Что такое Логаэд

Творческая Мастерская Алкоры
ЛогаЭд  - это стихи менее правильные по форме, чем обычные. Если  обычные стихи состоят из однородных стоп, то  логаэды – из разнородных, но обязательно в ТВЕРДОЙ ПОСТОЯННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: например, два хорея, анапест и еще два хорея. В стихах такого рода есть метр, т.е. упорядоченное чередование сильных и слабых мест, но уловить его звучание несколько труднее, потому что периодичность этого чередования велика. Расположение ударений в логаэдах повторяется не из стопы в стопу, а из строчки в строчку.

Размеры  с правильным чередованием неоднородных стоп называют СТОПНЫМИ ЛОГАЭДАМИ. Приведу пример стихотворения, специально написанного мною по следующей схеме стопного логаэда: (здесь 1 –ударный слог, 0 – безударный)

001 01 001 01 0
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0

Закружила осень, листвой и ветром,
                почему так горько - ужель все в прошлом?
Не хочу признаться себе я в этом
                и бегу от счастья, ведь так жить проще.

Отошли денечки с жарой и смогом,
                на лету поймала их злыдня-осень,
обернулась ведьмой и смотрит строго:
                никогда не поздно оковы сбросить!

 И стою, печалюсь, дорог не зная,
         что случится завтра, никто не скажет.
Закружила осень,  пугая раем,
                улетаю вслед ей, вдруг путь укажет? 

Примером стопного логаэда (смешение дактиля и ямба в одной строке) является стихотворение "В мире моих надежд" http://www.stihi.ru/2010/12/26/6329 (АлКора)

Периодичность чередования неоднородных стоп может стать еще больше -  из двустишия в двустишие. Например, все нечетные строки в стихотворении составлены из дактилей, а четные – из ямбов. Размеры  с правильным чередованием неоднородных строк, называются СТРОЧНЫМИ ЛОГАЭДАМИ. Привожу пример другого своего стихотворения, написанного мною по одной из схем строчного логаэда:

100 100 100
01 01 0
100 100 100
01 01 0

Осень решила по-новому -
                не так, как было.
Только,  как встарь, зачарована,
                и мне  постыло.

Что ж, листопаду доверчиво
                открыла сердце?
Больше добавить мне нечего, -
                хочу согреться.

Тихую музыку  осени
                приносит ветер,
Тополи прошлое сбросили,
                а мне - не светит…

Наконец, еще один - самый сложный и часто трудно читаемый вариант логаэда – СМЕШАННЫЙ, где строчные логаэды могут включать в себя стопные логаэды, как составную часть. Например, первые строки всех строф представляют собой стопный логаэд (два хорея и два анапеста); вторые и третьи строки – 3-стопные анапесты, а четвертые – снова два хорея и два анапеста. Таким образом, середина строфы как бы подхватывает  ритм анапеста начального логаэда, а конец строфы возвращает его к  ритму хорея. Периодичность повторяющегося расположения ударений здесь идет  из четверостишия в четверостишие. Ниже предлагаю схему построения логаэда последнего  типа и  моего стихотворения, написанного по ней:

10 10 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
10 10 001 001

В вальсе трепетном листы облетают,-
                чехарда столкновений - и вдруг,
неожиданный смысл обретая,
                ввысь взлетают, несмотря на  испуг.

Так и любящий: не жаждет  паденья,
                а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье:
                все прощает,  хоть пронзает сердца.

Мне не грустно,  что финал  отыграла,
                что  метели  нас  ждут впереди,
неоконченной  сказкою  стала
                эта осень,  но другая  - в пути…

Смешанный логаэд  можно построить и по другой схеме: в четвертой строке каждой строфы попытаться сразу полностью перейти  из анапеста в пятистопный хорей:

10 10  001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
10 10 00 10 1

В вальсе трепетном листы облетают,-
                чехарда столкновений - и вдруг,
неожиданный смысл обретая,
                вверх уходят,  вмиг презрев испуг!

Так и любящий: не жаждет  паденья,
                а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье:
                боль уносит,  оживив  сердца.

Мне не грустно,  что финал  отыграла,
                что  метели  нас  ждут впереди,
неоконченной  сказкою  стала
                эта осень, что в окно глядит…

Как видите, ритм стал еще более рубленым, резким. Такие ритмы допустимо использовать, если только это оправдано вашим желанием передать определенное настроение лирического героя с помощью ритма, а главное, если ваши сбои ритмов – действительно логаэды, а не ваша недоработка или непрофессионализм. Логаэд должен иметь четкий рисунок и повторяться от строфы к строфе. Если этого нет, да  и ваши изыски мало что прибавляют к передаче настроения стихотворения, то лучше писать «чистым» размером. Например, для данного примера вполне можно   воспользоваться обычным трехстопным анапестом во всех строках:

001 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
001 001 001

Листья, падая, в вальсе летают,
                чехарда столкновений - и вдруг,
неожиданный смысл обретая,
                ввысь несутся – восторг и испуг!

Так влюбленный не жаждет  паденья,
                а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье,
                что спасает от смерти сердца.

Мне не грустно -  финал  отыграла,
                и  метели  всех  ждут впереди.
Незаконченной  сказкою  стала
                эта осень,  но лучшей - не жди…

Значительно  лучше звучит, не правда ли?

С уважением, Ваша АлКора.