знать как участникам, так и судьям, потому что выбор стихов напрямую  зависит от того, какой жанр и какая тема были заявлены организаторами. В данном конкурсе была указана «Философская лирика».

   Вспомним, что такое лирика, что считается философской лирикой, и в какой ее разновидности предпочтительнее было подавать конкурсное стихотворение. (см статью жанры лирики - http://www.stihi.ru/2011/04/13/5718)

    Лирика - это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и о вечных человеческих ценностях. Как правило, такие стихи содержат в себе особый - скрытый смысл (кроме понятного основного).

   Разновидностями  философской лирики являются гражданская и религиозная. Гражданская лирика обращена к общественным  проблемам – к истории и политике, она поэтическим языком описывает наши коллективные чаяния, любовь к Родине, борьбу со злом в обществе. Тема «религиозной лирики» - осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние.

   Теперь внимательно прочтем тему конкурса – «Душе потребно покаяние». Слово «покаяние» нацеливает нас на религиозную лирику. Но покаяние характерно не только для верующих – совесть каждого человека призывает его смотреть на свою жизнь со стороны и хотя бы иногда признать свою неправоту. Именно поэтому данную тему вполне можно раскрыть и без привлечения религиозных образов и понятий. Но в любом случае, стихи на тему покаяния уместнее всего писать от первого лица и обращать это покаяние к себе лично. Не МЫ виноваты (это уже образец гражданской лирики, причем, не самой лучшей – лозунговой!), а Я виновен. 

….Мы всем обещали свободу
Взамен ненавистных оков.
Мы лихо губили природу
И классовых били врагов.  (и т.д.  По всему стихотворению данного автора проходит лозунговое – МЫ )

   Здесь и ниже ВСЕ ПРИМЕРЫ ВЗЯТЫ  ИЗ ПАКЕТА КОНКУРСНЫХ СТИХОВ, ПРИЧЕМ – В ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ ИХ АВТОРОВ.

   Стихи, поданные по данной теме должны содержать внутренние переживания человека о его собственном несовершенстве. Не о его жизни, которая почему-то не удалась, не о том, как НАДО ЖИТЬ, а только о том, что сам человек сделал в своей жизни не так.

   Большинство стихов, представленных на конкурс,  этим требованиям не отвечали – не было в них НИ МАЛЕЙШЕГО ЛИЧНОГО ПОКАЯНИЯ. При этом, они могли быть «шикарно написаны» - грамотно, с образными, свежими «выкрутасами», с юмором. Стихи посвящались и своей жизни, и каким-то раздумьям о неправоте других, иногда были написаны ни о чем конкретно или о чем угодно, кроме обращения к своему несовершенству. Приведу несколько примеров.

№1.
Перетру аорту.
Кровь свою – в реторту.
Погоню по жилам,
Чтобы сердце жило
Честно, а не лживо.
Взбудоражу душу,
Вымою под душем.
Начисто…

Хоть уже не двадцать,
Чтобы птицей гнаться,
Полечу над крышей -
Выше всё и выше.
Дам я волю крыльям,
Быстрым и сильным.
Стану звёздной пылью.
Запросто.

№2.
Знай место паршивая грязная тварь
Лишь хитрость страной дураков управляет
Умом ты не вышел – так будешь пахать,
Хозяину дом и гараж - обновляя!

Всё было твоё – и вдруг стало – его!
Умом - обделён, видно, Богом не даром…
Свой мир – не сберёг, распрощался легко
С тем, что получил и имел - не по праву…

№3.
Мне от судьбы не нужно снисхожденья,
Пока крылам покорна высота.
Я рад, что есть сегодня вдохновенье.
Всё остальное – прах и суета.

Страшна не смерть, а неизбежность смерти.
Грешна не жизнь, а лишь никчёмность в ней,
Что иссушает, словно знойный ветер:
И есть вода, а жажда всё сильней…

Пока живу – любовью полню чашу,
Пока люблю – ты в радость, жизнь моя.
«Чем больше пьёшь, тем жизнь милей и краше!» -
Так говорил любимый мне Хайям. 

   Где вы в этих примерах (очень неплохих стихов) видите личное покаяние? Я не вижу. Я вовсе не хочу сказать, что подобные стихи не были судьями номинированы – у каждого свой взгляд на вещи, и я никак не могу влиять на их личные предпочтения. В этой статье я излагаю только СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.

   Второй существенной бедой стихов, написанных без ошибок (мы сейчас говорим только о стихах, прошедших первый этап отбраковки по форме – см. начало статьи http://www.stihi.ru/2011/04/11/5031), было СМЕШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЯЗЫКА И АТЕИСТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ.

   Поэтов атеистов на нашем сайте великое множество. Не мне судить, хорошо это или плохо, я сейчас говорю только о честности отношения к способу раскрытия  темы своих стихов. Как я уже отметила, покаяние присуще всем порядочным людям – и верующим, и неверующим. Одни люди чувствуют свое несовершенство перед Богом и употребляют соответствующую лексику, смысл которой они понимают и  употребляют ее ПРАВИЛЬНО, ОСМЫСЛЕННО. Другие каются перед людьми – близкими и не только, перед своей совестью. При этом, если они атеисты (о чем, как правило, они тут же в своих стихах заявляют) им совершенно не нужно обращаться к тем религиозным понятиям, которые для них незначимы и непонятны. Иначе это выглядит смешно, а иногда и стыдно – человек даже не знает правильного ударения тех слов, которые для него пусты:

№4.
В последнее мгновенье будет миг –
У каждого, когда янтарным светом
Вдруг озарится жизнь. Душа пострИг !!!!!  (есть монашеский пОстриг)
Великий грозный примет, в забытьё
Уже впадая медленно при этом, !!!!!! (душа в забытье???)
И вмиг сочтет ошибки и грехи,
Увидев разом прошлое свое.

№5.
И как тогда зимой, в крещенский сон,   (крещенский сон???)
Едва пройдя сквозь храмовые сени,   (храмовые сени??)
Отвешу, каясь, пОясный поклон,  (пояснОй – правильно)
И рухну сразу, прямо на колени.

№6.
Я как будто раздетый стою у резного порога,
Я всё жду приговора, прилипла гортань к языку.
Ну а он всё смотрел на меня изучающе строго,
Мудрым оком прильнув поплотнее к дверному глазку

    Как вы думаете, о ком здесь идет речь? Не поверите – о Творце мироздания, о Боге, который у данного автора «подсматривает в глазок двери»!!! Только атеисту взбредет в голову столь странный образ. Зачем говорить о том, что тебе неведомо и не близко? 

№7.
Как же быть нам, атеистам?
Бог не станет нас прощать?
Как в сиянье золотистом
нам знамение узнать?

Может быть, слепой, без веры,
я шагаю не туда?
Не дарован знак химеры?
Не горит моя звезда?

Как же быть нам, атеистам?
Где нам души приклонить?
И знамением пречистым
от грехов освободить?

Если верится в неверье,
и не верю в ад и в рай,
чудотворное знаменье
ты мне всё-таки отдай!   

   Как вам этот шедевр нелогичности? Уж если ты объявляешь себя атеистом, то от кого тогда ты ждешь чудотворных знамений с наглым требованием «все-таки отдай» ? И о каких-таких душах идет речь в строках «Как же быть нам, атеистам? Где нам души приклонить?» Разве для атеиста  реальна душа? И какой-такой Бог должен прощать атеиста? Какие ему нужны знамения? От кого? Нет для атеистов (если они действительно таковы) всех  этих понятий - реален лишь тлен да черви могильные… А, если это не совсем так, то к чему тогда употреблять подобные образы?? И какое отношение они имеют к теме конкурса? Человек себя ни в чем не обвиняет, ни во что не верит, но при этом непонятно чего для себя ТРЕБУЕТ…

№8.
Боже! Поверив, что Ты существуешь,
свой путь завершая, хочу я спросить:
Ты душу мне дал, путь земной указуешь,
зачем повелел Ты так долго мне жить?

Чтоб сделать всё то, что мной сделано было,
полжизни моей бы хватило вполне -
а сколько годов понапрасну уплыло,
не дав капли блага ни людям, ни мне!

Меня одарив Своей щедрой рукою,
лишь малую долю с меня Ты взыскал.
Мне совесть велит расплатиться с Тобою -
но Ты моё поле возделать не дал!               

Во славу Твою и на благо людское
я мог бы служить, сколько было бы сил,
но Ты меня бросил в болото мирское,
мне руки связал и мой разум затмил.

    Последний пример, написанный неверующим человеком, непонятно зачем  эксплуатирующим  религиозную лексику, потряс меня до глубины души. Автор не только ни в чем себя не обвиняет (разве только в том, что долго жил – но от него ли это зависит???), но он еще и … выдвигает Богу требования: «Я мог бы служить, сколько было бы сил, но Ты меня бросил в болото мирское, мне руки связал и мой разум затмил…» Вот, оказывается кто во всем виноват! Потрясающие по своей наглости стихи! Впрочем, это только мое личное мнение.

     А теперь давайте поговорим о других ошибках –ошибках формы, которые помешали очень многим стихам (как хорошим, так и не очень по их содержанию и образности) пройти на второй этап конкурса. Их было довольно много – из 71 стихотворения больше половины стихов  не были номинированы только из-за  непрофессионализма их написания. Но об этом – во второй части статьи.

       Продолжение см.  http://www.stihi.ru/2011/04/26/6815