Памятописание Антов... Книга 7-1

Евгений Евгеньевич Овчинников
Евгений Овчинников. «Золото Русов»:
Поэтическое Наследие Предков – «Влескнига».
Москва, 2010, 136 с. ISBN 5 93536 075 6

        Вниманию читателей предложена основанная на открытии приоритетная публикация памятника «древнерусского эпического стихосложения» – «Велесова книга». Для целей публикации в «Разделе первом» издания с адаптацией к нормам современного русского языка эпические тексты памятника представлены в их неотъемлемой стихотворной форме с разбивкой (по признакам, проясняющим происхождение и «авторскуюй руку») на три подраздела: «Памятописание Русов» («Самородное Слово», в пяти книгах), «Памятописание Словен» («На то ещё помянем», одна книга) и «тиверецкое» – самое ёмкое по эпическому охвату исторических эпох – «Памятописание Антов» («От старых Словес», одна книга). В «Разделе втором» массив исходных текстов памятника [Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), XLIII, Л., 1990, стр. 170-254 («Велесова книга»)] представлен в переработанном виде под общим названием – «Старо-Отеческие Гласы». Тем самым, впервые представлены данные из новой сферы научного знания – «Древнерусское эпическое стихосложение» (© Е.Е. Овчинников); это – авторская концепция, которая возникла в процессе изучения проблемы культурного наследования и преемственности в древней Руси и представляет собой категориальное обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, позволяющих по-новому взглянуть и на проблему культурного наследования в целом, и на «эпическую поэзию» как – особый язык культурной традиции. Так, сочетая логически выверенную подачу материала с методологически строгой организацией аналитического исследования, Автору удалось вскрыть целый пласт новых фактов, проанализировать их и дать прямое истолкование по целому ряду ключевых вопросов. В частности, получили свое объяснение факты, касающиеся как структуры отдельных текстов т.н. «дощечек Изенбека» и связей между ними, так и характера общей структуры и тематического репертуара памятника в целом. Большое внимание уделено раскрытию значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. Кроме того, с подчёркнуто индивидуальной позиции, Автором сформулировано собственное, подкрепленное вновь открытыми фактами, заключение по проблеме «подлинности» исследуемого материала. Полностью переработанный для целей художественно-литературной публикации текст т.н. «дощечек Изенбека» (а точнее, памятника «древнерусского эпического стихосложения»), а также его перевод в виде, структурно соответствующем авторскому замыслу составителей «Велесовой книги», будет представлен в подготовленном Автором – втором издании книги «Золото Русов» (исправленном и дополненном). С содержанием и отдельными фрагментами книги (в ред. второго издания) можно ознакомиться на личной странице Автора – Евгений Евгеньевич Овчинников ( http://www.stihi.ru/avtor/box0312 ). — Для студентов, преподавателей, практических филологов, деятелей культуры.
                ________


        Раздел первый: «ЗОЛОТО РУСОВ» ( http://www.stihi.ru/2010/06/01/3518 )

        III. Памятописание Антов: «ОТ СТАРЫХ СЛОВЕС»

        Часть первая: «О СТАРИНЕ ЗЕМЛИ НАШЕЙ»

        1.1. (Д. 24вг, Гл. 8)

(01)  Шли от Тиверцев до Синя моря и Сурожи – до вас.

(02)  И поведаем вам, яко – ведаем сами: о той Старине
        земли нашей – Споленства Антиева, и тако же те –
        многие кровепролития, – и по ним: «Русами слывем,
        яко – руду льем, и тако жиженью – до Конца и быть!»

(03)  От земли нашей – Славян племена и роды, се бо:
        «Славим – богов, николи же не прося, лишь славя –
        Силу их, и тако величаем Пращура нашего Сварога,
        кой пребудет Вождем оных во веки веков до Конца!»

        <...>

        1.3. (Д. 24вг, Гл. 6)

(01)  Матерь Сва Слава поет нам, воспевая –
        Победы над врагами, и тому – верим мы,
        яко Слово ее – Птицы, ввысь ко Сварге
        просительницей летящей от нас.

(02)  Се бо – князей наших избираем мы, –
        да будет власть их – о нас заботиться,
        и да подойдет враг к границе нашей –
        и не переступит, яко – поворотят его.

(03)  Сам Перунько и тот Сноп – знают,
        яко сьмы молим – Славу, николи же –
        не прося об ином, коли не потребно –
        на живота нашего прозябание.

        <...>

        1.6. (Д. 24аб, Гл. 3)

(01)  Се бо: тем молитву творя, омоем телеса наши,
        и речем – Славу, и тако же пьем – сурю питную
        во Славу пять раз в день, – и Огнища раздуем –
        у Дубов, и Снопа величаем, и речем Хвалу ему.

(02)  И сьмы – Дажьбовы внуки, и не смеем не желать –
        Славы нашей, се бо: «Антами были по Русколани,
        и древле – были Русами, и пребудем оными», – се –
        о Волыни, идя впереди, бьющей врагов хоробро!

(03)  И та Волынь –

(04)  первейший Род есе, и се – посерединке с оными –
        Анты Мезенмира, одержавшие победы над Годью,
        расколов их надвое, – и се – по ним притекли Гунны,
        на коров Славян жадящеся, и борьба – сурова была.

(05)  И се – Годьи остатки прибились к Гуннам, и с ними –
        на Отцов наших налезли, и были разбиты начисто, –
        се бь те – пришли Обры на князя, и забили его, и се:
        Сине море – отошло от Руси…

        <...>

        1.9. (Д. 32, Гл. 1)

(01)  И се…

(02)  Была повержена Русколань – Годью Германареха, –
        «тот бо похитил жену из Рода нашего, и ту убил, тут –
        вожди наши потекли на них, Германарех разбил тех,
        и прогнали Русов, Буса же и пленных десять иных –
        распяли», – и тут смута великая была на Руси, и встал –
        младой Вендеслав, собрал Русь – и повел ее на них.

(03)  И тем разом разбили Годь, и да – не пощадили никого,
        да отогнали ону к полуночи, – и тамо – стяжали Венец:
        тут и Лад, тут и горе, и Радость – Деду нашему Дажьбо,
        и всем от того Гординства, яко одержали – Отцы наши,
        во множестве нам оставив – «Удоби многой, и тако же
        земля Годьская – стала Руской, и до конца пребудет!»

(04)  И Митридат говорил Руси, якова: «может селиться –
        около них», – и коли бо была она сгодна тем – «Греки
        водили ее на войну, и на другую, и без конца», – и тамо:
        Русь стратилась – дочиста, и многие воины – пали,
        и пошли Русы прочь от Греков – «и сели на Дону и Донце,
        и позже пошли к Непру и Данаю, и тамо – мирно жили...»

(05)  И тем разом навалились Обры, налезли на нас,
        и если ж не отбиться от Обров, то – пропасть нам,
        яко же: «от рождения и до смерти – работая на них», –
        и то – «течем оборонять Русь и вызволять ее, се б то –
        сами згинем!» – так-то Старче говорили, и рекли –
        Клятву на Верность, и держали ее – аж до смерти!

(06)  «Должно умереть, а Русь – вызволить, – речем же: кой –
        не желает идти на битву, а бежит к дому своему, уймем –
        удой его,  да отдать нужно его будет – Грекам, яко вола,
        работать – карой его будет тяжкой, и Род его извергнет –
        и Жаля оплачет его, и имено его – забудется той семьей…
        Витязи же – прославлены будут из Рода в Род наших!»

        1.10. (Д. 32, Гл. 2)

(01)  Сьмы – Митридата поддерживали, и сьмы –
        Русколань не берегли, – и тут вдруг видим –
        пред нами Гунны те, яковы – ходили ночами
        рабов похищать, и то сьмы спорили об оных  –
        како разбить их, и этак – утерпели много зла,
        и по Гуннам свалилась на нас – великая беда.

(02)  Се б то – Обры, яко песок морской, кои рекли, ще:
        «взяли в кабалу Русь целую», – и «теми Обрами –
        поднимались, и стали воевать, и не было от того –
        ладу в Руси…» – и этак-то Обры напускали силу –
        воинскую на нас, и сим – «вождь Дус вынужден был
        Обрам давать воинов своих, и ходить на Греков…»

(03)  «И сие ведали, и не могли иначе, и тако на вече –
        решили под их вождем, и воины – пошли к Данаю,
        и далее, и оттуда не вернулись», – о тот час Волынь –
        призвала к Единству, и Род за Родом поддержали,
        и собрал силу велику воевода един, – и настал их час,
        Отцы наши ринулись на оных, и были – по Обрам!

(04)  Тако ж – днесе: «Должно стоять до смерти,
        и биться за землю – до конца! не бо же  –
        Грек идет к нам, и силою гремит, не б то –
        Перун у нас есе Вождь, а с Ним Греков –
        разгромим! – зрите: на кого вран летит?
        и тамо будет смерть! и летит тот к Грекам!»

(05)  И то – будет!

        <...>

        1.14. (Д. 34, Гл. 4)

(01)  Се бо: «С ними торги творя, и строили жизнь нашу».

(02)  И собрали – силы свои до купи, се бь то: «Рекли –
        громкую Славу богам, и тамо удеяли мы – Сурю,
        и пили ону во Славу божеску – Добра на приятие», –
        и тут наделили степью той Роды свои, и полнилась
        Скуфия Великая – стадами, кои стали нашей Силой,
        живя среди трав, и те водили, оберегая, два века.

(03)  «Днесе – имеем студеную зиму, и не имеем сена,
        и вынуждены – пойти на полудень, на зеленицу,
        и на корма злачные, и Елан тех отогнаны силой –
        в земли студеные на погибель, и не можем мы –
        лишиться зеленицы из-за вражды еланьской», –
        а те, сами зеленицу не беря, прящутся – зло за ту.

(04)  Не хотели помочь нам, и то – сказжем: «Отмстить
        за те деяния – и отплатить за то должно в час их!»

(05)  Се бо то: Отцы наши решили овладеть землей той
        и загнать Грецколань ту – в море, – и стан разбив,
        встали – грудью противу им, и бросились – вперед,
        творя битву великую, и Грецколань мира запросила,
        «и кончился падеж у нас», и тако добыли зеленицу –
        на зиму, «и кормим скот свой и речем Славу богам!»

        <...>

        1.16. (Д. 23, Гл. 2)

(01)  Се бо – Грецколане повели рати свои, в железную –
        броню закованные, и была – сеча тамо великая!

(02)  «И грящут враны на ядь мужеску, иже вержена есе –
        на поле, испивая очи их, граящут враны на брашно,
        и великий грай стоит над полем тем», – и тамо ж есе –
        очи Греческие, и очи Руские – не трогая, тамо бо –
        защиту имеем, яко: «боги не желают Руси погибели!»

(03)  И тамо же – бьется Суне с Месяцем за ту землю,
        и небо само – бьется за твердь, абы: «земля та –
        не подлегла под руку Елан, а пребывала – Рускою!» –
        и тамо же плачется – Матка о Детках своих, яковы –
        пролили кровь на твердь ту, и та – стала Руской!

(04)  Новояры пребывали тамо до днесе, и земля та –
        пребудет нашей на мечах, кровью полившими ту! –
        и тако ж Елане – сказали Князю Старшему нашему,
        клянясь ему, яко: «не хотят в землю Неров ходить,
        ниже – рабов брать, и лен бо им – берега морские».

(05)  Для себя в том имеем Указание –
        на день наш, яко же: «Праотцы наши –
        умирали за твердь, и не взяли враги
        нашу землю!» – се б то: и днесе имеем –
        Указание, яко же: «Никому ее не взять!»

        1.17. (Д. 23, Гл. 3)

(01)  Се бь то: «Германарех идет от полуночи на нас,
        и должно нам – оборонять земли свои, и тако –
        идти на него!» – се бь: «Годья земля та – наша,
        и ту-то – Белогоры усеивали костями своими,
        и кровью своей поливали, и та есе – для нас!»

        1.18. (Д. 23, Гл. 4)

(01)  Се бо: верещет Птица Матерь Сва –
        о нас, и Славу пророчит – нам!

(02)  «Возьмем бо мы для того мечи наши, и выйдем –
        до рассвета в Поле, отразим врагов полуночных,
        и повергнем – врагов полуденных, – и потечем –
        на врагов сходно, або – подобны Русы Громичам,
        яко ж Отца нашего Перуна сыны и Дажьба внуки! –
        се б то: Сварог укажет нам, куда путь держать!».

(03)  И тот Германарех отошел – на полуночь,
        и Елане – на полудень!

(04)  И тако мы – собрали землю нашу до купицы,
        и не отдали сынов, бо – цены нет сынам своим! –
        се бо: «Идут в степи наши великие множества –
        родов иных, и не должно нам – быть мирными,
        ни – ждать помощи, – та бо – в мышцах наших,
        и на остриях – мечей! и теми – сечем врагов!»

(05)  Се – верещет Птица Матерь Сва нам, абы –
        «воздели мы мечи свои на защиту свою и ее!» –
        и бьет крыльями о земь, прах взвивая ко Сварге,
        и повергаясь на земь, бьется о нее, страшась –
        за нас! – и тут – одерзим утворить, яко кличет!
        се бо: «Клич тот ее – к Сердцам нашим!»

        <...>

        1.20. (Д. 23, Гл. 6)

(01)  Се бо – речем от Сердец наших, яко же:
        не возвратимся к Огнищам своим, покуда ж –
        еще враги рыскают, и не дадим мы отдохнуть –
        телам нашим, пока враги топчут земли наши, –
        и речем о сем, яко: «Боги наши берегут ее!»

(02)  Се: обломать зубы лучше, чем отдать деток –
        на копья, да повернуться спиной – к врагам, –
        се бо: лядвия наши отверзнем, да натолчем –
        земли нашей туда, абы: «удержать оную ажде –
        до смертного часа, и Маре смотреть давать!»

(03)  Се бо: Мара – отступится, и скажет: «Не имею –
        силу ту, абы осилила витязей Руских!» – и тако –
        Слава потечет ко Сварге, и тамо боги скажут, яко:
        «Храбрецы вы, Русы, и имеется место для вас –
        подле богов при Перуне и Дажьбе Отце вашем!»

        <...>

        1.28. (Д. 22, Гл. 8)

(01)  И было те Русы на полудне сотворили град –
        сильный, Сурож, яковой – не создать Грекам, –
        «и те его разрушили и Русов перебить хотели…»

(02)  И тому: «Идем к ним! разрушим селения Греков!», –
        Елане бо сии – суть враги Русколанам, и враги –
        богам нашим, Грецколане суть – не богов почитают,
        а недочеловеков, кои суть – из камения высечены, –
        «подобие то мужам, и нашим богам – суть враги!»

(03)  Яко же сьмы – отбивались от Годи, иже:
        «Водружали те на главы свои рога от волов,
        и кравьи, и кожу натягивали на чресла свои…»

(04)  И тако – мнили этак устрашить Русичей, так те –
        обнажали срамные места свои, и оголя чресла –
        шли в битву, и перебарывали! и – этим разом:
        «Пойдем оголены в битву – и победим их!» – яко:
        стал Грецколан, бо – агнец, изнежив мышцы свои.

(05)  «И тот падет – быстро к навиям в яму, кои ждут
        жертву свою в земле…» – абы те пили кровь его
        и живот его умерщвляли, и тем – питались там…

        1.29. (Д. 14, Гл. 1)

(01)  «Понеже идет враг на нас, возьмем сьмы –
        мечи, и одерзим!» – речены Матерью Сва –
        Словесы, яко же: будущее наше – Славно!
        и потечем к смерти, яко для Празднования!

(02)  Речены нам – во Времена Старые, когда –
        имели храмы свои Карпеньские, – и тамо –
        бывали гости в старину – Урманы, Арабы
        и иные, се бо: те гости – Радогощем чтены!

(03)  И тако…

(04)  Пошло с поры той: гостей встречая – чествовать их,
        ибо чтят – боги, и нам повелели чтить чтимое ими,
        се бо то – имеем Указание на времена наши, абы:
        «Не пустое деяли, а Отцам – Почести уложили…»

(05)  «Не перстами бездеянно стучали о древо, не бо же –
        персты рук наших были натружены – о рала свои,
        и мечами крепили – независимость нашу! – и та нам –
        велит идти на границы наши и стеречь ее от врагов!»

(06)  Се бо: «Дымы, вздымаясь, взмывают ко Сварге, и то –
        означает тугу великую для деток и родителей наших», –
        и то есе: «Час борьбы – пришел, и невозможно нам –
        рассуждать о других делах, а только – об оных!»

        <...>

        1.31. (Д. 14, Гл. 3)

(01)  Се бо: «Язь идет на нас от Тьмутаракани –
        мощнейшая конница, и рать – неисчислимая,
        и тьма за тьмой текут», – и тако натекут на нас,
        на се: «Не имеем иной Подмоги, яко же боги –
        пришлют нам, и – удесятерим силы свои!»

(02)  «И потечем – на них!»

(03)  Се – «Белобог поведет наши рати и конницу!» –
        и тамо: «Видим Волшебников, в лесах живущих,
        идущими к рати – и берущими мечи, и зрим –
        Кудесников, чудо великое творящих, и из перстов,
        воздетых ко Сварге, рати встают Сварожьи!»

(04)  И те: «Текут на врагов – и повергают их!» –
        и тамо: «Зрим – Птицу Великую, летящую к нам,
        и бросаясь на врагов, бьет крыльями Матерь Сва,
        и кличет нам, яко ж – и мы шли за землю нашу,
        и да – бились за Огнища племени нашего!»

(05)  Се бо: суть – Русичи!

        1.32. (Д. 14, Гл. 4)

(01)  Теките, Братья наши!

(02)  Племя за племенем, род за родом, и бейте врагов –
        на земле нашей, коя дана – нам, и николи же иным, –
        тамо бо: «Умрите, а не поверните им спины свои!»

(03)  Ничего с вами не случится, ничего – не станется,
        яко же: «Вы – в руках Сварожьих, и тот вас ведет –
        во все дни – к Победам и Гординствам многим!»

        <...>

        1.35. (Д. 37аб, Гл. 3)

(01)  «Теките, Братья наши! – племя за племенем,
        род за родом, и бейтесь за себя на земле нашей,
        коя принадлежит нам и николи же иным!» – се бо:
        «сьмы – Русичи, славящие богов! – спевы наши,
        и плясы, и игрища, и позорища – во Славу их!»

        1.36. (Д. 37аб, Гл. 4):

(01)  Се бо:

(02)  «Пав на землю, поднесем – персть к ране
        свою, и толчем в нее…» – абы по смерти
        тако – встать пред Марморой, и рекла бы:

(03)  «Не властна – винить того, яко есе: полон –
        земли, и я не могу его – отделить от нее…» –
        и боги, сущие там, да скажут: «От есы есе –
        Русич! и пребудешь таковым, яко взял есе –
        землю до раны своей, и несешь ее в Навь!»

        1.37. (Д. 37аб, Гл. 5)

(01)  В те Времена, по Кию, князей избирали многих:
        вождей, и князей особых, и всяких, коих всех –
        от княжения на вече отстраняли простые мужи.

(02)  И тако – обустроили землю, се бь то: «Князья –
        нарекались радеть о людях, а хлеб получали –
        и еду, и всяческую пожить – от людей своих».

(03)  Днесе имеем – иное, – «князья полюдье берут,
        и сыновьям власть передают – от отца к сыну,
        и аж де – до правнука…»



________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ЗОЛОТО РУСОВ.
Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].