Скажут ли правду о гибели теплохода Булгария?

Леонид Шифрин
Все СМИ выражают соболезнование семьям погибших на теплоходе "Булгария" и я присоединяюсь к ним. Начато расследование, обещают и виновных наказать, и выводы сделать на будущее. Но ведь и раньше расследовали, и наказывали, и выводы делали, но трагедий меньше не становится. Поэтому в этой статье я проанализирую происшедшее не столько с профессиональной точки зрения кораблестроителя, сколько с гражданской, о которой почему-то всегда умалчивают.
    Когда беда случается с самолётом, начинается поиск чёрных ящиков, содержащих объективную информацию о происшедшем. Когда-то в афонаризме "Чёрному ящику" я объяснил его суть так.

ЧЁРНОМУ ЯЩИКУ

Оранжевый и круглый он, как шарик,
Когда же попадает в переплёт,
То, выжив после ужаса аварий,
По-чёрному всех лётчиков сдаёт.

На старых судах чёрных ящиков нет и узнать правду о происшедшем нельзя. Поэтому все комиссии анализируют субъективные данные и выводы их субъективны. Как правило, самыми компетентными членами комиссий являются те организации, у которых случилась авария или те которые косвенно с нею связаны, поэтому они не заинтересованны выносить сор из избы. При расследовании вскрывается много различных нарушений, которые напрямую с происшедшим не связаны, но могут использоваться для запутывания вопроса и ухода от ответственности или перекладывания её на других. Иногда виновных просто назначают, поэтому многие документы на всякий случай исчезают (В СССР их упреждающе изымал КГБ). На комиссии по расследованию резонансных аварий почти всегда оказывается давление с целью защиты чести мундира и даже по политическим соображениям. Официальные выводы таких комиссий зачастую туманны и расплывчаты и написаны так, чтобы никого не обидеть. Поэтому неофициальную правду о бедах с украинскими судами теперь чаще всего узнают из российских публикаций, а о бедах с российскими - из украинских. Картина маслом.
   Перейдём к теплоходу "Булгария". СМИ сообщили об отсутствии у фирмы её эксплуатирующей лицензии, регистрации, многочисленных бумажных и соответственно финансовых нарушениях. Но этим объяснить кораблекрушение невозможно. На теплоходе нашли 15 лишних пассажиров и на ТВ сделали вывод, что он был перегружен. Леваки были всегда и везде, но суда от этого раньше не тонули. Вес этих пассажиров порядка 1 тонны, они были рассредоточены по судну и их наличие не могло стать причиной гибели теплохода. Также сообщили, что ещё в порту был крен, так как топливо приняли только в цистерны одного борта. На судах на всякий случай предусмотрено дублирование систем левого и правого борта. Так что это штатная ситуация. Крен мог быть только малозначительным. Крен в 5 градусов считается углом паники, но её не было. Кроме того в порту в начале круиза топлива было больше, чем в середине Куйбышевского водохранилища и значит крен, если он был, должен был уменьшиться. Поэтому странно, что судно от манёвра опрокинулось не в порту, а в море после уменьшения крена. Причиной гибели называют старость судна, но ведь оно было освидетельствовано российским Речным Регистром и допущено к эксплуатации. Основной причиной гибели судна называют то, что вода залила открытые иллюминаторы. Это действительно так. Но неясно, почему же вода не заливала судно раньше, а теперь залила. Таким образом, в СМИ высказываются различные версии гибели судна, но комментарии профессиональных специалистов не даются. Такая информация формирует мнение о многочисленных нарушениях в фирме и о её виновности, уводя в сторону от разговора о действительно возможных причинах гибели судна.
    Поведение прессы на мой взгляд объясняются очень просто. В предвыборный год произошло масштабное трагическое событие, в связи с чем был объявлен общенациональный траур. По этому поводу сурово высказались лидеры страны и потребовали от подчинённых разобраться и наказать виновных. А главный виновный капитан судна (капитан всегда виноват) утонул и ушёл от судебной ответственности. Кого судить вместо него? Устроит ли общество на роль виновного, к примеру, кандидатура матроса Пупкина, из-за жары открывшего иллюминаторы в машинном отделении? Нет, не устроит, так как он будет воспринят всеми, как стрелочник. Другое дело руководство фирмы, которое по совокупности различных нарушений может быть объявлено ответственным и за гибель судна. Похоже стратегия вопроса предопределена, и прессой просто осуществляется её информационное обеспечение. Нужно ли кому-нибудь при таком раскладе говорить о настоящих причинах гибели судна и делать выводы на будущее? Думаю, что нет.
    Пора назвать настоящую и единственную причину гибели судна. Оно опрокинулось из-за потери остойчивости. Представьте себе игрушку Ваньку -  Встаньку. При наклоне он всегда встаёт, но уберите часть груза из его основания и он не поднимется. Очень хочу ошибиться, но привести к катастрофе могла частичная незамеченная кража балласта, уложенного в трюмах для повышения остойчивости судна. Маленькие, но тяжёлые металлические чушки балласта являются отличным металлоломом и популярны среди его сборщиков - бомжей, матросов, которым зимой, как правило, не платят зарплату, и различных ремонтников и охранников, работающих за гроши. Берут чтобы не навредить и чтоб не заметили по несколько штук, когда нечего есть или хочется выпить. В результате постепенно уменьшается метацентрическая высота судна (критерий его остойчивости) и оно может опрокинуться от какого-нибудь незначительного воздействия. Сила мелочей в том что их много. Для великой страны стыдно назвать мелкое воровство причиной масштабной катастрофы, поэтому скорее всего найдут какую-нибудь другую более технически благородную причину. То что многие пассажиры "Булгарии" в разных каютах открыли иллюминаторы говорит о том, что в помещениях было жарко. Следовательно ради экономии топлива, не работала система кондиционирования. Это сопутствующая причина гибели судна, также вряд ли будет названа, так как говорит о хищническом и аморальном характере бизнеса. Но читая между строк любые официальные выводы комиссии, мы всё равно поймём суть происшедшего. Вот как пишет об этом стихирянин Андрей Хабаров.

ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ

Если вдруг опрокинется трактор,
То в отчёте меж строчек читай
Перевод: "Человеческий фактор -
Криворукий большой расп...яй".


Важно не то, как будет сформулирована причина трагедии, а то, чтобы она в дальнейшем не повторилась. Сейчас в России и на Украине идёт сплошная проверка всех судов. Носит она зачастую документальный и формальный характер. Бумаги всё стерпят, но ими не заменить кренований судов и проверку их метацентрических высот. Только тогда им не будет угрожать судьба "Булгарии". А пока все мы везде ходим под Богом. Да здравствует АВОСЬ!

P S. В статье не рассматривался вопрос о том, почему проходящие суда не оказали помощь гибнущим людям, так как он был мне ясен. Не зная профессиональных тонкостей, я посчитал их капитанов уродами, заслуживающими сурового наказания. Своего мнения я не изменил и сейчас, но не всё так просто. Специалисты объяснили мне с какими проблемами столкнулись, бы капитаны находящихся рядом судов, если бы они начали спасательную операцию. На неё и на последующие разбирательства и оформление бумаг правоохранительными органами было бы потрачено много времени, что привело бы к упущенной выгоде, а также были бы нарушены контрактные сроки перевозок и могли бы возникнуть убытки от штрафных санкций. Запасов топлива на спасательные операции на судах не делают, поэтому его могло не хватить на дальнейший путь и пришлось бы прибегнуть к услугам бункеровщика или к буксировке судна до ближайшего порта. Всё это дорого стоит. Получить компенсацию спасавшему предложат за счёт виновного, у которого может не оказаться средств. В результате светят длительные судебные разбирательства, зачастую заканчивающиеся списанием затраченных средств на убытки от хозяйственной деятельности, за результаты которой капитаны несут прямую ответственность. Зеркальца заднего вида на судах нет, вокругсмотрящего тоже, сигнал SOS подан не был, а капитан смотрел в момент крушения в другую сторону. Какие ему могут быть предъявлены претензии? Никаких. Пока не будет простой, лёгкой и быстрой процедуры компенсации средств, затраченных на спасательные работы, спасение утопающих будет делом рук самих утопающих.

P P S. Так повелось, что при гибели судна всегда проверяют не были ли в отношении него нарушены неофициальные морские правила. Они складывались веками и зачастую писались кровью, но тем не менее трудно объяснимы и не обязательны. Поэтому те, кто далёк от моря, считает эти правила предрассудками, а те, кто близок, соблюдает их. На судах, в отношении которых они нарушены, чаще происходят происшествия и они страхуются по повышенным ставкам, из-за дурной славы на них трудней подобрать экипаж и они чаще тонут. В отношении "Булгарии" эти правила дважды были грубо нарушены. В 1952 одно из судов проекта 785 получило название "Украина", но в 1953 году на Дону оно сгорело. Видно без судна "Украина" на водных путях СССР нельзя было обойтись и вскоре имя погибшего теплохода дали одному из вновь построенных судов этой серии. Имена героически погибших в бою военных кораблей присваивают новым военным судам для увековечивания их подвига, но имена трагически погибших гражданских судов согласно морских традиций, чтобы не накликать вновь беду новым судам не присваивают. Этим правилом пренебрегли. А в феврале 2010 года допустили второе нарушение морских традиций и "Украину" переименовали в "Булгарию". Как коней на переправе не меняют, так и эксплуатируемые суда без крайней нужды не переименовывают. Была ли в переименовании какая-то необходимость или повлияло то, что к этому времени погибли такие же последние оставшиеся теплоходы с именами республик СССР ( теплоход "Молдавия" затонул, а "Туркменистан" сгорел) неизвестно. После двух таких пробоин в биографии у "Украины - Булгарии" по неписанным морским правилам было очень мало шансов выжить и она в навигацию 2011 года затонула. Вообще то переименовали 11 судов этой серии. Вот их дальнейшая судьба: Теплоход "Тарас Шевченко" - бывший "Ленин" затонул. Восемь теплоходов после переименования не удалось ввести в эксплуатацию и они стоят на приколе. Один после гибели "Булгарии" решено поставить на прикол и только один эксплуатируется. Получается, что судьба "Булгарии" была предопределена ещё до выхода в последний рейс.

Как "расследована" гибель теплохода "Булгария" смотри http://www.stihi.ru/2011/08/21/3659.