Непонятность стиха. Штрихи к поэзии Ильи Бестужева

Алекс Уланов Элан
Занявшись рифмовкой, собственным умом сочинил и самолично же продекламировал:

Поэтам подражая, постараюсь сам
Ритмический определить размер словам...

Но вновь «лета к суровой прозе клонят», можно попробовать подражать и критикам
:-)

Случайно – подчёркиваю, совершенно случайно – познакомился на сайте Стихи.Ру с представительницей замечательного семейства. Собственно я туда и залез с неявной надеждой на общение с ЛЮДЬМИ – преимущественно с их прекрасной половиной.

Поводом для нижеследующих дилетантских размышлений послужила фраза из отклика читателя на стихотворение Ильи Бестужева «Пятый элемент рояля»: «… Практически ничего не понял в последних двух строках. Я запутался, а так как мне интересно всё, что вы пишете, хотел бы понять».

Мне тоже не всегда понятен образный строй стихов ИБ, и он зачастую не опускается до разъяснений. Правда, при желании он может поразительно точно и однозначно сформулировать свою позицию, вызывая восхищение сторонников и злобу противников. Например,

Паладинам Колбасного Храма:

Уходили. В Великий Колбасный Поход.
Кляли – «эту страну» и «совковую мерзость».
Причитали: мол, все идеалы – химеры,
Важно только, чтоб был на столе бутерброд.

Третий вал саранчи... Бутербродная рать
Обживала задворки Европ и Америк,
В «Эмигрантских Листках» заходясь от истерик,
Что им, бедным, совсем не дают воровать...

Чтоб вам жить посередь мировых перемен!
(Так когда-то врагов проклинали китайцы)...
Оживились: мол, мы СОХРАНИЛИ ГРАЖДАНСТВО,
Компенсируйте метры покинутых стен!

Чуден мир! Каждый третий «колбасный еврей»
Знает в точности, как обустроить Россию,
В виртуалах витийствует новым Мессией,
Голося: «Холокост!», «Юдофобы!», «Убей!!!»

Апогей несуразицы: всякая шваль,
Что визжит, слыша «Русь» или «Сталин» без мата –
Прикрывает обрезы СОВЕТСКИМ плакатом,
И святым почитается – трус или враль...

Может, хватит?! Отстаньте от «этой страны»!
Вы нахапали всласть колбасы и свободы,
А Россию... Россию – оставьте народу,
Из неё не сбегавшему. Хватит войны!
Илья Бестужев   13.05.2011 17:45

Я поддерживаю позицию ИБ, объявляя вместе с тем, что храню память о своих учителях-евреях и уважаю друзей и нетерпимо отношусь к антисемитизму.
 
Прежде чем вернуться к «Пятому элементу рояля»:

Новый век расстарался – раздвинуты все горизонты,
Всеми красками радуг искрит виртуальная даль.
Где ни плюнь – всё Поэты. У каждой рыбёшки – свой зонтик,
Мартобри косяками летят сквозь апрель и февраль...

Временами так жаль тихих гаваней старого мира,
Где в уютных гостиных дремал кабинетный рояль,
Стыла теплая шаль да из чёрного дерева лира,
И в чести была честь. И – хотя бы местами – мораль.

Знать, константа – рояль. Чтоб познала основы культуры
Неучёная шваль – мы рояль разберём на чертёж:
Всяко проще замшелой «теории литературы» –
Сепарация агнцев от козлищ, а шерсти – от кож.

Приступаем! Но всё ж – заостряем вниманье на пятом
Элементе рояля и шалом подарке судьбы,
Отделяя от шлака случайные рифмы-караты,
Он достоин всего: поклоненья, хулы, ворожбы...

Элемент номер пять в канонической схеме рояля –
Еженощный кошмар графомана и суд наяву.
Пусть пыхтит. Публикует. Да буквы – стихами не станут,
Пусть хоть вечность страдалец рифмует: «Неву – синеву».

Есть – рояль. Элемент номер пять – полиграфом
Извлекает таланты из толщи скукоженных лет...
Кабинетный рояль никогда не сменяет на трафик
Только знающий: «Точно – не гений. Всего лишь – поэт».

напомню эпизод из произведения не очень любимого мной М. Булгакова, в котором упоминается и кабинетный рояль, и, заодно, критик – я, как вы помните, взялся имитировать критика:

«... Под счастливой звездой родился критик Л... Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу! ... Совершенно неизвестно какою тёмной и гнусной уголовщиной ознаменовался бы этот вечер...
... Маргарита ударила (молотком) по клавишам рояля... Исступлённо кричал ни в чём не повинный беккеровский кабинетный инструмент... Тяжело дыша, Маргарита рвала и мяла молотком струны».

«Маргарита отступила и с достоинством ответила:
– Пошёл ты к чёртовой матери... Ты смотри, с кем разговариваешь, – и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство».

Интеллигентная, между прочим, дама... 
:-)

Так вот, критик может взять на себя просветительскую миссию и попытаться разъяснить непонятливому читателю и что такое «мартобри» или сетевой трафик, и что полиграф – всего скорее «детектор лжи», и ассоциации, которые могут возникнуть, если вспомнить кинофильм «Пятый элемент». Но увлечённый собственным восприятием стиха и любуясь собственным же красноречием, он может изложить смысл произведения с точностью «до наоборот».

Не варясь в соку определённой социальной группы, легко впасть в непонимание. Объясните, например, ветерану термины из стиха известной в Инете поэтессы: http://vero4ka.livejournal.com/104339.html

Всяк разморен и позитивен.
Джа здесь смотрит из каждых глаз –
По полтиннику мятых гривен
Стоит правильный ганджубас.

Или, если не напомнить о гибели 14 (27) – 15 (28) мая 1905 года в Цусимском сражении русской эскадры, переброшенной на Дальний Восток с Балтики, неизвестно поймёт ли читатель о чём, собственно, Блоковское:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Август 1905

и что такое Царские Врата, и кто такой плачущий ребёнок...

Здесь, наверно, уместно в параллель вспомнить о стихотворении ИБ, на которое он сам недавно указал одной из читательниц:

Цинковые журавли
Илья Бестужев

Небо на Кавказе – густо-синее…
Отгремели грозами бои,
Синеву привычно ранят крыльями
Цинковые птицы-журавли.

Им – в последний раз лететь по солнышку
Да тянуть серебряную нить,
Прежде, чем в оструганных суденышках
Навсегда – улечься под гранит.

Все равно. Командовали ротами?
Только ль притирались к сапогам?
Равноправно-серые «двухсотые»
Развезет «тюльпан» по адресам.

…Жидкий строй «кузнечиков» на кладбище.
Речь. Прощальный треск очередей.
Жить отныне – в памяти товарищей
Да в сердцах и снах родных людей.

А на дискотеках – их ровесники
(Искренне считаются – ДЕТЬМИ)
Обсуждают девочек и песенки –
Хорошо живется молодым…

…На перроне станции «бессмертие»
Каптенармус-ангел примет цинк,
Выдаст крылья – белыми конвертами,
И к «парадке» – золоченый нимб.

Вечно молодые. Вечно – сильные.
Им бы жить – на взлете полегли…
На прощанье – нам качают крыльями
Цинковые птицы-журавли.

В заключении остановлюсь на высказывании Ильи о поэзии и поэтах, с учётом того, что частично оно и ко мне относится:

Графомань 1-го уровня: нечего сказать и нечем.
Графомань 2-го уровня: замах на эпохальные темы при отсутствии техники.
Графомань 3-го уровня: техника есть, а сказать нечего.

А вот уровень 4 – это уже то, к чему следует стремиться: есть о чем сказать и есть чем :-) Это уже поэзия.
Илья Бестужев   25.04.2011 11:41

Как показали энтомологи из Австралии и Германии, даже пчелы способны различать число предметов, если оно не превышает трех, а в некоторых случаях – четырех.

Конечно, человек – умнейший из зверей, а не из насекомых, но я бы добавил 5-й уровень с учётом того, что и на четвёртом может чего-то не хватать: «искры божьей» (таланта). На пятом уровне – и она (он) есть.

Так что же, всё-таки, такое: этот пятый элемент рояля? – Чёрт его знает... надо спросить у ИБ.

18.05.2011
эссе и статьи