Ещё раз про народ

Иван Табуреткин
                Не радуйся нашед, не плачь потеряв.               
                Поговорка стоиков (по свидетельству А.С.Пушкина:               
                Письмо П.А.Плетнёву от 7 (?) марта 1826 г. Из Михайловского в Петербург. -
                Пушкин А.С. ПСС в 10 томах, т.10.- М.:Наука, 1966, с.204.)


А что народ? Объект, как довольно часто случается, не столько учёта значимости, сколько прямой этико-эстетической оценки. Уже и не денотат даже, а коннотат. А между тем, грамотному человеку довольно просто сознавать онтологическое значение этого понятия, не впадая в религиозное умиление и воспеяние: да, всё от почвы, да, всё и вся - от народа, от его коллективного и дружного труда. Но ведь и каждый из нас - даже самый забубённый - частица этого народа. И долг каждого из нас народу - это вовсе не долг забитой и безграмотной бабке, не разгибающейся на пашне и в хлеву: это долг по отношению ко всему сообществу пахарей и мудрецов, воинов и чиновников, среди которых должно быть больше честных людей, чем нечестных, иначе народ пойдёт за Сталиным, Гитлером, Муссолини, Хусейном, Кастро или Анпиловым. Но честный человек - это не та же пресловутая деревенская (или городская!) бабка, которая кроме механического инстинкта всеядного стяжания ничего не обрела в своей духовной ипостаси, которую лукавые образованные льстецы норовят уверить в её святости, удерживая в убогом рубище рабыни и унылом унижении бессознательности и безграмотности: днём паши, ночью пляши, но и рожай исправно! Такая бабка с девок воспитывается в нечестном предубеждении к образованию, к знанию, к любому носителю его - тем более, что и чисто человеческим инстинктом склоняется к недоверию ко всякому "грамотею", который то хитрит с ней, как эти вот "заступники и воспеватели" народа, то требует от неё непосильного в таких условиях умственного напряжения. Предубеждение это нечестно потому, что вступает в непримиримое противоречие с человеческой сутью - быть существом мыслящим, не изменять своему главному предназначению, отличающему человека от животного: изнурять трудом не только мышцу, но и извилину, не только тело, но и душу!
Вы хотите напомнить мне о "стартовом минимуме" личности как необходимом условии её развития? О том, что дозволено Юпитеру и не дозволено быку? О "блестящем интеллекте" Пушкина и "природной мудрости" Арины Родионовны? Хорош был бы Пушкин, если бы требовал от Арины Родионовны вместо сказок и песен реальных десятин вспаханной ею землицы и баснословных надоев молочка! Каждому - своё. Но и: "от каждого - по способности"! Без всяких политических спекуляций. Тем более - на таких тонких материях, как "народ".
Если я и чересчур пристрастен к "выходцам из народа", уехавшим из деревни в города, то лишь по одной причине: вытирай ноги не на выходе из родного дома, а при входе в него. Не пятками к родному порогу, а носками. Трагедия простого человека в городе и в любом "отхожем промысле" гораздо страшнее подчас, чем трагикомедия бесталанного "радетеля" о народе, стяжающего на льстивом краснобайстве и пустосвятстве лавры благодетеля. Есть люди из народа, вышедшие в "большие люди", чтобы умом и энергией помочь народу вырваться из темноты и рутины - инженеры, руководители, государственные деятели, писатели, полководцы. Они не бьются лбом о пол в неистовом стремлении внушить окружающим свою неизмеримую преданность народу, а честно делают своё дело, полагаясь на разум и сердце. Есть и несчастные, хотя и честные люди, которых судьба согнала и погнала за заработком и прибытком - не за счёт себе подобных! Но есть и тьмы наивных или злоумышленных хитрецов, которые всеми правдами и неправдами липнут к "доходному месту" - чаще властному, производственному ли, публичному ли, - хитрецы, развращённые примером таких же предшественников и неодолимой индульгенцией "всенародного" безнаказанного воровства. Самая отвратительная форма такого воровства - спекуляция, декларация, демагогия и популизм: назидая идеально, легче воровать реально. Собственным примером плодя себе подобных и насаждая убеждение в неискоренимости человеческой подлости.