Золотой Голос Советского Кино. Юбилей А. Ведищевой

Алексей Шавернёв
         На киноэкране её голосом «поют» Наталья Варлей и Светлана Светличная. Голос этот знаком миллионам слушателей одной шестой части земного шара нескольких поколений, прежде всего, благодаря великолепно исполненным песням из советских кинофильмов. Имя и фамилия артистки известны уже куда меньше, поскольку в титрах фильмов до недавнего времени не указывалась. И, наконец, как выглядит исполнительница, и вовсе, знают немногие – долгое время её практически не показывали по телевидению, лишь относительно недавно на телеэкран стали просачиваться видеоролики выступлений этой замечательной певицы...

          А ведь ещё в далёком 1967 году никому не известная девушка из Иркутска могла попасть в Книгу рекордов Гиннеса, если бы имела возможность подать туда заявку и согласно тамошним правилам зарегистрировать свой успех. Она чуть ли не в одночасье сделалась советской звездой огромного масштаба. Пластинка с незатейливой песенкой о медведях вдруг разошлась семимиллионным тиражом. Публика, как саранча, налетела на прилавки музыкальных магазинов. Такого в СССР еще не знали. Всему виной был саундтрек Александра Зацепина и Леонида Дербенёва к сверхпопулярной кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская певица», где спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина поёт её голосом.
          С этого момента на протяжении нескольких лет вокал артистки стал визитной карточкой советского кино, своеобразным символом того времени, а спетые песни – гордостью отечественной музыки. Названия говорят сами за себя: «Помоги мне», «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Чунга-чанга», «Всё равно ты будешь мой».
          Некоторые саундтреки намного пережили сами фильмы. Если, например, картины «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» растащены на афоризмы, и их сюжет легко пересказать, то фильмы «Ох уж эта Настя» или «Катерок» мало кто помнит. Что не скажешь о чудесных песнях оттуда, которые продолжают звучать, радуя всё новых и новых слушателей...
          Все, кому небезразлично лучшее, что было создано в жанре  советской эстрадной песни, поздравляют с юбилеем замечательную певицу Аиду Ведищеву.

          Аида Ведищева родилась  10 июня 1941 в Казани  в семье профессора медицины Соломона Иосифовича Вайса, незадолго до войны переехавшего из Киева, и Елены Митрофановны Емельяновой. В 1951 семья перебралась в Иркутск.
          Артисткой Ида мечтала быть с детства, ещё совсем маленькой девочкой освоила фортепиано, хорошо пела и танцевала. В Иркутске она окончила музыкальное училище, где играла в студенческом театре музыкальной комедии, и затем (по настоянию родителей) — институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский.
         По окончании института, мечтающая о профессиональной сцене девушка  едет в Москву и попытается поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Увы, попытка не удалась, Аида не прошла по конкурсу.
         Однако благодаря красивому, сильному голосу и упорству, она начинает певческую карьеру. Певицу принимают в Харьковскую филармонию.

         Выйдя замуж за известного в те годы циркового артиста Вячеслава Ведищева, Аида взяла фамилию мужа и уже под этой фамилией о ней постепенно стали узнавать.
         Прекрасное знание английского языка и блестящая вокальная техника позволяли Аиде на высоком профессиональном уровне петь джазовые композиции, её талант уже невозможно было не заметить. На молодую вокалистку обратил внимание мэтр советского джаза О.Л.Лундстрем, пригласив солисткой в свой знаменитый оркестр. Оттуда перспективную вокалистку переманивает Л.О.Утёсов. В джаз-оркестре Утесова Ведищева получила огромный профессиональный опыт, но исполнять годами один номер не входило в её планы, и, несмотря на жгучую обиду Утёсова, Ведищева покидает и этот коллектив.

         От Утесова Аида попала прямо в кино, к Леониду Гайдаю. Причем произошло это совершенно случайно. Требовалось, чтобы в «Кавказской пленнице» «Песенку про медведей» исполняла певица с голосом, похожим на тембр Натальи Варлей. Причём, уже была записана фонограмма с голосом самой Валей, которая вполне удовлетворяла Гайдая, но не совсем устраивала композитора Зацепина. Начались поиски. Пробовались многие, но никто не подходил. Не то. Съемочный процесс остановился. Гайдай злился, а Зацепин был непреклонен. Тогда редактор радиопередачи «Доброе утро» предложила прослушать Ведищеву.
        Как рассказывает сама Аида:
        — Я приехала, что-то там спела и ушла — песенка была простенькая. На серьезную работу это похоже не было. Но через несколько дней мне перезвонили и сообщили, что мой голос теперь будет звучать в кино.
А вот на озвучание «Бриллиантовой руки» меня сначала не позвали. Но потом… В назначенный день я явилась на «Мосфильм». Вошла в студию. А там прямо на полу расселись Никулин, Гайдай и Миронов, перед ними — выпивка и закуска. Ни один фильм без бутылки не обходился — такова уж русская традиция. Ну, они пьют и меня зовут. Я еле от них отбилась. Спела песню и уехала. А они остались допивать.
Когда же «Бриллиантовая рука» вышла на экраны, я вместо благодарности за исполнение нового хита получила несколько телеграмм из Министерства культуры. Мне писали: «Прекратите это безобразие!»
         Известно, что Ведищеву очень не взлюбила министр культуры Фурцева...

         После непродолжительной работы в популярном ВИА «Голубые гитары» И. Гранова Аида Ведищева начинает сольную карьеру.
         Став ещё 1966 году лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни, в 1968 году за песню «Гуси, гуси» Аида получает диплом на очень в то время престижном международном фестивале эстрадной песни в Сопоте.
         Аида Ведищева успешно записывалась как соло, так и дуэтом.  Вместе с Анатолием Гороховым она спела песню «Чунга-чанга» в мультике «Катерок», а с Геннадием Ниловым (отцом «майора Ларина») – песню «Пусть говорит» в комедии «Три плюс два».
         Популярностью пользовались также песни«Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…») и «Всё равно ты будешь мой». 

         Постепенно тучи над Ведищевой начинают сгущаться – певица подвергается нападкам со стороны чиновников за "безыдейность и вульгарность", хотя и является лауреатом премии ВЛКСМ за песни "Товарищ", "Звёздная пристань" и др. комсомольские и патриотические песни. Артистке не дают экспериментировать с новой шоу-программой, отбирают сопровождающие концертные ансамбли.
         Кстати, именно Ведищева первой на советской эстраде записала инструментальную фонограмму для своих выступлений (что в наши дни давно стало нормой и называется минусовкой). Для Ведищевой же в тот момент это было вынужденной необходимостью – аккомпанирующие инструментальные ансамбли под разными предлогами отбирались один за другим, и она попросила своего друга Юрия Силантьева выручить её и записать сопровождение для нескольких основных песен из своего репертуара.

            Постепенно стало заметно, что Аиде Ведищевой, как и некоторым другим певцам еврейского происхождения (В. Мулерману, Л. Мондрус, М. Кристалинской, В.Ободзинскому, Н.Бродской, А.Градскому), несмотря на признание публики, неофициально, но ощутимо минкультовское начальство чинило всяческие препятствия: не упоминало в титрах фильмов, отменяло гастроли, перекрывало радио- и телеэфиры, не выпускало на гастроли за границу. К примеру, «Лесного оленя» хоть и пропустили на «Песню года», но не в оригинале – на телевидении шлягер исполнил детский ансамбль имени Локтева.
            С середины семидесятых имя Аиды Ведищевой стало исчезать из титров и эстрадных  афиш.
            На Ведищеву начались настоящие гонения. Концерты отменялись безо всяких причин, на телевидение совсем не выпускали, вместо 15 рублей за концерт она стала получать 8. Документы на представление ей звания заслуженной артистки уже были в секретариате Минкульта, но, как потом объясняли, «где-то затерялись».

            В 1980 году, оставшись практически без работы, Ведищева решает уехать с матерью и сыном в США. Ехала она, конечно, не за славой, и, тем более, не за деньгами (кому в Америке нужны советские эстрадные певицы?!). Просто Аиде казалось, что так будет лучше...
            А на родине большая часть её записей на радио, как и записей других эмигрировавших певцов, была  размагничена.
            – Я никогда не обижалась на Родину, - говорит Ведищева. – Страна тут ни при чем. Это все сделали люди. Они выгнали меня из СССР, и не просто выгнали, а вычеркнули: моего имени никогда не было в титрах «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки», а все пластинки попали под запрет. Будто меня никогда и не существовало на свете.

            В США Ведищевой пришлось начать карьеру с нуля, поступить в театральный колледж и пройти четырёхлетний курс обучения, изучая американский кинематограф, танец. Опять-таки, пригодилось полученное в институте, знание языка.
            Вначале она поселилась в Нью-Йорке, затем (из-за климата и проблем со здоровьем) перебралась в Лос-Анджелес. В США она вышла замуж за богатого поклонника, сумела получить признание, создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ. Выступает под псевдонимом Amazing Aida, исполняя  в основном американский репертуар – песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов. Но в программу нередко включаются и бывшие хиты советского периода.
            Позднее Аида стала выступать реже, но начала сама писать песни: музыку и стихи.            
            С 1989 года Ведищева неоднократно посещала Советский Союз, затем – Россию и страны СНГ, принимала участие в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве.
            В начале 1990-х годов певице был поставлен страшный диагноз – «рак третьей степени». Аиду Ведищеву врачи объявили неоперабельной. Однако, несмотря на предостережения медиков, она настояла на операции, прошла курс химиотерапии, и ужасная болезнь отступила.

            Более 30 лет Аида Ведищева живёт за океаном, являясь гражданкой США. Сейчас певица находится в хорошей форме, у неё нет, как у многих,  возрастных проблем с голосом, и хочется надеяться, что замечательная артистка ещё порадует своими концертами бывших соотечественников!
            С Юбилеем!

                По материалам Internet