По конкурсу Сонета Точка зрения, часть 1

Творческая Мастерская Алкоры
   В статье речь идет о тематическом конкурсе СОНЕТА  «Точка зрения»   http://www.stihi.ru/2011/03/12/1525
Итоговый Протокол: http://www.stihi.ru/2011/04/26/6952

(С благодарностью судьям данного конкурса: Геннадию Бэру, Борису Полякову2, Александру Токареву, которые выслали мне свои  впечатления  о некоторых  сонетах, что помогло написанию данной статьи)

                В качестве антиэпиграфа:

                …Сонет, он правильный иль нет,
                сонетом все же остается,
                как и вода на дне колодца,
                что никогда не видит свет.               

                Ведь красота не знает правил,
                сверкая нежностью в оправе,
                пусть даже кто-то не согласен….

                /Алексей Жданов/


   Не согласна! И еще как не согласна я с подобной точкой зрения! И как раз вся сегодняшняя статья посвящена ее опровержению.

  Закончившийся конкурс Сонета я считаю, если не провалом, то своей большой неудачей.

  Перед его объявлением я опубликовала на ЛИКБЕЗе семь статей по сонету, где в конце каждой подробно (по пунктам ) обобщила все признаки  сонета. Прочитавших эти статьи  было много. Только после этого я объявила о начале приема заявок на конкурс Сонета «Точка зрения». Не сонета вообще, и не сонета только классического, а сонета по теме «Точка зрения» -  жанр философской лирики, исполненный в конкретной твердой форме – форме сонета.

   Заявки на участие (обычно это происходит  за неделю-две, а бывало и меньше…) собирались больше месяца.  Знатоки и умельцы сонетного дела, видимо, погнушавшись названием странички ЛИКБЕЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, свои работы на конкурс не представили, а начинающие авторы охотно предлагали мне самые разные стихи, даже длиной в 32 строчки, удивляясь, что их нельзя назвать сонетом.  Приходилось отказывать, что я делаю на своих конкурсах крайне редко. И все равно через месяц с лишним мы набрали только 60 сонетов. Шестедесят сонетов - не так уж и мало, беда была в том, что  задача найти  в этом списке лучшие сонеты,  оказывалась непосильной. Была либо «красота, не знающая правил» (цитата из антиэпиграфа!), либо правила, не имеющие красоты поэтического слова…

   Условия конкурса ставили перед ее участниками очень сложную задачу. Решена же она была – как участниками, так и судьями (и это – моя вина и моя боль), очень просто. Слишком просто, чтобы порадовал конечный результат.

   Как я уже рассказывала в предыдущих статьях, отбраковка стихов на наших конкурсах  обычно проходит в три этапа:
1. Отбраковка стихов с ошибками по форме.
2. Выбор из оставшегося того, что соответствует теме и жанру и что- нравится.
3. Сокращение списка отобранных стихов до 8-12 (не меньше, но и не больше!) и их номинация .

   Для выбора сонета требуется еще один промежуточный этап – отбраковка после отсеивание ошибок по форме стихов, тех стихов, которые не являются сонетами, хотя и вполне заслуживают названия грамотного лирического стихотворения. На этом этапе у большинства судей все пошло по накатанной – оценивалось  художественное впечатление от стихотворения, забывая, что сонет – это больше, чем стихотворение. Впрочем, выбирать им было особо не из чего. Вот об этом мы и поговорим подробно.

   Сонет относится к жанру ЛИРИКИ, то есть, любой сонет предполагает изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений о различных природных явлениях и о жизни в целом. Но сонет – это не только лирическое стихотворение, но еще и твердая форма. Всякая твердая форма имеет ряд обязательных ограничений. При этом, в отличие от других твердых форм, сонеты очень разнообразны в своих ограничениях и отличаются по форме друг от друга. Например, они могут иметь менее 14 строк (полусонет, безголовый сонет) или, наоборот, более 14 строк (сонет с кодой), но при этом остаются  сонетами. Поскольку на конкурс бвли поданы только 14-строчники, то речь здесь пойдет только них. Канонические формы по условиям конкурса не требовались. 

   Неканонический сонет – это не просто  КАКОЕ УГОДНО отступление сонета от канона. В статье http://www.stihi.ru/2011/03/26/5234 приведена некоторая систематизация этих «узаконенных» отступлений. Самых разных, но только  не всех сразу одновременно!

  Сонет может быть написан другим размером, даже трехсложным, он может иметь иное количество стоп, чем классические 5 или 6 стопные  ямбы, может быть (что крайне редко встречается!) даже написан хореем, только вот разве что  александрийского стиха (попарной рифмовки) в сонете еще не видывали. И рисунок рифм в них может быть самым разным, а не только по классическим формулам,  и порядок строф быть  нестандартным (опрокинутый сонет, сонет с иным членением на строфы), но есть  признаки, которые  обязательны ДЛЯ ЛЮБОГО  СОНЕТА.

   И это:
    1. Сонет есть законченный, поэтический авторский взгляд на вещи, где есть постановка проблемы (как правило – это первый и второй катрены), развитие  (терцет или третий катрен) и сонетный замок – вывод, точка зрения автора. Иногда концовка  находится во втором терцете, иногда - в последнем двустишии. Но при этом обязательно содержание каждой части  оформляется в строфе  без перетекания темы из строфы в строфу: не должно в сонетах предложение начинаться в одной строфе, а заканчиваться в следующей! И в середине строки предложение в сонете не должно начинаться! 
    В лирических стихах, длиной 14 строк – сколько угодно! В Онегинской строфе (о ней также есть статья в моих «Чайниках» – пожалуйста! А в сонете – нет!

    2. Только точная рифма. Точной рифма является тогда, когда и гласные, и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
   Если во всех остальных стихах использование неточных рифм (основанных на созвучии одного, реже - двух звуков) .не только не запретно, но иногда даже  придает звучанию стиха особую прелесть, то в сонете этих рифм использовать нельзя.

   3. В сонете не должны повторяться слова (включая и образованные от них формы), исключение – только служебные слова: предлоги, союзы, и т.п.
В обычных стихах, особенно в совсем коротких, повторение слов тоже недостаток. Не преступление, но… то, что стихи не красит. А в сонете – запретно!

   Вывод:

    1. НЕ ВСЯКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛИНОЙ 14 СТРОК ЯВЛЯЕТСЯ СОНЕТОМ. То, что хорошо, оригинально, красиво и поэтично и изобретательно для свободного стихотворения, убивает  сонет как форму.

   Но мы к этой мысли не привыкли и не желаем с ней согласиться. (я уже готова к вашим возражениям и ссылкам на классиков). На нашем сайте все, что написано в 14 строк, считается сонетом и мы судим сонет привычными мерками. К сожалению  наши голосующие  в подавляющем большинстве оценивали  сонеты, как обычные стихи. Это их право. Но это заставляет меня считать, что конкурс не состоялся. Вернее, он состоялся только как тематический конкурс «Точка зрения», где просто рассматривались стихи, длиной не более 14 строк. А слово «Сонет» в конкурсе можно было опустить за ненадобностью.

    Поговорим о теме конкурса – «Точка зрения».

    Сонет, как произведение лирического жанра, тоже имеет разновидности: интимная лирика (о любви, дружбе, психологии интимных отношений), пейзажная лирика ( и ее разновидность – городская), философская лирика  (ее разновидности – гражданская и религиозная). Соответственно и сонет может относиться к одному из этих жанров. Тема конкурса – «Точка зрения» наводит на мысль, что сонеты, описывающие любовные чувства  или сонеты содержащие только образные, описательные картины природы к теме «Точка зрения» не подойдут. Это  философская лирика, в которой тема, мысль, размышление, вывод  более важны, чем  образность описаний  (как в пейзажной и интимной лирике).

   При прочтении конкурсных стихов, оказалось, что только около 40 % их написаны без технических ошибок, около 30 % - являются сонетом, около 40 % - выражают хотя бы какую-то законченную точку зрения, а не просто описывают образный поток сознания и чувств обо всем сразу. И если собрать то, что осталось в сухом остатке, то обнаружатся стихи правильные, но … не талантливые, не яркие, неинтересные. А те, что интересны и талантливы, те, что… нравятся, либо не являются сонетом, либо не несут в себе никакой точки зрения.

   А теперь перейдем к разбору конкретных примеров. 

               продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/04/28/3649