Памятописание Русов... Книга 5

Евгений Евгеньевич Овчинников
Евгений Овчинников. «Золото Русов»:
Поэтическое Наследие Предков – «Влескнига».
Москва, 2010, 136 с. ISBN 5 93536 075 6

        Вниманию читателей предложена основанная на открытии приоритетная публикация памятника «древнерусского эпического стихосложения» – «Велесова книга». Для целей публикации в «Разделе первом» издания с адаптацией к нормам современного русского языка эпические тексты памятника представлены в их неотъемлемой стихотворной форме с разбивкой (по признакам, проясняющим происхождение и «авторскуюй руку») на три подраздела: «Памятописание Русов» («Самородное Слово», в пяти книгах), «Памятописание Словен» («На то ещё помянем», одна книга) и «тиверецкое» – самое ёмкое по эпическому охвату исторических эпох – «Памятописание Антов» («От старых Словес», одна книга). В «Разделе втором» массив исходных текстов памятника [Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), XLIII, Л., 1990, стр. 170-254 («Велесова книга»)] представлен в переработанном виде под общим названием – «Старо-Отеческие Гласы». Тем самым, впервые представлены данные из новой сферы научного знания – «Древнерусское эпическое стихосложение» (© Е.Е. Овчинников); это – авторская концепция, которая возникла в процессе изучения проблемы культурного наследования и преемственности в древней Руси и представляет собой категориальное обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, позволяющих по-новому взглянуть и на проблему культурного наследования в целом, и на «эпическую поэзию» как – особый язык культурной традиции. Так, сочетая логически выверенную подачу материала с методологически строгой организацией аналитического исследования, Автору удалось вскрыть целый пласт новых фактов, проанализировать их и дать прямое истолкование по целому ряду ключевых вопросов. В частности, получили свое объяснение факты, касающиеся как структуры отдельных текстов т.н. «дощечек Изенбека» и связей между ними, так и характера общей структуры и тематического репертуара памятника в целом. Большое внимание уделено раскрытию значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. Кроме того, с подчёркнуто индивидуальной позиции, Автором сформулировано собственное, подкрепленное вновь открытыми фактами, заключение по проблеме «подлинности» исследуемого материала. Полностью переработанный для целей художественно-литературной публикации текст т.н. «дощечек Изенбека» (а точнее, памятника «древнерусского эпического стихосложения»), а также его перевод в виде, структурно соответствующем авторскому замыслу составителей «Велесовой книги», будет представлен в подготовленном Автором – втором издании книги «Золото Русов» (исправленном и дополненном). С содержанием и отдельными фрагментами книги (в ред. второго издания) можно ознакомиться на личной странице Автора – Евгений Евгеньевич Овчинников ( http://www.stihi.ru/avtor/box0312 ). — Для студентов, преподавателей, практических филологов, деятелей культуры.
                ________


        Раздел первый: «ЗОЛОТО РУСОВ» ( http://www.stihi.ru/2010/06/01/3518 )

        I. Памятописание Русов: «САМОРОДНОЕ СЛОВО»

        Книга пятая: «РЕЧЕНО ЕСЕ – КУДЕСНИКАМИ» (Родоначальный пролог)

        Часть первая:

        <...>

        5.4. (Д. 38аб, Гл. 2)

(01)  Яко же видеть –

(02)  не дал бог Дажьдь будущее смертным, тако:
        «Да восхвалим Премудрость его, и Старину –
        вспомянем, и о той вам – и расскажем».

        5.5. (Д. 38аб, Гл. 3)

(01)  Прежде был Род Славян у гор велице высоких, тамо –
        землю пахали и можно было овнов и овец мирно пасти
        во травах, – и однажды сталось, что люди пробудились.

(02)  И коней, под облацы испуганно вопящих, услышали,
        и те – страхом объятые, словно спастись пытались –
        и не могли, – и был после того – мор и глад велик.

(03)  И изошли из края Иньского, вперед идуще, куда –
        глаза глядят, – шли – мимо земли Фарсийской,
        и пошли дальше, яко – не удобна овцам земля та.

(04)  Шли горами и видели камение, тамо проса не посеешь,
        такоже мимо шли и видели – степи цветущие и зеленые,
        тамо – постояли лета два, и после – дальше пошли.

(05)  По ним яко ж – хищники проказили, – мимо пройдя Каялы,
        пришли к Непру, яко тот всякой войне границей является,
        и вороги злые – преткновение на том Непре имеют.

(06)  И там – расселился Род Славян, и те были – огнищане,
        якоже имел каждый землянку и Огнище – прославлять
        Сварога и Дажьбога, кои же суть – во Сварге Пречистой.

(07)  Перуна и Стрибога, кои громом и молнией повелевают,
        и Стрибог – ветры ярит на земле, и с теми – Ладобог,
        иже правит – лады Родовые и благости всяческие.

(08)  И Купалбог, яковой – мытницами править поставлен
        и всяким омовением, и Яробог, иже правит цветением,
        и Русалки, Водяные, и Лесовики, и Домовые.

(09)  Сварог теми правит, – всяк Род имеет Щуров, а Пращурам,
        яковы суть – предвечно умерли, взятые тем богом,
        почитания должные воздаем, а от них – радость имеем.

        <...>

        Часть вторая:

        5.8. (Д. 38аб, Гл. 5)

(01)  Даждьбог на Струге своем проплывает –
        по Сварге Премудрой, якова есть – синя,
        и Струг тот – сияет, и зрим то, яко – злат,
        Огнебогом распален есть, того дыхание –
        Живот есть всякой твари, и Прибежище,
        и всяк Муж – Благо того видеть может то,
        а ниже – зло, – кто богам не мил, пребудет,
        яко – слеп, да не имет с ними – Счастье.

(02)  Яко же: «Всяк ко злу идущий –
        с оным до конца и пребудет!»

        5.9. (Д. 11аб, Гл. 1)

(01)  Убоясь того,

(02)  перво – Триглаву поклоняемся, а и тому –
        Великую Славу поем!

        <...>

        5.11. (Д. 11аб, Гл. 3)

(01)  Се бо – Тайна Великая есть, яко же
        Сварог – Перун есть, и – Световид.

(02)  Те двое – одержаны во Сварге, и по сторонам ее –
        Белобог с Чернобогом сражаются, – и тех Сварог –
        удерживает, абы ими – Свету не быть повержену,
        а за теми двоими – Хорс, Влес и Стриб держатся.

(03)  По за ними –

(04)  Вышень, Лель, Летич, Радогощ, Коляда и Крышень,
        и ими удерживаемый Яр, и Дажьбо с кои – ины суть:
        Белояр, Лада и Купала, Сенич, Житнич и Венич,
        Зернич, Овсенич и Просич, Студич, Ледич и Лютич.

(05)  И по тем –

(06)  Птичич, Зверич и Милич, Дождич, Плодич и Ягодич,
        Пчелич, Тростич и Кленич, Озерич, Ветрич и Соломич,
        Грибич, Лович и Беседич, Снежич, Странич и Светич,
        Радич, Святич и Крович, Красич, Травич и Стеблич.

(07)  И за этими суть –

(08)  Родич, Масленич и Живич, Ведич, Листвич и Цветич,
        Будич, Звездич и Громич, Семич, Липич и Рыбич,
        Брезич, Зеленич и Горич, Страдич, Спасич и Листоверзич,
        Мыслич, Гостич и Ратич, Страннич, Чурич и Родич.

(09)  А тут бо – у нас Огнебог Семаргл, и он, чья Ярость –
        возгорается во Очищение, – а то суть – Триглавы общие.

        5.12. (Д. 11аб, Гл. 4)

(01)  А то – сам:

(02)  к ним отойдешь, и тут же отроки отверзнут Врата оные,
        и войдешь в них, – то бо есе – красен Рай Славянский,
        и тамо – Ра-река течет, якова отделяет Сваргу от Яви,
        и Числобог считает дни наши – и речет богам числа свои:
        и быти Дню Сварожьему или быть ночи и уснуть тем,
        ибо те – Явские, кои есть во Дне божественном, а в ночи –
        никого нет, ино же бога – Дида Дуба Снопа нашего.

        5.13. (Д. 11аб - Д. 31, Гл. 5)

(01)  Слава богу Перуну Огнекудру, иже стрелы на врагов мечет,
        и верных вперед ведет во Стезе, понеже есть тот воинам –
        Честь и Суд, яко: Златорун, Милостив и Всеправеден есть!

(02)  Пожещем ти боже –

(03)  яко: «Се – нам даешь Сурю пить смертну, и на врагов –
        грядешь, и тех – побиваешь Мечом твоим намоленным,
        згою и светом мерещишь очи их, и ночь на них натекает!»

(04)  Абы – изничиться тем, то убо – Перуна о том просим,
        яко мы с ним избавимся от врагов, да инде: «В тот день,
        яко хочешь ты, и сразимся – в Битве последней!

(05)  И греми на нас, и да – пребудет Сила твоя на нас! –
        поля оплодняешь, и гром, и дождь льется на оны,
        и тому сьмы – благи, яко идем – по Воле твоей!

(06)  Аз бо – утренняя Слава тебе речена, и тако скажем,
        яко – Благ, и податель благ – наших, упрошенные они –
        суть, яко века притекают, – да имеши нас во все дни!

(07)  И да будем тебе верными – до конца Славы твоей,
        и да пребудешь тако во сии дни – и Отче бо наш
        да Вождь, – и в жертву тебе правим все – брашно!»

(08)  И тако – «воспеваем Славу и величие твое!»

        5.14. (Д. 31, Гл. 6)

(01)  Славим Дажьба! абу детям – покровитель,
        и заступник наш – от Коляды до Коляды, –
        и плодит на полях, и дает травы на стада,
        дабы у нас во все дни те – преумножались,
        и зерна житные множились, абы медовики,
        замесив, печь – бога Света славить, Сурож
        бо есть – отречен от зимы и течет на лето.

(02)  Тому бо поем Славу, яко – Отцу в полях!

(03)  Славим – Огнебога Семаргла, древо грызущего и солому,
        и огненную кудель развевающего – утром, днем и вечером,
        и тому – благодарны за сотворение брашна и питья, яко –
        единственный храним во пепле, и тот вздуем – и горит! –
        земли наши – улеглись от Суне до Суне Сварожьего!
        и велики суть! тамо бо хороши луга, тамо пасомые быки –
        приплодиться могут волей Дажьбо, – его же – Славим!



________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ЗОЛОТО РУСОВ.
Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].