Памятописание Русов... Книга 4-I

Евгений Евгеньевич Овчинников
Евгений Овчинников. «Золото Русов»:
Поэтическое Наследие Предков – «Влескнига».
Москва, 2010, 136 с. ISBN 5 93536 075 6

        Вниманию читателей предложена основанная на открытии приоритетная публикация памятника «древнерусского эпического стихосложения» – «Велесова книга». Для целей публикации в «Разделе первом» издания с адаптацией к нормам современного русского языка эпические тексты памятника представлены в их неотъемлемой стихотворной форме с разбивкой (по признакам, проясняющим происхождение и «авторскуюй руку») на три подраздела: «Памятописание Русов» («Самородное Слово», в пяти книгах), «Памятописание Словен» («На то ещё помянем», одна книга) и «тиверецкое» – самое ёмкое по эпическому охвату исторических эпох – «Памятописание Антов» («От старых Словес», одна книга). В «Разделе втором» массив исходных текстов памятника [Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), XLIII, Л., 1990, стр. 170-254 («Велесова книга»)] представлен в переработанном виде под общим названием – «Старо-Отеческие Гласы». Тем самым, впервые представлены данные из новой сферы научного знания – «Древнерусское эпическое стихосложение» (© Е.Е. Овчинников); это – авторская концепция, которая возникла в процессе изучения проблемы культурного наследования и преемственности в древней Руси и представляет собой категориальное обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, позволяющих по-новому взглянуть и на проблему культурного наследования в целом, и на «эпическую поэзию» как – особый язык культурной традиции. Так, сочетая логически выверенную подачу материала с методологически строгой организацией аналитического исследования, Автору удалось вскрыть целый пласт новых фактов, проанализировать их и дать прямое истолкование по целому ряду ключевых вопросов. В частности, получили свое объяснение факты, касающиеся как структуры отдельных текстов т.н. «дощечек Изенбека» и связей между ними, так и характера общей структуры и тематического репертуара памятника в целом. Большое внимание уделено раскрытию значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. Кроме того, с подчёркнуто индивидуальной позиции, Автором сформулировано собственное, подкрепленное вновь открытыми фактами, заключение по проблеме «подлинности» исследуемого материала. Полностью переработанный для целей художественно-литературной публикации текст т.н. «дощечек Изенбека» (а точнее, памятника «древнерусского эпического стихосложения»), а также его перевод в виде, структурно соответствующем авторскому замыслу составителей «Велесовой книги», будет представлен в подготовленном Автором – втором издании книги «Золото Русов» (исправленном и дополненном). С содержанием и отдельными фрагментами книги (в ред. второго издания) можно ознакомиться на личной странице Автора – Евгений Евгеньевич Овчинников ( http://www.stihi.ru/avtor/box0312 ). — Для студентов, преподавателей, практических филологов, деятелей культуры.
                ________


        Раздел первый: «ЗОЛОТО РУСОВ» ( http://www.stihi.ru/2010/06/01/3518 )

        I. Памятописание Русов: «САМОРОДНОЕ СЛОВО»

        Книга четвертая: «ПОГИБЛИ ТЕ – ВО СЛАВЕ»

        I. «ЯСУНЯ»

        <...>

        Часть первая:

        4.4. (Д. 8/2, Гл. 1)

(01)  Се – прилетела к нам, и уселась на Древо,
        и запела Птица, и всяко перо – иное,
        и сияет цветами разными, и в ночи, яко днем,
        и спевает – Песни к борьбе и к битве.

(02)  То будь нам – сразиться с врагами, вспомним –
        о том, яко Отцы наши днесь во Сварге синей –
        и глядят на нас, и этак лепо – усмехаются до сих, –
        и тако вот – мы с Отче нашими, не одиноки мы!

(03)  И мыслим – о помощи Перуна, и то видим,
        яко – скачет в Сварге Вестник на Коне Белом, –
        и вот он меч вскинет до небеси, и рассечет облако,
        и гром, и течет Вода Живая на нас – и пьем ту.

(04)  Ибо та – всяко от Сварога к нам жизнью течет, –
        и ту пьем, яко источницу Жизни божеской на земле,
        ибо то: «Корова Земун – пошла до Поля Синего,
        им пущена есть траву ту – и Молоко давать...»

(05)  И течет то Молоко во хлябях,
        и светит в ночи – звездами над нами, –
        и то Молоко – видим сияющее нам,
        то бо – Путь Правый, и иных не хотим иметь!

        4.5. (Д. 8/2, Гл. 2, вариант 2)

(01)  Почувствуй, потомок, Славу ту, и держи Сердце свое –
        с Русью, коя есть и пребудет – наша Земля, и ту должно –
        оборонять от врагов, и умереть за нее, как День умирает
        без Суни Сурыни, – по тем же – есть темень, ее имя есть –
        Вечер, и умирает Вечер, и это – Ночь.

(02)  В Ночи Влес бродит во Сварге по Млеку Небесному,
        и идет – в чертоги свои, и в Зоре – доходит до Врат, –
        тамо ждем все – Спевы зачать и Влеса славить
        от века до века, и Храмину ту, якова блещет
        огнями многими, и стоит – Ягницей Чистой.

(03)  То Велес учил праотцев наших –
        землю пахать и злаки сеять, и жать,
        вена свиваючи в полях страдных,
        и ставить – Снопа к Огнищу,
        и чтить его, яко Отца божеского.

(04)  Отцам нашим и Матерям Слава, яковы нас
        учили – богам нашим, и водили за руку –
        до Стези Правой, тако – идем же, дабы не стать
        их нахлебниками! – ниже – Славяне Русы, яковы богам
        Славу спевают! и тако суть – Славяне потому!

        4.6. (Д. 8/2, Гл. 5)

(01)  Тут бо – Красна Зоря идет.

(02)  И каменья нижет на убранства свои, и ту –
        привечаем – от Сердца, яко Русичи, –
        не как Греки, кои не слышали о богах наших
        и наговаривают – злое по невежеству.

(03)  То бо – сами мы имеем Имено Славы, и Славу ту –
        докажем им, на железо их пойдем как и на меч, –
        тут бо – Медведи остановятся послушать Славу ту,
        и Олени скачущие остановятся, и скажут иным о Русах:

(04)  «Те-то не убьют – ни за что, неботь – по нужде,
        Греки же враждуют – из похоти своей, – те ибо –
        Русы – горды суть, и хлеб подают – не как Грек,
        якев – берет, и сам же – злобится на дающего...»

(05)  Ту бо Славу – Орлы клекащуть и там и тут,
        яко: «Русичи суть – вольны и сильны по степи!»

        <...>

        4.8. (Д. 8/3, Гл. 2)

(01)  И тако –

(02)  наша земля, иже четыре века была нашей, стала –
        греческой, и сьмы тамо, яко псы, да женуть нас скоро –
        каменьями вон оттуда, и та земля – огречена уже, –
        тако днесе должно нам – возвратить ее, и кровью –
        нашей полить, абы стала – более родива и жирна!

        4.9. (Д. 8/3, Гл. 3)

(01)  Летит во Сварге Перуница – и несет Рог Славы,
        нам же – испить его до дна за Победу нашу! –
        должно нам – обороняться от врагов наших!

(02)  И та Перуница жещет: «И яко вы, Русичи,
        проспали пашню свою?! бороться должны –
        с того дня!» – и то бо – про то Суря жещет:
        «Идите, Русичи, и делайте все для этого,
        ибо – некуда вам пойти от Края своего!»

(03)  То бо сьмы – ударимся о Стену ту,
        и утворим дыру – про нас и про наше,
        и будем сьмы – у себя и одни, – а кому
        присудит Перун, тот будет в Раю есть –
        Еду Вечную, во Сварге приготовленную!

(04)  Неботь згибнем сьмы днесе, а не имеем –
        иных Врат, абы сьмы – ходили живыми! –
        лепее бо – мертвыми быть, а не живыми –
        горбатясь на чужих, и то никогда не жить
        рабу лепее деспота, иже его поработил!

        <...>

        4.13. (Д. 7аб, Гл. 5, вариант 2)

(01)  И да не встанет обида Дажьбовым Внукам,
        кои во оружии врагов били! – и тако – днесь!
        не посрамим тако же Отцов наших, кои бо
        у Синего Моря – стяли до берега Годь ту,
        одержав над нею Победу!

(02)  Песни Хвалы Матерь спевает, та Красная Птица,
        коя – несла Пращурам нашим Огонь в дома их,
        и тако ж Ягницу, – да прибавим к тому, абы та –
        над нами одержала Силу, и могли мы врага
        растетешить и прогнать, псину срамную!

(03)  То глянь, народ мой!

(04)  Сколь есть ты – обеспечен, и народлив, а все
        не оправишься от раны твоей, и не ввержеся
        в ряды, абы сьмы – врагов своих погнали,
        и беду свою избыли, и жизнь – иную имели,
        полную Гордости, бо мы – неотделимы от нее!

(05)  И тягчее поражения были у нас, а сьмы* –
        живы, благодаря жертвенности юношей и воевод!
        [по тем тысяче пятистам годам, кои мы прожили
        многотрудную борю и прю имея! а все ж таки мы]*

        Часть вторая:

        4.14. (Д. 7вг, Гл. 6)

        <...>

(04)  Ниже них –

(05)  помянем, яко – Годь соединилась с Гуннами на нас,
        и Гуларех сверзся од полуночи и Гунны от полудня, –
        и тут – плакала Русколань Борусья, елико же Гунны
        оброяшили Годь, и тут – Русь воздвигла свои силы,
        и Гуннов отразила, утворя Край Антов и Скуфь Киеву.

(06)  И днесе иссеченное Сердце наше кровоточит с утра –
        и до вечера, – и мы ходим, и изроняем слезы о судьбе –
        нашего живота, те – стихнут в час оный, и тако узнаем –
        иже час пришел, яко с сечи на сечу мы ходить должны –
        на врагов, все одно будь то – Греки, будь то – Гунны.

(07)  Тех бо – должно нам охомутать и стреножить,
        абы не предстояли нам враги, яко мерзость –
        пред очами нашими, – Гуларех бо – заплатил за то,
        и должны заставить – Хорсунь заплатить: за слезы –
        дочерей, пролитые, и сынов, в кабалу взятых.

(08)  Плата бо та – не сребром и не златом, понеже отсечь –
        главы их, и в щепу изрубить, – и тако – будем рады тому,
        бо – брешет псица греческая, лис, хитрящий отвернуть нас –
        от Травы нашей, а то – трапеза, кою же Суне порождает,
        то бо – наша Мета, очистительная и неиссякаемая!

        4.15. (Д. 7вг, Гл. 7)

(01)  Тут  бо* – Аскольд злой пришел на нас,
        и тут – откачнулся народ мой от Лада,
        и творя любы, идет – под Стяги наши, –
        и спасает под ними от врагов на Руси –
        могучий Сварог наш, а не боги иные!
        [по 1300 летам от исхода Карпаньского]*

(02)  И не просим у Сварога ничего, кроме Смерти,
        и та-то – не страшна, коли же Щехом самим –
        речено: «То Сварга зовет нас, и идем – к ней!» –
        и то бо: «Так, идем, яко Матерь Сва спевает –
        Песнь ратную, и должно – следовать за ней!»

(03)  Абы – самим не есть травы, а стада наши –
        Грекам оставить! а те-то нам – камение?! –
        «Вот, еже – грызите его, а то зубы имеете –
        тверды и остры», – те нам говорят: есьмы –
        «звери», и рыкаем в ночи страх на люди!

(04)  Иже суть – Греки?!.

(05)  Вопрошают нас народы: кто есть мы? – и сами –
        отвечают же: есть мы люди – не имущие Края,
        и правят нами – Греки и Варяги, – так то еще –
        оповедают детям нашим, яковы с нами будут –
        говорить плюновениями в очи, и Истину имут!

        <...>

        4.18. (Д. 7де, Гл. 10)

(01)  То бо – Матерь Сва спевает во Сварге
        о Подвигах ратных, и уходим от домов своих –
        и течем на врагов, абы – отведать смогли
        руского меча сечени Ясуни, – скажем же:
        «Не можем ино деять, яко – идти вперед!»

(02)  А «вспять» –

(03)  не можем сказать, яко – не имеем «спяти»,
        а только «переды» свои, и борзо пойдем, а кои –
        борзо идут, борзо имут Славу, а кои потиху идут,
        то се – враны на них крячут и куры кленчут, –
        не сьмы – говяды, неботь сьмы – Русичи!

(04)  И то – иным в наущение, абы знали, аки:
        «Правь – с нами, и Нави тако – не боимся,
        яко Навь – не имеет силы против нас!» –
        потому бо должно молить богов о помощи –
        в трудах ратных наших, и – тщиться!

        4.19. (Д. 7де, Гл. 11)

(01)  То бо – Матерь Сва бьет крыльями своими
        о трудах ратных и Славе воинам, яковы испили –
        Воды Живой от Перуницы в сече последней.

(02)  И та Пеуница – летит к нам, и та Рог дает –
        полон Воды Живой на Живот Вечен гордине нашему,
        иже от меча вражия главу отсеченную утратил, – тако –
        смерти не имеем от оного, ниже бо – Жизнь Вечную!

(03)  И вожди – брат за брата трудятся, – и умирают –
        и до Лугов Свароговых идут, и тамо Перуница скажет:
        «То бо никто иной, ниже – Рус-гордин, а не Грек,
        и не Варяг, ан то, де, Славен рода – Славного!»

(04)  «И вот он идет по спевах Матери и Матери Сва –
        до лугов твоих, Свароже Великий!» – и скажет ему Сварог:
        «Иди, сын мой, до той Красы Вечной, и тамо увидишь своих
        Деда и Бабку, и те-то – в радостях и веселиях, тебя видя!»

(05)  «Плакали сильно до днесе, и теперь могут –
        возрадоваться о Животе твоем, Вечном до Конца –
        концов, и краше сего – ничего нет!» – яко вои Ясуни –
        имеют ину Мету, ниже Греки, и имеют – Славу ину!

(06)  И тако же – взойдет до Рая нашего, и узрит –
        цветы прекрасные, и дерева, и луга, и будет
        от полей тех – житву трудить, и яшень полоть,
        и пшено-просово собирать в закуты Сварожьи.

(07)  То бо божественное – иное! – яко земное – во прахе,
        и болезнях, и страданиях! и да будут мирными дни его –
        Вечно! а мы – встанем на место его, и сразимся сурово,
        и случись, падем – со Славою тамо, ибо мы, яко – он!

(08)  То бо – Матерь Сва бьет
        крыльями по бокам своим!

(09)  Якова – возжжена, сияя, светит нам, и всяко перо –
        иной красы! – черменое, синее, голубое, желтое
        и серебрянное, златое и белое, и та бо сияет, яко –
        Суне-царь у нас, и во все стороны – идет пасунь!

(10)  Та бо светится – семью красами, иже –
        призвана богами стать нашей, – и Перун, ее видя,
        гремит в Небе Ясном, та бо – наше Счастье, и мы –
        должны свои силы отдать, дабы увидеть – тако ж!

(11)  Так, отсечем стар живот наш – от нового, яко –
        секут и рубят дрова в домах огнищан простых, –
        Матерь Слава бьет крылами, пылая, и идем –
        под Стяги наши, и те бо Стяги – Ясуни!

        4.20. (Д. 7эж, Гл. 12)

(01)  Тамо Перун идет и, главой златой тряся,
        молнии посевает во Сварге Синей.

(02)  И та – твердеет от тех, и Матерь Слава –
        спевает о трудах своих ратных, – и нам –
        должно послушать, и восхотеть брани  –
        суровой за Русь нашу и Праотцев наших!

(03)  Матерь Слава сияет в облаках, яко – Суне,
        и вещает нам – победы и гибель, – и того –
        не боимся, яко то есть живот земной, а после –
        Живот Вечен, и должно добывать – Вечное!

(04)  Яко: «Земное против него – ничто!»

(05)  Есть мы на земле, яко – зги, и то сгинем во тьме,
        яко не бывали воистину – никогда на ней, – тако
        Слава наша притечет к Матери Славе и пребудет
        в Ней до Конца концов – земных и иных жизней.

(06)  То бо – своей не станем бояться смерти! –
        яко сьмы потомки – Славных, и Дажьбо нас родил
        через Корову Земун, и то пребываем Кравенцами
        и Скуфью Антовой – Русы Борусенские и Сурожцы.

(07)  Тако сьмы – станем Дедами Русов, –
        и взойдем отсель – в небо Сварги Синей!

        4.21. (Д. 7эж, Гл. 17)

(01)  Тут Зоря Красная придет к нам, яко –
        Жена Благая, и молока даст нам –
        в силу нашу и крепость двужильную, –
        та бо Зарыня – Суни вестница, и тако –
        слышать можем: «Вестники конные!
        скачите к закату Суни, абы тамо –
        исправен был его Челн Златой к ночи!»

(02) «И был бы воз с волами – смирными,
        влекущими по Степи Синей, и тамо бо –
        лечь Суне спать во печь…» – и то ж,
        коли б – другой день пришел к вечеру,
        и другой Всадник объявил: «Пришел вечер!» –
        и тако сказал Суне же: воз и волы есь –
        тамо, и ждут его – на Млечном Пути.

(03)  Аще Зоря пролила в степи, позвана –
        Матерью, дабы – Сва поспешила!

        4.22. (Д. 7эж, Гл. 14)

(01)  И кричит Сва летящяя и, бьюще,
        бьет крыльями Матерь Сва,
        и спевает Песни – к сече! –
        и та Птица – Суне-царь не есть,
        а та есть – от него она суща!

        4.23. (Д. 7эж, Гл. 16)

(01)  Текут реки великие на Руси, и многие воды –
        журчат Спевы Стародавние о тех болярах,
        яковы не боялись до Поля Годьского ходить –
        и лета многие сражались за Вольность Рускую!

(02)  «Те-то Славные, что и берегли, так не жизни свои!» –
        тако речет о них Берегиня, – и бьет крыльями
        Матерь Сва-Слава, и жещет о них потомкам,
        яко они – ни Грекам, ни Варягам не покорились!

(03)  Жещет та Птица –

(04)  о гордынях Борусинских, яковы от Ромеев –
        пали около Даная возле Троянова вала, –
        и те – простой Тризной легли, и Стрибы лишь –
        выплясывают, об оных плачась по осени.

(05)  И зимой студеной гурлыщет об оных же –
        рев степной, а Голубки – дивуются, и те –
        це жекочут, яко: «Погибли те – во Славе,
        и не оставили земли своей – врагам!»

(06)  Не бо сьмы, сынове, тако же – потомки!
        и не уступим сьмы тако землю нашу –
        ни Варягам, ни Грекам!

        4.24. (Д. 7з, Гл. 1)

(01)  Тако скажем сьмы же: «Имеем –
        Красный Венец Веры Нашей!
        и не должно – чужое к ней добирать!» –
        тут князь наш сказал же: «Должно идти –
        к Ясуне, болярове, абы сьмы веру нашу –
        охраняли от врагов, пока живы, а рано ли,
        поздно, дня не минем Конца последнего!»

(02)  «И да имеем силу нашу по степи –
        Матери Суне Сва строения, –
        и крыла – в стороны распростерты,
        и тело – в средине, и глава Ясуни –
        на раменах ее воевод славных,
        яковы – не обронят в сече главы
        своей Ясуни, и уберегут ее до она дня!»



________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ЗОЛОТО РУСОВ.
Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА»
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].