Нико Пиросмани — известный грузинский художник XX века, самоучка,
представитель примитивизма. 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси
«...Европейские арт-критики прозвали художника
"Великим тамадой от искусства".Коммерсантъ № 54 от 31.03.2006,
В 1962 году журнал "Курьер ЮНЕСКО" писал: "Значение этого
художника выходит за пределы Грузии. Благодаря таланту и
человечности Пиросмани принадлежит всему человечеству".
Опубликовано в журнале: «Слово\Word» 2006, №53
…а вот и Она*! «Миллион алых роз»*
К ногам Её бросил художник,
С любовью своей! Он дышал Ею!
…Врозь,
Зато – поцелуй! – тот, до дрожи! –
Один лишь, прощальный.
Весь шумный Тифлис
Смолкал, слыша дивное пенье!
«Виват, парижанка!»
Поклонники…
«Бис!»…
Она ж неприступна! – хоть гений:
«Красавица»,
"Праздник»,
«Пикник»,
«Натюрморт»,
«Рыбак – мальчик»,
«Дворник»,
«Охота»…
…Она! – «Маргарита актриса».
И вот:
«Медведица»*,
агнец*….
У входа:
"…сей швили*, сосущий набухшую грудь –
В «Кормилице…»* – …сам ли?.. (в ребёнке)–
Топивший в духанах сиротскую грусть…"
Печаль и – ...на чёрной клеёнке….
……………………………………………….
……………………………………………….
…лишь кисть Пиросмани, оставив свой след,
Застыла в безмолвном шедевре,
«Олень»* его ожил, да в здравье – не век!
Сам Мастер ему лишь соперник!
Наивность, доверчивость в зверя глазах:
В неведенье – верх обаянья!
Нико…
Необъятен душевный размах
Бродячего, … без подаяний
Что Вечность творил! – ублажая ...их взгляд:
Маляр – «Граф»* презрел честолюбье! –
Он был благороден!
…Никуша, Ты рад?
Весь мир! – …о Тебе: тешит…., любит!
Кто б знал…
А в те дни он, в каморке сырой –
…не ел сколь, худющий, без сил уж….
Марго… Не о Ней ли?...- скупою слезой
По впалости щёк…
Моросило…
***
Его ли глазами, в нас смотрит олень?
Никалы ли, свет излучает?
Коль время взяло под свою его сень –
Под кры-лыш-ко! –…вряд ли, случайно!
Кому примитивность претит, а кому –
Назвать «Тамадой» не зазорно:
«Великим» причём, «от искусства» к тому ж! –
Служил он ему лишь, покорно.
Великим – родиться! – Хотеть, то не стать!
Чем проще творец – достоверней.
В руке самоучки Дар мог бы устать,
Да только вот путь выбран верный!
...Взлетит пыль до неба, да не до высот! –
Иное в цене Там богатство.
Парит в облаках, глянь! - по-детски что...
Вот,
Настал час Оленя, смеяться!
*Разнобой в написании фамилии художника часто вызывает недоумение. По-разному его называли: то Пиросманашвили, то Пиросманишвили, то просто Пиросмани или Пиросмана, или даже совсем коротко — Пиросман. Следует категорически заметить, что подлинная его фамилия — Пиросманашвили; ею подписаны его картины, она фигурирует в документах, ее носят дальние родственники художника, живущие в Мирзаани по сей день. Написание «Пиросманишвили», бытовавшее одно время в литературе и, к счастью, сейчас почти выветрившееся,— неверно. Совсем неверны и «Пиросман» и «Пиросмана», возникшие на том основании, будто именно так подписаны некоторые его работы. Но это явное недоразумение, потому что Пиросманашвили сплошь и рядом попросту не дописывал фамилию, обрывая ее совершенно произвольно (явление, которое могло бы заинтересовать графолога), и среди его подписей на картинах можно увидеть и «Пиросманшв», и «Пиросманаш», и «Пиросмана», и «Пиросман» и даже «Пирос». Только за «Пиросмани» сохранилось право на существование, как поэтически сокращенного прозвища, соответствующего строю грузинского языка[6] и широко распространенной среди грузин привычке употреблять в быту разнообразные прозвища. Это имя, наконец, освящено традицией общения с ним знавших его людей. Э.Д.Кузнецов «ПИРОСМАНИ»
*"Актриса Маргарита"
"Сюжет стихотворения, положенного в основу песни «Миллион алых роз», излагает одну из легенд о знаменитом поступке грузинского художника Нико Пиросмани, питавшего неразделённую любовь к актрисе Маргарите (вероятно, француженке), которая блистала на театральных подмостках Тифлиса в самом начале XX века. По одной из версий легенды, влюблённый Пиросмани пробовал разные способы завоевать сердце красавицы (однажды он нарисовал её портрет), но она была неприступна и нередко даже не удостаивала художника взглядом. Такое отношение приводило Нико в исступление, он порою в слезах припадал к земле, чтобы коснуться губами следов её ног. Подобное обожание на грани умопомрачения актрисе было не по нраву и лишь ещё более увеличивало дистанцию между ней и художником. Но в один день к гостинице, где проживала Маргарита, подъехали несколько арб, доверху гружёных цветами. За короткое время улочка перед гостиницей была сплошь усеяна цветами. Увидев это, Маргарита вышла к Нико Пиросмани и крепко поцеловала его в губы — в первый и последний раз.Вскоре её гастроли в Тифлисе завершились (другой вариант легенды в изложении Паустовского гласит, что она уехала с богатым поклонником), и они более никогда не встречались."
*"Кормилица с ребенком" 1905 год
*"Олень" - Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
*"Медведица со своими медвежатами". 1917 год. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
*«швили» - по-груз. сын, дочь
*Знакомые в шутку звали его "графом".
Иллюстрация - " Барашек и пасхальный стол с летящими ангелами".
https://www.youtube.com/watch?v=A0eL3bpwR4k
21.09.10г.