Дисциплина нарушена, а виноватых не найти

Алексей Гадаев
Хорошие отношения между учителем и учеником основываются на самоуважении. Уважение должно не только демонстрироваться учителем,но и чувствоваться учеником.
Идя на занятие с младшими школьниками и младшими подростками необходимо в первую очередь настроить себя на очень доброе отношение к ним. Дети весьма чутко ощущают психоэмоциональное состояние педагога. И если он придет не с добром, а предположим, в раздраженном состоянии, тем самым сразу же нарушится тот добрый контакт, который столь необходим для успешной работы.
Вот что прописывает Джефф Петти в книге "Современное обучение".
Нельзя ожидать, что учитель понравится ученикам с первого урока - поэтому надо начинать с формальных отношений с классом. Работа учителя имеет права и обязанности. Учитель вправе требовать подчинения его решениям относительно работы ученика в классе и поведения. Учитель имеет право на то, что его будут слушать в тишине, ведь без порядка учить не возможно. Всё зависит от учебной ситуации. Если ученики слушают плохо учителя то причиной может быть неприятие авторитета учителя и он не использует его уверенно. Вместе с тем учитель почувствует уверенность только в том случае, если ученики будут его слушаться. Это не приятный парадокс.
У учителя никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Для начала учителю потребуется актерское мастерство. Двигаться по классу так, как будто учитель нисколько не сомневается в своем контроле над учащимися. Стараться выглядеть уверенно в себе и расслабленно - особенно если на самом деле это не так! Это особенно важно на первых уроках или в случае возникновения проблем. Если в течение разумного времени учащийся не выполнит вашу просьбу, действуйте уверенно. Учитель может выказать удивление проявленной дерзостью, но никогда он не должен проявлять замешательство.
Вот особые приемы вернуть ученика к работе:
* Расстояние. Чем ближе учитель находится, тем сильнее эффект, особенно если учитель вторгся в "личное пространство" ученика и учитель принял уверенную осанку.
* Контакт глазами. Нельзя "отпускать" глаза ученика, когда вы как учитель говорите ему.
* Вопрос. Часто сильным эффектом, ставящим учащегося "на место", оказывается вопрос, а не краткое нравоучение. (почему ты не начал(а) работать?)[2.с.120-122]
Но бывает и так, что несмотря на доброе отношение, кто-то из учеников ведет себя плохо, мешает работе. У педагога возникает естественное желание одернуть или как-то наказать его. Но этого не надо делать. Ибо есть правило – «педагог не раздражается, а спокойно анализирует». Возможно у нарушителя дисциплины какие-то личные неприятности – то ли отец пьет и обижает мать, то ли подрался с ребятами во дворе, – после чего очень трудно держать себя в руках. Педагог в таких случаях должен мягко попросить не мешать общей работе, а после урока оставить нарушителя, разобраться в причинах плохого поведения, дать необходимые советы и попросить впредь не нарушать дисциплины. К мешающим работе учитель должен относиться, как врач к больным.
Если все же возникнет необходимость наказания нарушителя дисциплины, то определять наказание лучше не самому учителю, а поставить вопрос перед классом. Предположим: такой-то ученик поступил плохо, предлагаются такие-то варианты порицания. порицание определяется большинством рук, поднятых за тот или иной его вариант. Мнение коллектива товарищей воздействует на провинившихся, как правило, сильнее, чем даже резкое замечание педагога.
Есть так называемые учителя-диктаторы. Специальные исследования показали, что у их учеников учебные результаты растут медленнее, чем у учителей-демократов. Это вполне объяснимо. У последних, на занятиях преобладает хорошее настроение и не возникает чувства страха. А это крайне важно – с первых шагов на занятиях вести беспощадную борьбу со страхом. Ибо это чувство мешает успешной деятельности и унижает человека.
Идя на урок педагог должен ответить себе на три вопроса: кого иду учить, чему буду учить и как буду учить? Сложнее всего здесь ответить на третий вопрос, так как он связан с умением овладеть вниманием учеников, и только при этом условии урок будет идти продуктивно. А что привлекает внимание? То, что интересно. Следовательно надо расположить материал занятия так, чтобы он чем ближе к завершению урока был все более и более интересным.
Что интересно детям? Конечно, не сухие нравоучения, а игра! Поэтому целесообразнее учить мастерству в игровой манере, в которой должны быть элементы доброжелательной соревновательности. Неплохо приготовить для победителей, кроме торжественного одобрения, еще и какую-нибудь самую простую карамельку. А проигравших следует обязательно ободрить и сказать, что если будут старательней, то обязательно победят в следующий раз. При такой организации интерактивной игры у всех создается хорошее настроение – психоэмоциональная база успешной деятельности. И почаще хвалите детей. Это на них действует благотворно. Но конечно нельзя допускать, чтобы они, как говорится, садились на голову. Между педагогом и учениками должна всегда сохраняться соответствующая дистанция.
Литература:
1. Алексеев А.В. Психагогика.
2.Джефф Петти. Современное обучение. М.:"ЛомоносовЪ", 2010