люблю тебя, Черное море

Людмила Дубинская
Море... какое ты море?
То ласковое, то озорное.
Слушаю песни прибоя.
Люблю тебя, Черное море.

Без моря такая тоска.
Как жить, не пойму я, без моря.
Вы делите с ним отпуска -
делю я с ним радость, и горе.

Ласкает мне ноги волна.
Парят белокрылые чайки.
И пена - волны седина.
Рыбешек резвящихся стайки.

Море... какое ты море?
То ласковое, то озорное...
Слушаю песни прибоя.
Люблю тебя, Черное море.

Летят над волною дельфины.
Я знаю они мои братья.
Целует им солнышко спины.
Летят они в моря объятья.

С любовью к тебе родились
и светом прекрасной любви
наполнило ты нашу жизнь.
Ласкают нас волны твои.

Море... какое ты море?
То ласковое, то озорное...
Я слушаю песни прибоя.
Люблю тебя, Черное море.


Легенда Древней Греции

Не всегда Черное море называлось Черным, у него было несколько названий. Например, в Древней Греции Черное море называли Понтом Эвксинским, что означает «гостеприимное море». Однако не сразу древние греки так ласково назвали Черное море. Сначала море стало для них негостеприимным и они назвали его Понтом Аксинским. О том, почему греки дали морю такие названия, рассказывает одна из легенд.

Давно это было, еще в тот период, когда счет времени шел в обратную сторону – в года до нашей эры. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Ни на кого они не нападали и на них никто не нападал. Умные руки горцев научились выращивать на склонах гор душистый сладкий виноград, фруктовые деревья и розы.

В горных лесах водилось много дичи. Но горцы не злоупотребляли оружием и натягивали тетиву лука только тогда, когда требовалась пища.

Селение горцев богатело с каждым годом... Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю. Так у берегов Тавриды появилось множество фелюг. В них сидели вооруженные эллины, которые хотели под покровом ночи подойти к берегу и напасть на сонных горцев. Но море вдруг засветилось голубоватым пламенем, и горцы увидели пришельцев.

Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещере, а мужчины приготовились отразить натиск. Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и напали на эллинов.

Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду огромные валуны. Взбунтовалось море, заштормило, поднялись огромные волны. Над морем стоял сплошной стон и грохот. В страхе повернули эллины свои фелюги обратно, но мало кто возвратился к своим берегам.

С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским – Негостепреимным морем. И наказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружие против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.

Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг пошли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в фелюгах мирные послы с богатыми дарами для горцев.

И поклялись горцы с греками, что никогда не поднимут оружия друг против друга.

С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским – Негостепреимным? Нет, это доброе и гостепреимное море. И назвали греки море Понтом Эвксинским – Гостепреимным морем...

Так и повелось с тех пор. Кто идет к Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом, оно всегда гостепреимное – Понт Эвксинский. А для врагов наших – Понт Аксинский (негостеприимное).

Легенда Турции

Одна из турецких легенд гласит: в Черном море лежит золотая стрела, которую забросили в море по велению богатыря. Воды моря не хотят эту стрелу, пытаясь ее выбросить из своих недр. А когда море волнуется – оно становится темным, и даже черным, откуда и пошло название моря.

Рассказывает эта легенда о том, что жил на земле сказочный богатырь, силы неслыханной, смелости невиданной. Имел он оружие удивительное – сказочную стрелу. Обладала она чудесным свойством. Там, где она проносилась, вспыхивал воздух, закипала вода, плавилась земля, гибло все живое.

Страшное это было оружие! К счастью, находилось оно в надежных руках. Богатырь был человеком благоразумным, справедливым и огненную стрелу без надобности в руки не брал. На другие страны он не покушался, а на его отечество враги не нападали – боялись.

Много лет жил на земле богатырь, но вот пришло время расстаться ему с жизнью. Задумался богатырь: кому передать стрелу? Сыновьям-наследникам? Нельзя. Хотя они воины честные и смелые, но молоды и больно уж горячи. Не удержаться им от соблазна испробовать силу оружия – и вспыхнет тогда братоубийственная война.

И решил богатырь спрятать волшебную стрелу, да так, чтобы ее никто не смог отыскать на протяжении тысячелетий. И лишь тогда, когда люди, наконец, устанут воевать, когда научатся беречь и ценить мир, - тогда они найдут стрелу, чтобы использовать ее чудодейственную силу в мирном труде.

Позвал богатырь своих сыновей и говорит им:

- Дети мои, недолго осталось жить мне на свете. Слушайте же мое последнее повеление: возьмите золотую стрелу, о страшной силе которой вы слыхали, и бросьте ее посредине Черного моря, самого глубокого моря в мире.

Долго ли шли они, коротко ли, только вот впереди показались синие горы. Своими высокими вершинами они подпирали голубое, прозрачное, будто из хрусталя, небо. Взобрались братья на синие горы, и взору их открылась величественная картина: далеко-далеко внизу простиралось огромное безбрежное море. Окутанное утренней розоватой дымкой, оно еще спало. В его тихих водах отражался красный шар поднимающегося солнца. Это было Черное море.

И вдруг братья почувствовали, что жаль им расставаться с драгоценной стрелой, и честолюбивые мечты овладели ими. Договорились братья, что спрячут они стрелу в горах, а отцу, если тот к их возвращению не умрет, скажут, что исполнили его волю.

Каково же было их удивление, когда, возвратившись домой, они узнали, что отец каким-то образом раскрыл их замысел. С негодованием набросился старик на своих сыновей, обвиняя их в родительском непослушании.

- Не будет вам моего благословения, - сказал он, - пока чудодейственная стрела не ляжет на дно Черного моря.

Тогда сыновья, убедившись в том, что невозможно сохранить у себя волшебное оружие, снова отправились к берегам далекого моря и исполнили приказание отца.

Опустилась золотая стрела в бездну морскую. Потемнело от гнева море, закипело, заволновались его тихие воды. И с тех пор не может успокоиться Черное море. Нет-нет да и снова забурлит оно, заклокочет, подымет громадные волны, тщетно пытаясь выбросить из недр своих смертоносное оружие.

Другие старые названия моря

Встречается еще несколько старых названий Черного моря. Это и Сугдеское море, в честь процветавшего города Сугдеи (нынешний Судак), и Хазарское море, в честь хазар. Во времена Древней Руси в летописях Черное море называлось Русским, предположительно потому, что киевский князь, воевавший с хазарами, побывал на его берегах. Итальянцы же, которые владели некоторыми небольшими портами на побережье в средние века, называли море Понтским.

Из работ ученых

Существует еще несколько версий: скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное.

Если не вникать в легенды, а почитать работы ученых о происхождении названия Черное море, то существует несколько гипотез. Первая из них связана с тем, что турки, много веков покорявшие берега Черного моря, находили на них яростное сопротивление местных племен – черкесов, адыгов и других. Поэтому они назвали море Караден-гиз, т. е. негостеприимным, Черным.

Вторая гипотеза отсылает нас к Магеллану. Магеллан попал в море во время шторма, а во всех морях в шторм вода темнеет. По первому впечатлению и закрепилось название моря.

Следующая версия основана на том, что в глубинах Черного моря много сероводорода, который окрашивает металлические предметы в черный цвет. У древних мореплавателей окрашивались якоря, от чего они и дали морю название черное море.

И ещё немало существует версий. Например, одна из них приписывает это название черным водорослям, которые становятся черными, попадая на берег после шторма.