Убивать или не убивать?

Александр Белых
«УБИВАТЬ ИЛИ НЕ УБИВАТЬ?»

    Вот в чём вопрос, поставленный современной цивилизацией перед человеком.
 Андрес Брейвик — идейный убийца, превзошедший Родиона Раскольникова не в безумии, не в масштабах, а последовательности проведения своих идей. Его последовательность, конечно, уступает другим идейным убийцам, которыми кишит  человеческая история.  Нарциссизм и тщеславие  не могут быть поводом для убийства такого масштаба.  Или могут?  Ведь убивают из ревности к одному…
  Я подступаюсь к этой теме не со знанием дела, с непонимания. Я не знаю случаев, чтобы совершались убийства, исходя  из идеи зла, кроме случаев в кино.  Есть идея мести. Это другое. Чаше мы встречаемся с кровавыми событиями, совершёнными  ради  идеи добра.  Ленин, Троцкий и Сталин шли на эти преступления ради классового блага, Гитлер ради национального и расового блага, Брейвик — ради  блага христианской цивилизации.   Нет смысла говорить о «христианофашизме», «исламофашизме», «сионофашизме», «гомофашизме» и т.д. Фашизм в современной цивилизации  — вот  ещё не изжитая тема…
Меж  названными историческими персонажами  нет разницы.  Они не прирождённые убийцы. Они —  идейные убийцы.  Они отличаются друг от друга   масштабом преступлений.  Попытка свести убийство молодых марксистов на острове Утойя  к акту индивидуального безумия означало бы снятие ответственности  с общества — европейского или норвежского.
  Идейный убийца и убийца ради  личной наживы — явления разного порядка, пусть даже дурная химия в их мозгах  будет иметь однородный процесс.  Человек  стал человеком  не с того момента, когда  человекоподобное существо  превратило палку  в орудие убийства, а когда это орудие стало идейным инструментом убийства. Ни шизофрения, ни дурная химия, ни отсутствие эмпатии (способность сочувствовать и сопереживать), ни дурное воспитание, ни видеоигры, ни нарциссизм, ни жестокость (и вместе с тем это могут быть только частным моментом или катализатором), но главным образом в случае  с Брейвиком  мы сталкиваемся с идейным убийством, замешанным на дурной химии мозга.  Брейвик  — не убийца-одиночка.  Идея проросла из конфликта цивилизаций, и нашла место в слабой голове, хотя и здоровой, хотя и здравомыслящей, пусть трусливой, но несущей ответственность за содеянное.  Идея и деяние…   Идея  —  это коллективный разум, в отличие от мысли, которая индивидуальна. Каждый из нас, хоть когда-то высказывавшийся  нетерпимо (мысль)  в узком  или широком кругу —  дома, в офисе, в кабинете —  к явлениям  инородным, выходящим за  рамки нашего понимания и приятия, создаёт образ врага. Этот образ, как мячик,  швыряется из  головы в голову.  Этот образ разрастается и раздувается.  Он трансформируется в  абстрактную идею, которая становится  политическим  орудием одиночки или  коллектива. 
    Вне контекста событий на острове Утойя, наблюдая за российской жизнью, я чаще стал себя ловить на мысли, что  фашизм, как ни странно, будучи идеологическим явлением как бы исторического прошлого, в то же время   природным  человеческим свойством,  даёт хорошие всходы на российской почве нашего времени. Вспомним, хотя бы станицу  Кущёвскую, а ведь она не одна, сколько ещё малых городов мы не знаем!  Сколько желающих взять автомат и пострелять из идейной ненависти. Вспомним, юных приморских партизан прошлого года!
   В шоке ли Европа от событий на острове  Утойя?
   Была ли Европа в шоке, когда бомбили Белград,  Багдад, Триполи? Она поддержала эти бомбёжки из блага к себе, из блага к своей цивилизации. В чём разница между коллективным актом зла и индивидуальным злом в этом контексте?
   О чём промолчит политик, но подумает, сделает одиночка. Брейвик, обладай он политической тактикой, мог стать политиком со стратегическим мышлением и масштабными последствиями, используя обаяние и  риторику, манипулируя общественными фобиями.  Брейвик не одиночка, пусть даже действовал один. Он  — образ коллективной фобии. Как правило, фобии порождают образы врагов разного ранга,  затем эти фобии материализуются и идеологизируются.  Культура могла бы справляться с этими фобиями, но культура  вытесняется  в зону маргинального существования   отдельных индивидуумов.  Не снимая ответственности с Брейвика, скажу, что Брейвик есть суд над обществом и цивилизацией, которые допускают  идею убийства в политике. Фашизм рядом… Не проходите мимо…  Выдавливайте из себя фашизм по капле… Утойя — неофашистская Утопия… Утойя или конец цивилизации...