Островок надежды

Станиславская Галина
Художник Бахлул Исмаилов
Юная пианистка
      
     Я новый человек в Лицее искусств «Санкт-Петербург». Наблюдая лицей со стороны,  думала: вот храм искусства! Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что вовсе это не храм, а активный  многоликий организм, живущий по своим особым, приятным во всех отношениях правилам, где бережно сохраняется, преумножается и расцвечивается новыми красками  бесценное  наследство, оставленное нам предшественниками, и где закладываются основы искусства новой России. Мне радостно, что есть на окраине Петербурга островок культуры, куда ежедневно торопятся сотни  детей и взрослых, чтобы не только постичь тайны творческого мастерства, проявить свои способности  и таланты, но и впитать в себя удивительную  атмосферу лицея.
      Вблизи более всего меня поразили  воспитанность лицеистов, но при этом их творческий напор и натиск и буйная фантазия, требующая немедленной реализации, хотя бы прямо на уроке. Я счастлива, что познакомилась с детьми, нуждающимися в творчестве и готовыми на маленькие подвиги ради возможности приобщиться к искусству.
       Мне нравится, что дети наполняют перемены настоящей музыкой, что, как магнит, притягивает их инструмент, стоящий в классе, и что по просьбе своего сердца Влад Фиалковский исполняет любимого им Скрябина. Еще мне очень нравится, как Варя Рябова вдруг замечательно прочтет стихи Маяковского и пофилософствует в присущей ей экспрессивной  манере. Мне так приятно видеть блеск в глазах и работу мысли Сережи Саркица на уроках и слушать его удачные эссе, сценарные наброски и художественные зарисовки, в которых читаются доброта, восторг и  радость от познавания мира, людей и всего ранее неведомого. Я благодарна Пете Воллеру за систематическую качественную работу по моим предметам  и за заметное уже сейчас его гражданское сознание, неравнодушие к судьбе страны. Я благодарю Петра, а вместе с ним Никиту Панарина и Максима  Белюкова  за их дисциплинированность и, смею надеяться, уважение к учителю, которые они проявляют из урока в урок, не допуская опозданий. Как могу я не проникнуться симпатией к Максиму Белюкову, веселому артистичному пареньку, успевающему и тут и там, а  иногда вдруг оказывающемуся под партой? Я не задаю ему ненужных вопросов, вроде: «Что ты там забыл?», просто знаю: такова творческая необходимость и его сегодняшний творческий замысел. Я говорю, что уже соскучилась по нему, и он сразу вылезает из-под  парты  вполне довольный и счастливый, ведь он в центре внимания, а что еще нужно артисту? И  включается в работу, и радует знаниями.
       Мне импонирует организованность, работоспособность и целеустремленность наших бедных загруженных  лицеистов, которые в подавляющем своем большинстве не пищат и не жалуются на судьбу, чем вызывают заслуженное уважение. Так и должно быть, ведь только в серьезной работе куются лучшие человеческие качества, позволяющие стать личностью и самостоятельной творческой величиной.
       А как мне понравился предновогодний набег на кабинет истории учеников
6 класса! Ну и что, что чуть-чуть подрались еловыми ветками, пошумели, слегка намусорили  и в творческом экстазе забыли поздороваться, зато за 20 минут самостоятельно, без понуканий красиво оформили класс и элегантно удалились. Шероховатости в поведении при помощи взрослых легко поправимы, но главную ценность – желание творить – хочется бережно сохранять и  культивировать.
        Мне нравится добрая опека младших ребят старшеклассниками, теплота и сердечность в отношениях лицеистов разных возрастов. Я и раньше, конечно, наблюдала, как  встречаются  школьники, как обмениваются поцелуями. Но такие встречи с поцелуями представлялись мне преждевременной игрой во взрослую жизнь, пошлым копированием «Дома-2». А здесь меня поразили искренние чувства детей, которые иначе просто невозможно выразить.
        Мне кажется невероятным учительским и человеческим везением возможность видеть всех своих учеников на сцене.
         Я вижу там их словно изнутри,
         Мне  многое становится понятным,
         И то, что в классе было блеклым и невнятным,
         На сцене  расцвело! Лишь рассмотри.
Всем своим ученикам, однажды ступившим на подмостки и  преодолевшим сценический трепет, хочу пожелать  обрести гармонию в отношениях со сценой и получить в пожизненное пользование столь необходимую творческим натурам возможность самовыражения.
        И еще вот что представляется мне особенно ценным. В лицее нет конфликтов, а редкие всплески неприятия чего-либо или кого-либо, которые я наблюдала, сродни включающемуся иммунитету здорового, нравственно привитого  организма, реагирующего на  неприемлемое  для него вторжение  чужеродного элемента, который, если не хочет измениться к лучшему, просто отторгается. Это красноречиво свидетельствует о том, что культурная среда лицея плодотворно влияет на детей, ибо погружение в нее и формирует тот самый нравственный иммунитет, который позволяет оставаться человеком в любые времена и при любых обстоятельствах.
        Думаю, что и частые гости лицея – пожилые люди – приходят сюда не просто на концерты. Уверена, здесь они находят умиротворение и душевный покой, отстраняясь от разных неприятностей бытия, коих  в избытке  выпало им теперь, и без того многое  пережившим. А еще, наверное, лицеисты дарят нашим ветеранам, и не только им, надежду на светлое будущее России.
      
22.12.2010