2011 - 4 конкурс. Финал. Итог. Татьяна Комиссарова

Золотой Пегас
1.
В начале, или Ветхая Космогония

Я это стихотворение читала, помню, чтО в нем критиковалось, и помню возражения автора. И все же повторю:  появление лампочки Ильича в начале всех начал мне кажется странным. Опять же, Елена, на мой взгляд, ничего не прибавляет, хватило бы девушки с ведром. Почему-то отчетливое «тогда» сменяется в последней строфе на «здесь», которое резко и, как мне видится, неоправданно приближает описываемое к современности. Считая лампочку Ильича, Елену и девушку с ведром, это уже четвертый прыжок через время.  Есть в стихе, на мой взгляд, некая описательная избыточность.
В целом стихотворение добротное и хорошо технически сработанное.

8 баллов    


2.
Небо

Не поняла причину появления ран на небе. Прохожие под ноги смотрят глупо? Если под ногами выбоины, то это не глупо, а если дорога гладкая, то зачем смотреть под ноги? Действительно, глупо. И кто их может потревожить? Раз утро, то небо, как обещалось в начале, должно было бы уже стечь куда-то, а тут: Неба разбитый купол,/ в лужи смотрящий с жалостью (?) – оно опять на месте. В заключение нам рекомендуют чаще гладить небо ресницами (!).
Где-то банально, где-то наверчено, где-то нелогично. Что за ежевичные сумерки? Ударение в слове «сукровица» должно падать на первый слог.

2 балла


3.
Ты поднимаешь занавес ресниц...

Излишне пафосно. Автор не смог внятно рассказать свою историю. Почему лиргерою страшен взгляд героини? Видимо, у них какие-то сложные отношения, о которых мы не узнаем ничего. Зачем приходил ЛГ в театр, тоже не понятно. Чтобы убедиться, что «твоё искусство - наивысшей пробы»? И, собственно, что из этого следует? Эффект фразы про каплю, переполненную свободой, которую не остановить «ни жалостью, ни памятью в крови», обратен тому, на который рассчитывал автор. Мелодраматично, напыщенно, а потому не вызывает сопереживания. Если это стилизация, то, на мой взгляд, неудачная.

3 балла


4.
Поминальная по Тоске

Пытаюсь разобраться. Хоронят тоску. Перед этим на ней была беличья шапка, кованый пояс (все же с одним «н») и серебряный крест. Что нам дает эта информация? Признаться, у меня нет ответа. «Как здесь принято» -  «здесь» лишнее слово – мы не сравниваем обычаи разных стран. В 3 и 4 строфах во вторых строчках ритмический сбой. И главный вопрос – к чему это нагнетание? В чем трагедия? Понравилась напевность, фольклорная составляющая, выстроенность стиха, хорошие рифмы.

7 баллов 
 

5.
Она любила серебро
 
Девушка, приехавшая в большой город, мечтает стать содержанкой? К тому же обижена на весь мир и  завистлива. В конце ЛГ все же принимает верное решение. Богатеньких папиков, как мне представляется, выбирают не по велению сердца, так что «но сердцу не прикажешь» здесь не к месту. Пафос рука об руку с мелодраматизмом. Попытка противопоставить серебро золотым горам скорее понравилось. Но очень уж «в лоб».

5 баллов


6.
Она поёт...

Фразу про гербарий распутать нелегко:
                …Лишь гербарий
Из старых писем тех, кого уж нет,
Из пожелтевшей кипы фотографий
Напоминает то, что много лет
Подпитывало старческие страхи -
Тот день, когда осталась вдруг одна,
Без мужа, без детей – в пустой квартире…
Запишем иначе: старые письма и фотографии напоминают тот день, когда она осталась одна, и этот день (так - следуя тексту) много лет подпитывал страхи старушки? Воля ваша, тут явно с логикой что-то не то. К тому же в начале с уверенностью сказано: пьянчужка эта – тоже чья-то мать. И, простите, если задаю неловкий вопрос: что случилось в тот день, что она сразу осталась и без мужа и без детей?
Тема, конечно, вызывает сопереживание, но воплощение не безупречно.

9 баллов


7.
На озере

Интересная игра. Три озера, таинственным образом связанные с «вчера» и «сегодня», здесь и там, прошлое, становящееся настоящим и будущим, чайная тема, перекличка. Мне понравилось. Легко, непринужденно.

14 баллов


8.
ПРОЗА В СТИХАХ
Это почти поэма с большим количеством персонажей, местами удачно стилизованной прямой речью, сложным сюжетом.  Очевидно, что оно рождено глубоким чувством. Однако изложено сумбурно, небрежно, мелодраматично. И ооочень длинно.

1 балл


9.
Этот город

Если честно(с), придираться нет ни малейшего желания). Свежее, сильное стихотворение. Без выдрюков, со своим лицом.

12 баллов


10.

Моя беда на карусели
на чёрном ястребе сидит.
Зубастым вывертом панели
скребёт и плакать не велит.
Вроде, описано подробно, но – никак представить не могу. Почему беда на карусели да еще на черном ястребе? Что за неизвестная панель, которая «плакать не велит»?

Каким не городись забвеньем,
какой побег не замышляй -
она, нависшим опереньем,
за грань выходит и за край.
Оперенье у беды?

Моя житейская громада
с родством, гниющим на корню. – Не вижу сказуемого. И что это может значить?
 
Стучит, по-братски разделённый,
в затылок бесов инвентарь. – «бесов» к чему относится?
Ещё один, испепелённый,
в небытие летит январь...
Концовка хлесткая, две последние строчки хороши, но две перед ними – сплошная загадка.
Рифмы неинтересные.

4 балла


11.
*   *   *
 
Мне вспомнились шаги через запреты,/ В стихи перераставшие грехи – какие запреты и какие грехи? Если не объяснять, то стоит ли вообще об этом? Стихи всегда значительней поэта,/ Когда они действительно стихи – ну да, это общеизвестно, никакого открытия – так же, как в повторении того же приема в следующем катрене: Любовь всегда сильней сомнений вечных,/ Когда она действительно любовь. Нагромождение «бы» в конце не красит стих:  И, где бы ни был, не скитался где бы,/ О чем я не мечтал бы. Почему-то в 1-ом катрене схема рифмовки иная, чем в последующих. Рифмы не порадовали. Понравились стремительный шаг стиха, интонация.

6 баллов


12.
собака

Метафора хороша. Современное кино не для всех.

15 баллов


13
Обыкновенный

Хорошо! С изрядной долей «бродскости», как мне показалось).

11 баллов


14. 
Васькин остров

Хорошее стихотворение, вольное. И ваще – люблю собак). Уточнение про обитаемость острова, на мой взгляд, лишнее. Не понравилось: споро.

10 баллов


15. 
СМЕРТЬ

Одно лишь сердце – не вижу противопоставления с движением тишины. Почему «зная наперед», если смерть уже плывет?
Она  хозяйка  тёмной  половины
и  выбирает  время  сладких  снов:
ей  наплевать,  виновных  ли,  невинных,
и  млад  ли,  стар, –  неважно,  всё  равно.
К чему относится «виновных ли, невинных»? К снам? К людям, т.к. дальше «млад ли стар»? Но почему тогда такой падеж? Намеренно пропущен глагол? Слишком значительный пропуск, на мой взгляд.
Завораживающее стихотворение. Понравилось.

13 баллов