По конкурсу Пегас и я, ч. 1. Иронические стихи

Творческая Мастерская Алкоры
Совсем недавно были подведены итоги по конкурсу иронических стихов «Пегас и я» (о поэтах, поэзии и творческом процессе) http://stihi.ru/2011/05/05/8129

Настало время рассказать о впечатлениях по представленным работам. Но сперва разберемся с особенностями  заявленного жанра – иронические стихи. Что такое ирония – узнаем из Википедии:

«Иро;ния (от др.греч. «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает».

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Ирония является категорией эстетики и берёт своё начало из традиции античной риторики. Именно античная ирония дала рождение европейской иронической традиции нового времени, получившей особое развитие, начиная с последней трети XIX века.

Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению («Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» — Георгий Александров).

Элементарной моделью иронического стиля является структурно-экспрессивный принцип различных речевых приёмов, помогающих придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный или идейно-эмоционально обличающий смысл. В частности, в качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента («Моё лицо, если только оно меня слушалось, выражало сочувствие и понимание» — Рекс Стаут).

В качестве завуалированной демонстрации негативной позиции применяется метод иронии насмешка («Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» — Ярослав Гашек), ненастоящее утверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания («Ленин и сейчас живее всех живых, только руками трогать нельзя» — Виктор Нюхтилин), а ненастоящее отрицание — для подтверждения действительных истин («Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» — Марк Твен).

Иронический приём превосходства часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик («Он горделиво ощущал, что двадцать девять месяцев армейской службы ничуть не ослабили его способности попасть впросак» — Джозеф Хеллер), а приём иронического снисхождения используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей («Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» — Курт Воннегут).

Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя («Врачи боролись за его жизнь, но он выжил» — Михаил Жванецкий)»

Обобщу все эти умные высказывания:

Прямая ирония — способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

Сократова ирония — форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

Ироническое мировоззрение — состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».

Стихи, представленные на конкурс и имевшие шанс стать победителями, должны были соответствовать жанру – как минимум, быть смешными. Просто хорошие стихи о поэзии в данном конкурсе не проходили. Например, прекрасное стихотворение Александра Клепфера «Этот миг»

Дышала Богом синева,
Земля летела в бесконечность
И озарённая душа
Ковшом пила святую вечность.

Быть может только этот миг
Есть нашей жизни назначенье-
Душа, сорвавшаяся в крик,
Великой силой вдохновенья.

к сожалению, для конкурса не подходило – оно написано в жанре лирики.

Что еще отличает жанр иронии от лирического? Иная лексика. Здесь не требуются возвышенно красивых поэтических образов и метафор (если, конечно, они не используются с насмешкой или сарказмом), здесь не совсем уместны и серьезные философские размышления о жизни, здесь другой язык. Как правило, он более современен, допускает большую по сравнению с лирикой легкость обращения с литературным русским, внедрение в него «современных словечек», сленга – обоснованного темой. Но – не безграмотности и не пошлости – этого добра не терпит ни один жанр поэзии. О примерах безграмотного употребления языка мы поговорим, как обычно, во второй части статьи.

Покажу пример хороших стихотворений иронического жанра, написанных с использованием современных  оборотов речи:

Петрович Владимир «Пегас»

«…каждый из нас по-своему лошадь»
В.В. Маяковский

Раскованный, весь в мыле, едва закат угас,
Ко мне на ветхих крыльях спускается Пегас.
Не в рифмах и в сюжетах, в репьях, в грязи, в пыли...
«Да-а-а, так тебя поэты заездить же могли...

Вон грива - не расчешешь! Мустанг, ни дать, ни взять!
А я-то думал, грешный, и сам тебя взнуздать...»
«Ну вот, и ты туда же, а я-то думал – друг!
Вот чтобы офуражить, так всем вам недосуг.

То Хиос, то Равенна, то Рим, а то Шираз...
Ни суточных, ни сена... И всем давай Парнас!
И норовят пришпорить, и норовят в галоп!
Не кован, не поспоришь, а то б - копытом в лоб!»

«Ах, так! Ну, топай в ванну... Ну, что: "Подкуй, подкуй",
Чтоб мне же в лоб, случайно... Мы лучше - по чайку...»
Восторженное ржанье... Видать поймал кураж…
"Ты там потише в ванне, разбудишь весь этаж!"

Вот в шлепанцах (две пары!): «Копытом не стучать!»,
Он выполз. «С легким паром! Теперь садись за чай»
«Коньяк или чернила?! Дружище, только чай.
Тебя и так сморило. Не дуйся, не серчай."

Моим накрытый пледом, умаялся, затих...
Я сам не против следом, но надо ж за двоих...
И строки, вдруг, открылись, как будто вспомнил враз:
"Раскованный, весь в мыле, едва закат угас..."

Он повернулся сонно, сквозь пелену веков:
Лик матери-горгоны, блик лавровых венков...
От Ливии до Понта поэты, павши ниц...
Табун до горизонта фракийских кобылиц...

Написано в свободном жанре рассказа, с косвенной передачей диалога, остроумно, легко. И здесь мне совсем не мешают ни разговорное «враз» и «офуражить», ни естественно проходящая «недопустимая»  рифмовка «чай»-чай» ибо она живо передает разговорную речь ЛГ- его  диалог с Пегасом. Словом, совсем иная лексика, чем в лирических стихах.

А вот еще одно стихотворение – на злобу дня, на тему узкую, совсем не  «для вечности», но близкую и знакомую каждому стихирянину (здесь и в стихах не литературное слово «стихирянин» проходит вполне естественно!):

Евгений Крысин «Возомнив себя поэтом»

С тех пор, как, возомнив себя поэтом,
Открыл в Стихи.ру личный кабинет,
Слагаю беспрерывно я куплеты,
Как будто бы других занятий нет.

Вот дОжил до чего, на самом деле:
Чуть встал - не на горшок, не в туалет,
Взъерошенный, в трусах, при голом теле
Стремлюсь попасть скорее в Интернет.

Мерцание любимого экрана
Важнее мне, чем всякий прочий свет.
На отзывы любого графомана
Немедленно строчу я свой ответ.

С любовью и теплом здесь привечают
Любого, кто ответит тем же всем.
Тут многие с утра собой блистают,
Сдаваясь, как и я, в стихирный плен.

Но баллы наше творчество итожат,
Их каждый здесь кладёт в свою суму.
Я всех прошу: « Подайте, кто что может...
Верну! Всё непременно вам верну!»

Иронические стихи совсем не обязаны заставлять нас хохотать над остроумием автора. Они могут быть и «задумчивыми», но написаны с легкой самоиронией – скептическим взглядом на себя со стороны.  Приведу пример таких стихов, которые мне очень понравились:

Любовь Сирота-Дмитрова «Щас спою!!!»

…И опять оно негаданно накатит,
Будто свист и топот зрительного зала:
«Сколько можно, дорогая? Может, хватит?
Что могла сказать – давно уже сказала.

Не достигла ли границ своих уже ты?
Не пора ли заворачивать обратно?
Пересказаны бродячие сюжеты,
И повторены банальности стократно…»

Но не хочется перу угомониться,
Не спешит болтунья-муза закругляться,
И распахнутая белая страница
Приглашает за границы прогуляться.

За границами несказанностью пахнет,
Глубью, глушью, непролазностью лесною.
«Щас спою!» – и мой читатель так и ахнет!
Щас скажу – и как шарахну новизною!»

Но от робости да косности, наверно,
По причине нерешительного нрава
До модерна, авангарда, постмодерна
И до сюра – не дотягиваюсь, право.

И гуляю там, где просто и нестрашно,
И хожу по милым улицам традиций.
Как ни сладки неизведанные брашна –
А в жару-то бредишь чистою водицей…

А вот и еще один приятный и талантливый пример самоиронии на заданную тему:

Просто Игорь «Не переплюнуть»

Обвился вкруг тебя - плющом,
Как на такое, да - не "клюнуть"?
"Тебя укрыл бы я плащом",
Но Бернса мне не переплюнуть...

К тебе дорожку протоптал,
Писал от встречи и до встречи,
Мгновенья помнил и считал,
Но и до Пушкина - далече!

Грустил, как Черный, ждал, как Блок,
И, как Есенин мог напиться...
Не тот масштаб и потолок,
Ну, кто с Высоцким мог сравниться?!

И я устал - от "ничего",
Мотаюсь, словно в клетке тигр,
Но так хочу, лишь одного -
Писать и жить, как - Просто Игорь!

А кто же был победителем, спросите вы? Вы можете почитать их стихи, по указанным ссылкам в Итоговом протоколе - http://stihi.ru/2011/05/31/4684.

 Все они - хороши, каждый по-своему. Я привела вам примеры моих предпочтений: они ведь свои у каждого из судей.

А теперь нам предстоит разобраться с ошибками. Но об этом – во второй части статьи.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/06/03/3293