Уроки поэзии

Вера Рей
———————————————————————————————————***фрагмент(бумага, акварель)

***

Идёт бычок, вздыхая, по дощечке,
Блестят глаза, дрожат худые ножки...
Избушка на опушке – дым из печки,
На кухне всё готово – вилки, ложки;
Кипит вода в кастрюле для бульона;
Закат румянит кафельные стены.
...Ах, ушки! – преклонённые знамёна –
Трепещут в них сиреневые вены.

Упало солнце в обморок за речкой.
Из детства эхом – робкий стук копытцев.
Молочный запах наполняет Млечный
Путь. Мостик деревянный – ухватиться
Бычок не может...Кончилась дощечка...
Прости, дружок, прости нас, человечков.


***


Написано для "Литературных практик" http://www.stihi.ru/avtor/psid3

 


Был обычный тёплый вечер. Солнце приближалось к горизонту. Класс поэзии начался. Учительница внимательно посмотрела на единственную свою студентку.
– Итак, начнём с классики. Детское стихотворение Агнии Барто "Идёт бычок качается" есть типичный пример того, как легко воспринимаются образы и события читателями любых возрастных и социальных групп. Ты, надеюсь, понимаешь о чём идёт речь?
– Да, – робко ответила большеглазая студентка.
– Хорошо, – опустив голову, проговорила учительница. Вздыхая, она подошла к окну, где по дощечке, на которой было написано её имя, скользил розовый луч света.
– Могла бы ты отнести это стихотворение к какому–нибудь поэтическому направлению?
Стало заметно, как блестят глаза студентки, как напряглось её стройное тельце и дрожат худые ножки.
– О, я бы отнесла это к акмеизму...Когда роза – это роза, бычок – это бычок. Он идёт и он упадёт...
Учительница опять посмотрела в окно скучающими глазами – там розовела в лучах заходящего солнца избушка на опушке. Урок продолжался.
– Могла бы ты определить, какой стиль напоминают тебе вот такие строки:

"...дым из печки
на кухне всё готово вилки ложки
кипит вода в кастрюле для бульона
закат румянит кафельные стены"

– Думаю, – дыхание студентки стало сбивчивым, – это близко к позднему символизму. Все перечисленные предметы скрывают некую тайну...Отсутствие знаков препинания приближает стиль к футуризму – нет жёстких рамок и...
– Хватит!
На потолок и кафельные стены класса проник тот розовый луч солнца, который учительница заметила раньше за окном. Возник тёплый цвет, в котором хотелось раствориться.
– Продолжим! Что ты знаешь про обэриутов?
– О, поэтика абсурда...Хармс:

"— Знаете, — сказал один из —
грех грех — из тут бывших —
мне режет уши
режет уши"...

– Хорошо, хватит! Что ещё? – Учительнице явно не хватало воздуха.
– Я, я...можно из моего? Я вчера сочинила, вот:

"...Ах, ушки!  – преклонённые знамёна –
Трепещут в них сиреневые вены."

– И что? Это что? Есенин, имажинизм, что? Деревня? Почему не розовые вены? – Учительница следила за окном. Ей казалось, что давление у неё сильно подскочило, дышать стало тяжело. "Солнце упало в обморок за речкой "– мелькнуло у неё в голове:"Нет – это я падаю в обморок. Какой ужас!". Розовый свет исчез, возник гул в ушах, сиреневых ушах...
–Что, что случилось? – Звуки долетали, как мамин голос из детства – эхом. На кончике сознания начал пульсировать робкий стук копытцев. Возник молочный запах. Учительница почувствовала, как её большой розовый сосок наполняет нежный рот студентки. Блаженное облегчение – тело возвращалось к жизни. На полу расползались крупными звёздами капли молока – Млечный Путь...
Урок поэзии закончился. Учительница отдыхала. Студентка, напившись парным молоком, смотрела через окно на небо. В голове вертелись строчки: "Мостик деревянный – ухватиться бычок не может...кончилась дощечка...Завтра можно прочитать это учительнице,"– засыпая, думала тонконогая тёлочка. Её длинные белые ресницы слегка подрагивали. Уже совсем тихо, молитвой, в быстро убегающем сне, плыли слова:"Прости, дружок, прости нас...". И стайка каких–то человечков бежала по дощечке...


*