Двухнедельное ревью 48. Обзор Ирины Зиновьевны

Психоделика
_________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

 день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
 день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
 день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в шапку ревью.
 день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
 день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.




 ***** Обозреватель  Ирина Зиновьевна   http://www.stihi.ru/avtor/irapek



Ну вот - что смогла, не обессудьте))

 «мои» пять стихотворений:

 1. Михаил Микаэль ИОСИФ http://www.stihi.ru/2011/04/18/391

 Это именно полотно. И, повторюсь, полотно замечательное!

 Поскольку возможноть «группировки» строф уже обсуждалась под стихом, здесь я позволила себе разделить этот текст на пять частей, чтобы удобнее было говорить, возможно, автор разделил бы чуть иначе, но думаю, что я не очень ошиблась.

 1.
 Нет граней – запада, востока,
 Сторон у пирамиды нет,
 Когда под утро, одиноко,
 Жрец поднимает к небу свет:

 Шар солнечный замкнув в ладони,
 Он тайные поет слова,
 И тьму до вечера хоронит,
 И день зовет – повелевать…

 Еще заря, еще пустынны
 Миры, пространства, времена,
 Планет изогнутые спины
 В садах цветущего огня

 Видны – как будто бы улитки,
 Зеленой лиственной тропой,
 Ползут под голос желтой скрипки
 И метрономов разнобой…

 2.
 Но только в крае мертвой глины,
 Над морем сонным у песка,
 Дадут движенье птицы… клином
 Умчатся в дальние века –

 И сразу, как по мановенью,
 Очнутся люди в городах,
 На рынках и в глухих селеньях
 Для варки закипит вода,

 И наползая, крик гортанный
 Слой нижний воздуха займет,
 И радостью от речи ранней
 Светила поторопят ход,

 3.
 Диск высветит в песках дорогу,
 Где цепью замысла идет
 Иакова семейство… боги,
 Чужие, в ненавистный год,

 Смеются – лики их зверины,
 И проступают в пустоте,
 Так сквозь стеклянные витрины
 Заходит в штопоре метель –

 На высоте раскинув руки,
 И во вращенье сверху вниз,
 Она высверливает кругом
 Лаз в защищенность, то есть в жизнь,

 В те недра, где бывал Иосиф,
 Соединяя сны в слова…
 Ветвь плодоносная, что в росах
 Из слез растит свои права…

 4.
 Дорога и песчаный пепел,
 И раскаленная метель,
 Сны фараоновы нелепы,
 Но в лаз уходят, в немоте.

 Слепой тюремной тьмой Иосиф,
 За снами бога, в глубину
 Спускается. Повсюду осень –
 «Найду ли истину одну?»

 И облака над облаками,
 Как подсознанья этажи –
 Вот башня Вавилона, с нами,
 Недолговечная как жизнь.

 Ныряет слово - в каждом слое
 Другие тянутся к нему,
 И лазом вверх идут по двое,
 Скорей, к сияющему дню,

 К блистающим на солнце зданьям
 По интуиции тропе…
 Тая магическое знанье
 Иосиф выдает ответ…

 5.
 Тропою долгою Иаков
 Ведет усталых сыновей,
 Но раньше, чем Иосиф плакать
 Начнет – вот истина,видней

 Она чем сан и спесь вельможи –
 Египетского мудреца:
 "Мой сбылся сон". Мороз по коже,
 Иосиф узнает отца,

 И смотрит через сны Иаков,
 Бормочет, шепчет он: «Рахиль!
 Наш сын в Египте. Выше магов.
 И это правда»… Через пыль

 Времен, расщелины, продленья,
 Сквозь откровений облака,
 Промчатся птицы, сядут мерно
 На ветках – будущих веках.

 Теперь небольшой комментарий – как я его воспринимаю (но даже и только мое восприятие здесь отражено неполно – на то и стихи, собственно :).
 1. Это я бы условно назвала просто «начало», ну или, может быть «творение». Еще ничего не определено: «Нет граней – запада, востока, Сторон у пирамиды нет», «Еще заря, еще пустынны Миры, пространства, времена». И, конечно, образ настраивающегося оркестра «Под метрономов разнобой». (Здесь можно было бы еще поговорить про поклонение солнцу в Египте, но думаю, что автор сделает это лучше меня).
 2. Импульс. Взмах дирижерской палочки – «Дадут движенье птицы… клином Умчатся в дальние века» – музыка началась (заметим птиц), «Светила поторопят ход» и вступит основная тема –
 3. Путь. Сюжетно – это путь Иакова с семейством к Иосифу. Внутренне – конечно, путь зерна, а потом – ростка. И это уже путь и Иакова, и самого Иосифа, а точнее Израиля в целом («Ветвь плодоносная, что в росах Из слез растит свои права…»). Путь зерна идет через смерть, и смерть – причиняется чем-то, например, атакой метели чужих богов, пробивающей «лаз в защищенность, то есть в жизнь», да и много найдется такого, что ее причинит. Но превратиться в ветку иначе невозможно.
 4. «Лаз» составляет личный «сюжетный» путь Иосифа, путь вещих снов. Эту часть я бы назвала «поиск», «тайное». Композиционно – это центр и «главный смысл» стиха. Ты ныряешь в лаз, под землю, под-сознанье... И – выныриваешь
 5. с ответом – который поверяется только «явным». Тем, что ветка (ветки) выросли, и не просто выросли, а давшие движенье птицы расселись на них.

 Тут я не могу не вспомнить притчу о горчичном зерне, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает больше всех злаков – дерево, такое что птицы прилетают и укрываются в его ветвях.
 Но вдруг автор о ней не думал? – ну, значит, не думая попал, «по интуиции», как Иосиф :)
 .

 2. Сергей Богомолов Причастие http://stihi.ru/2008/04/20/1365

 Всё проходит : тоска по стихам и растерянность
 от того, что не пишешь стихи.
 Отдаляешься,
 или касаешься берега
 для других сокровенной реки —
 понимаешь :
 волна её — это движенье,
 причащаешься, — как ? — Бог весть.
 Но везде — в волосах, на губах, в коленях —
 ощущаешь : ты здесь.
 Ты есть.

 Даже не буду ничего комментировать – по-моему отличное, очень живое, точное стихотворение. Абсолютная простота средств и абсолютная достоверность главного – финала. Спасибо, Сергей!
 .

 3. Джоу Вен Бо. "Каллиграфия" http://www.stihi.ru/2011/06/28/8196

 Приведу здесь текст в первоначальной редакции, поскольку с тушечницей я все же не согласна.

 1.
 ночь
 на улице такое небо
 что впору брать лучшую кисточку
 стакан тепловатой воды
 и пару листов плотной белой бумаги
 ибо плохо ложится такая тушь
 абы как да абы на что

 2.
 странно слушать этот ветер
 влажный словно кашель гриппующего
 но я всё равно держу открытой форточку
 мне нравится этот кашель
 и я не боюсь заболеть

 уже какой вечер я не слушаю музыку
 читаю разные книги
 молчу
 и порой
 на старых своих фотографиях
 пишу иероглиф "зеркало"
 когда становится грустно

 3.
 возможно так жить нельзя
 но не человек ли пишет свою историю?
 он напишет счастье - и будет счастье
 он напишет любовь - и придёт любовь
 и стихи и проза на всех языках
 написаны в ожидании

 ожидание смерти - самое страшное
 человек написавший смерть
 в своём мятом блокнотике
 на грани отчаяния
 смутно догадывается о том
 что не будет смерти

 будут слова
 осыпающиеся словно пудра
 .

 Несмотря на название, у меня этот стих ассоциируется с высыхающей акварелью.
 Автор постепенно его (стих) «дорабатывает», но, мне кажется, главное – ощущение процесса высыхания влажного, которое в конце настолько высыхает, что даже осыпается – уже в первой редакции случилось, и вот как бы его за редактированием не потерять))
 .
 4. Аюна Аюна http://www.stihi.ru/2011/01/04/2065

 золотая птица

 от реки белой
 до горы белой
 один шаг
 и не сделать

 от горы черной
 до реки черной
 один шаг

 на ладонь садится
 птица золотая
 говорит
 разучилась
 летать

 Ну, что называется, почувствуйте разницу. Если там была высыхающая акварель, то тут – клинопись, выбитая на скале (как бехистунская надпись - 25 веков уже не осыпается и при том на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском:)).
 .
 .
 .

 И, наконец, текст, который стоит несколько особняком

 5. Майя Некрасова ЧАПАЕВ http://www.stihi.ru/2011/06/18/6057

 посмотришь в даль однажды из окна
 и ты уже убит и ты в ней на-
 всегда прописан не пытаясь даже
 ногой нащупать что-то вроде дна

 в тебе урал опорный и густой
 плеснувший как из кружки пустотой
 и вашу связь навязанную свыше
 нельзя назвать ни легкой ни простой

 и потому не ведая зачем
 твой взгляд блуждает в ельнике морфем
 где ты давно без сна и аппетита
 завис меж этим берегом и тем

 глубоководный корчится урал
 лизнув лица бессмысленный овал
 в который смерть как в зеркальце гляделась
 пока ее ты в губы целовал

 а все вокруг кино и домино
 слепая рыба тычется в окно
 и передернув зябкими плечами
 ты медленно планируешь на дно
 .

 Особняком он у меня стоит потому, что все-таки он сильно напоминает хорошую пародию на некий «мейнстрим». Но если это и пародия, то, повторюсь, хорошая. А вот если не пародия, тогда хотелось бы чуть большей глубины. Возможно, именно об этом говорил под стихом Георг. Я понимаю, что совет расплывчатый, но к сожалению, вряд ли смогу его сформулировать четче.
 .

 Всем – огромное спасибо!