Обзор Татьяны Тау на к. Монолог

Блиц-Молния
Участник № 1

Хорошее, добротное стихотворение, с настроением.
Но не без недочётов, на мой взгляд.

Второй катрен:

Спешу, чтоб там не торопиться,
Попасть в купеческий мирок,
Забыв на целый день столицу,
Понять, что леность - не порок.

Если первая строка подразумевает смысл «спешу *сейчас для того*, чтобы там не торопиться», то вторая строка не имеет логической связи с ней. А если автор хотел выразить мысль «спешу … попасть в купеческий мирок», то оборот «чтоб там не торопиться» выглядит инородным включением. И заключительные строки – они тоже связаны с глаголом «спешу»? «Спешу … понять…, забыв…»? Слишком тяжеловесно выстроено четверостишие, автору стоило бы над ним поработать.
Еще прицеплюсь к «ужику» в третьем катрене: «так» в третьей строке явно излишнее.
Но в целом стихотворение понравилось.

4,5 балла
=======================================

Участник № 2.

Живо. Динамично. Вполне по-дорожному. Автор очень удачно выбрал ритм для своего стихотворения.
Из технических замечаний – только пожелание изменить последнюю строку в третьем катрене:

И скитаюсь по Земле
Вечно я без устали…

«Вечно я без устали» - и звучит как упражнение для развития дикции, и нагрузки почти не несёт. Лучше бы «вечно я» заменить не нечто трёхсложное. А «я» перенести на третью строку.
Но вот смысловая наполненность… Её почти нет. Получилась этакая ритмичная песенка, под которую хорошо шагать и еще параллельно с ней более философские думы думать…

4 балла.
=======================================

Участник № 3.

А вот здесь у меня к автору масса претензий.

Так странно, но с недавних пор
Меня влечет к себе дорога,
Здесь чей-то мир и чей-то двор,
И чьи-то туфли у порога.   * – где двор и туфли у порога? прямо на дороге?

Заправка, поле, деревцо,
Шиномонтаж, забор зеленый,
На нем сердечко и кольцо
Рисует паренек влюбленный.   * – рисование сердечка и кольца в реальном времени – процесс довольно длительный для того, чтобы на большой скорости успеть «схватить» его подробности.

Дальше – больше. Не поняла, кого ЛГ обзывает ламмером и за что, каким образом этот самый ламмер мешает насладиться ЛГ красотами природы, удивило содержание «дум о женском»… И вообще начальные строфы с заключительными как-то очень слабо связаны.
Текст написан гладко, но невыразительно – ни ярких деталей, ни авторских находок, очень уж простенькие рифмы: «дорога-порога», «кольцо-деревцо», «зелёный-влюблённый», «зима-дома», «лужи-стужи»…

3 балла
=======================================

Участник № 4.

Стих под № 4 напоминает по восприятию стих  № 2: тоже энергичный ритм, под который удобно «шагать по просторам», и похожая смысловая «ненаполненность». Ничего плохого в этом нет, вспомните речёвки пионерского детства: «Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два, кто шагает дружно в ряд – пионерский наш отряд!..» Было бодро, весело и слаженно. Всему своё место.
Но писать подобное можно быстро и километрами, особого мастерства здесь не требуется, главное – чётко держать ритм и следить за звукописью: слова должны произноситься легко и внятно, рифмы должны быть точными, а оригинальность их никакой роли не играет.
Такая задача автором решена в полной мере.

3 балла.
=======================================

Участник № 5

Вот этот стих для меня остался загадкой: как он связан с темой «о(в)дороге» - непонятно. По теме здесь только размышления ЛГ о том, лететь ли ей на помеле или просочиться сквозь монитор. По большому счёту, задание не выполнено.
Детально разбирать не стану – практически в каждой строчке есть к чему прицепиться: масса инверсий, «ужиков», невнятностей, неудачные рифмы…
Простите, автор, больше двух баллов никак не могу дать.

2 балла
=======================================

Участник № 6

Опять не могу понять, как это посвящение увязано с темой. Один раз упомянута «эта тропка», один раз сказано о том, что «немало ещё будет путей» и в заключении однократно говорится о «дороге в Строгино».  При всём моём совершеннейшем уважении к Валентину Васильевичу, тему считаю нераскрытой, а задание – невыполненным.
По тексту тоже много вопросов, но поскольку стихотворение адресовано конкретному человеку, подробно разбирать их считаю неуместным.

2 балла
=======================================

Участник № 7

Начало понравилось. Но дальнейшее – не поняла совершенно. Непонимание началось с четвертой строки:

«мелькают, мелькают в ромашках долины» -

из-за инверсии фраза воспринимается так, будто «долины» - это какие-то юркие зверьки, которые мелькают среди ромашек.

Второй катрен:

Я еду домой- всё вокруг мне знакомо,
в колеса бьют камни- я дома! я дома!!
я вспомню не раз водопад на речушке
и слёзы родных, опалившие душу.

Обычно оборот «вспомню не раз» приходит в голову как раз при движении прочь от родного дома, а не по направлению к нему. Если к дому приближаться, радость узнавания, воспоминания – однократные, по мере того, как объект оказывается перед глазами.
А вот дальше… Дальше я пошла на поклон к Гуглю и Яндексу и попыталась по ключевым словам найти, о каких двух бомбах, двух кратерах среди пшеничных полей Украины идёт речь. Не нашла.
Так и не знаю, о чём это.
Но о чём бы это ни было, «смерч … расставаний с подругой» звучит как-то не по-русски.

3,5 балла
=======================================

Участник № 8

И опять я о том же – тема не раскрыта. Вряд ли раскрытие темы должно исчерпываться словом «дорожка» в первой строке.
По тексту. Такое чувство, что автор выбирает слова и определения, руководствуясь только тем, удачно они вписываются в размер или нет.

«за прозрачным окошком» - а бывают непрозрачные?
«помнишь ты хоть немножко» - это как в «Джентльменах удачи» - «тут помню, тут не помню»?
«как опалы в сережках предвещали любовь» - а если бы серьги были с бриллиантами или изумрудами, или с фианитами на худой конец?

и так далее и тому подобное.

Обилие речевых штампов: «беспокойный прибой», «гордые скалы», «бушующий вал», «запоздалая любовь», «дивный остров»…
Опять же – гладко, складно, но маловыразительно.
С учётом того, что задание всё-таки не выполнено, простите автор, всего двойка. Но с плюсом.

2,5 балла
=======================================

Участник № 9

Я люблю ассонансы нежной любовью, но то, что предлагает автор, даже ассонансными рифмами назвать затруднительно: «ней-дед», «шумливой – рябины», «село-окно», «был-седым»… Кроме ударной гласной – никаких совпадений.
Очень портит четвёртую строку неудачная инверсия.

Досками заколочено окно,
В которое залезть теперь не просто...   *- конечно, непросто – оно ведь заколочено!

Вернулся я домой совсем седым,
И ностальгия этому причина...   *- чему причина ностальгия: тому, что вернулся или тому, что поседел?

«Ужики» по тексту.
И опять же, опять же, опять же… Ну где тема дороги, размышления о ней?

3 балла
=======================================

Участник № 10

Очень и очень.

5 баллов.
=======================================

Участник № 11

Очень много невнятностей.
Если власти распределяют молодых специалистов после ВУЗов – так значит всё-таки, что молодёжь не сама себе жилье ищет, а бывших студентов отправляют в конкретное место в принудительном порядке?
Как-то скомкано звучит мысль о победе властей в плане разобщения. Победа над чем? Какая цель поставлена и в чём она достигнута?
«Шаг за шагом, день за днём … покидали мы с тобою отчий дом» - как это? Не представляю себе это постепенное покидание отчего дома. По одному носку на новое место жительства из отчего дома перевозили?
Как скрипит дом окном? Может, ставнями?
И еще. Всё-таки стих либо должен быть рифмованным, либо нет. А когда с точными рифмами «зовёт-вперёд», «дом-днём» соседствуют «гнездо-жильё», «победа-распределенье» это как-то не комильфо.

2,5 балла
=======================================

Участник № 12

Любопытная, складно рассказанная история. Понравились авторские находки.
Немного портит стих инверсия в третьей строфе, довольно неуклюжий неологизм «очередно» и не слишком удачная конструкция «День за днем, неделя за неделей, Цель всё не покажется никак…»

4,5 балла
=======================================

Участник № 13

Стих написан достаточно гладко, но без огонька, без «изюминки». Несколько «ужиков», «а ВБЛизи не смотрели Б ГЛаза» фонетически не очень удачно.

3,5 балла
=======================================

Участник № 14

Что-то мне подсказывает, что очень многие из стихов, представленных не конкурсе, написаны давным-давно, и опубликованы здесь как мало-мальски подходящие к объявленной теме.
Но вот этот стих явно написан именно для «Монолога», автору мой за это респект.
Сам стих… Неплох, но не без недочётов. Кое-где смысловые неувязочки, кое-где ощутимые «ужики», кое-где не слишком удобочитаемые места, кое-где совсем уж непонятные рифмы вроде финальной «ощутить-прильнуть»…
Но в целом стихотворение оставляет ощущение чего-то светлого, бескрайнего и жизнерадостного.

4 балла
=======================================

Участник № 15.

И опять непонятно, как соотносится содержание стихотворения с заявленной темой. Из всей «дорожности» - только вынесенное в заголовок  всем известное выражение.
Стих написан неряшливо и неуклюже.
Но самое главное – не могу постичь, каков сакральный смысл переноса ударения в слове «намерения». Для этого должны быть какие-то особые причины, гораздо весомее желания впихнуть непокорное слово в размер.

2 балла
=======================================

Участник № 16

Ну, содержание текста пусть остаётся на совести автора, я его оценивать не буду. Теме соответствует.
Понравился ритм. Как раз для рельсовых стыков, выбран удачно.

4 балла
=======================================

Участник № 17

Что-то не так с ударениями в стихотворении, «твОя», «диптИх»… Слово «воочью» навевает ледяной ужас.
Не очень аккуратно написано. Точнее, совсем неаккуратно.

2,5 балла
=======================================

Участник № 18

Поправьте меня, жители Московской области, если я не права: разве название города звучит не МытИщи, а МытищИ?
Автор, я повторю слова, сказанные в предыдущем замечании: стихотворение написано неаккуратно. И «выигрышная» тема его не спасает.

3 балла
=======================================

Участник № 19

Есть очень удачные авторские находки. «Ухабы, как раны,  нестерпимо болят», «По асфальтовой коже  мне погладят катком…» (только вот – не «меня» ли «погладят»?) Четвертая строфа понравилась очень, а вот третья напрягла деепричастием «сбавивши» и непонятно как привязанной к рассвету «узкоглазой Хондой».

4 балла

С уважением Таня.