Пути развития Поэзии Советской России

Василий Дмитриевич Фёдоров
  ПУТИ  РАЗВИТИЯ  ПОЭЗИИ  СОВЕТСКОЙ  РОССИИ

Фрагмент из доклада о поколениях поэтов...

...В разговоре о поэзии нельзя ограничивать себя сроком от съезда до съезда. Многие её узлы завязывались значительно раньше. Одни тенденции продолжают усиливаться, другие, порождённые временными причинами и временными настроениями, или ослабевают, или отпадают. Всё это происходит не по закону самодвижения, а под возрастающим воздействием невероятно пёстрых мировых событий.

   Мир разделён на два непримиримых стана, но человечество, как никогда, представляет собой единый организм. Идёт двоякий парадоксальный процесс: с каждым годом возрастают мировые связи, усиливается восприятие человечества как единого организма, в то же время ускоряется процесс социального расслоения и обновления. Сегодня для поэта знание мира — это четвёртое измерение, без которого не понять человека как объекта поэзии. Без этого четвёртого измерения поэтическая ракета, даже хорошо сработанная технически, не достигнет цели. Только знание жизни, знание того, что происходит в мире, может дать поэту настоящую смелость.

   Надо ясно осознавать, что, кроме опасности атомной войны, на мир надвигается опасность не менее грозная. Уже сейчас земля и небо нуждаются в защите. В защите нуждаются океаны, моря и реки. В защите нуждается всё живое. Нашу планету давно пора приводить в порядок, а между тем огромная энергия человечества, его материальные ресурсы, ум, изобретательность тратятся на бессмысленные войны, затеваемые империалистами, у которых уже давно нет ни поэзии, ни поэтов. Лучшие поэты мира сегодня с нами.

   Сегодня в нашей стране работают несколько поколений поэтов, и мы особенно признательны тем, кто зажигал свой поэтический светильник от первого огня революции.
   Заслуга нашей старой гвардии также и в том, что она сформировала наше узловое поколение, называемое сегодня  средним, само имеющее немало заслуг перед народом и поэзией.

   Я назвал это поколение узловым из-за той исторической роли, которая выпала на его долю. Рождённое Отечественной войной, её тяготами, победой и взлётом народного самосознания, оно является связующим звеном двух поколений — старшего, идущего от революции, и младшего, пришедшего уже после Отечественной.

   Не случайно в идеологических атаках на нашу поэзию буржуазная пропаганда главный удар всегда направляла на дискредитацию старых поэтов в глазах молодых, пытаясь разрушить и ослабить их связи, даже доказать, что они вредны для молодых талантов. Вы знаете, как это делалось. Сознательно замалчивались или принижались поэты среднего поколения как ортодоксы и консерваторы, и поднимался невероятный шум вокруг тех молодых, которые шли на крючок сомнительных комплиментов и на соблазн мировой известности. Им говорили: “Вы чистые и чуткие, не заражены предрассудками классовой борьбы. Миллионеры тоже плачут”. Надо признать, что машина буржуазной пропаганды работала так настойчиво и целеустремлённо, что ей кое-что удалось.

     Ей не удалось главное: поссорить поколения наших поэтов, то есть не удалось оторвать молодую поэзию от революционных и патриотических традиций.

   Время требует, чтобы центр тяжести нашей поэзии перемещался в сторону молодых. Именно в понимании этого процесса поэты среднего поколения не были обескуражены замалчиванием. Они активно боролись за свою смену, талантом и трудом сумели доказать: не нам, российским поэтам, от своего многомиллионного читателя за фирманом на талант и славу ездить в чужедальние края. В нашей молодой поэзии стало меньше пустого шума, видимости успеха и претенциозной скандальности. Если это и случается, оно уже носит характер не течения, а скорее эксцентричности, когда поэт только теряет.

   Так в общих чертах мне представляется наше поэтическое движение к отчётному времени...
   Основные черты развития поэзии остались те же. Прежде всего это интерес к Личности, к внутреннему миру человека.

   Углубление в психологию человека обусловлено многими причинами: процессом демократизации нашей общественной жизни, обострением мировых противоречий, всё более ощутимых человеком...

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ФЁДОРОВ

Из доклада на 3-м съезде писателей РСФСР.
“Литературная Россия”, 13. 27 марта 1970г.