Севастополю, Флоту России вечная слава!

Людмила Дубинская
      У меня сегодня великий праздник: День ВМФ РФ. Сама служила восемь лет,
      родилась в городе русской славы Севастополе, где с молоком матери
      впитывают любовь к Родине и Флоту. Всех, кто считает этот праздник своим,
      ПОЗДРАВЛЯЮ и желаю МИРА, ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА И БЛАГОРАЗУМИЯ!

Пригорюнился в парке мой тополь.
Он взирает на весь этот бред.
Флот и наш дорогой Севастополь.
Разлучить их и города нет.

Херсонеский в печали некрополь.
Как найти на вопросы ответ.
Ради флота рожден Севастополь.
Неразлучны они... Спору нет.

Во Владимирском, Богом любимые
Адмиралы российские спят:
Лазарев, Истомин, Корнилов
Боевой друг красавец Нахимов.
Офицеров российских отряд.

Севастополь покрыт вечной славой.
Вечной славой покрыт русский флот.
Эта слава от бухты Синапской
До сегодняшних дней к нам идет.

В дни тяжелой военной годины.
Севастополь геройски сражался.
Как предать боевые седины.
Был он русским и русским остался.

Был и будет он славным героем.
Херсонес, Инкерман, Балаклава.
Севастополь навек мы с тобою.
Флоту русскому вечная СЛАВА!

Не понять нас политикам в штатском.
Но покуда в груди сердце бьется.
Будет флот в Севастополе, братцы.
Севастополь врагу не сдается.

Для справки:
_______________________________________________________

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.
Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота.
Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII — начале XIX вв.


Черноморский флот при Екатерине II
_______________________________________________________


Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения[5]";. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых[6].
В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина[7]". В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль «Слава России».
Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа», с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.
Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром — Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.
В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля «Слава Екатерины». В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля — первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная «Слава Екатерины» была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в «Преображение Господне». Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова.
Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, — писал он, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли[9]". 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; ; часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они...". Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова — «за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов» она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом

В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата «Осторожный» под командованием капитана 2-го ранга Берсенева[12]. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником[13]". Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.
17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов — наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название «килен-балка». В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне — в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля — Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады («Ахтиарский магазин»), начали укреплять берега гавани.
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.
6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть — военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте[14]". 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.
А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу — будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день — 3 июня (14 июня по новому стилю) — стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль «Польза России». Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы[15]". После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название — Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь.

ИСТОРИЯ ФЛОТА РОССИЙСКОГО:


Русско-турецкая война 1787—1792
---------------------------------

Несмотря на численное превосходство турецкого флота, Черноморский флот нанёс ему крупные поражения в сражениях в днепровском Лимане, у Фидониси (1788 год), в Керченском сражении (1790 год), у Тендры (1790 год) и у мыса Калиакрия (1791 год).
В войне ярко проявилось флотоводческое искусство контр-адмиралов Н.С.Мордвинова, М. И. Войновича и Ф. Ф. Ушакова.
В 1789 году в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь, и сюда из Херсона было переведено Черноморское адмиралтейство.

Война с Францией
---------------------------------

Во время войны с Францией эскадра Черноморского флота под командованием Ушакова вела в 1798—1800 годах боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, штурмом овладев островом Корфу.

Русско-турецкая война 1806—1812
----------------------------------


Афонское сражение (А. П. Боголюбова).
В 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина, действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.

Русско-турецкая война 1828—1829
-----------------------------------

Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями.
К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др.

Крымская война
----------------------------------

Крымская война 1853—1856 велась Россией с коалицией Франции, Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах, в бассейне Чёрного моря, на Кавказе.
Во время крымской войны эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова разгромила турецкую эскадру в Синопском сражении 1853 года. Во время Севастопольской обороны 1854—1855 черноморские моряки под руководством адмирала В. А. Корнилова, вице-адмирала П. С. Нахимова и В. И. Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам.
В Крымской войне Россия потерпела серьезное поражение. По Парижскому мирному договору 1856 Россия была лишена права иметь военный флот на Чёрном море. Это ограничение было отменено в 1871 году.

Синопское сражение — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием адмирала Нахимова. Некоторые историки рассматривают его как «лебединую песню» парусного флота и первое сражение Крымской войны. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Это нападение послужило для Великобритании и Франции поводом для объявления войны России.
Задокументировано одно из ранних проявлений пропаганды, когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, будто бы русские достреливали плававших в море раненых турок.

  Утверждение, что это было первое сражение Крымской войны, неверно: 5 (17) ноября, то есть за 13 дней до Синопского сражения, произошёл бой между русским пароходофрегатом «Владимир» (в тот момент на нём находился адмирал В. А. Корнилов) и турецким вооружённым пароходом «Перваз-Бахри» (Владыка морей). Трёхчасовой бой кончился сдачей турецкого парохода в плен.


Возрождение флота
------------------------------



Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 год (А. К. Беггров).
В конце XIX века Черноморский флот был возрождён как паровой броненосный флот, причем строящиеся в Николаеве и Севастополе броненосцы были более мощными и крупными, чем корабли аналогичного класса на Балтике. Причина этого кроется в том, что международные соглашения запрещали проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы, и в штабах регулярно строились планы по их захвату, а контролирующая их Османская империя и стоящая за ней Великобритания считались более вероятными противниками, чем весьма удаленная Япония или дружественная Германия. К тому же на Балтике значительная часть средств уходила на строительство крейсеров — истребителей торговли, а броненосцы долго не могли избавиться от ярлыка кораблей береговой обороны.
Таким образом, вплоть до конца 90-х годов Черноморский флот располагал куда более полноценными линкорами, чем Балтийский, и всего к началу XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.

Революция 1905—1907 годов в России
------------------------------------------
В 1905 году на флоте имели место беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков» (Севастопольское восстание).

Первая мировая война
--------------------------------------------

К началу Первой мировой войны в составе Черноморского флота имелось 6 линкоров (додредноутов), 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки.
Дредноуты Черноморского флота

«Императрица Екатерина Великая» на якорной стоянке.

«Император Александр III»

«Император Александр III» в Севастополе.
Военные действия первых лет войны показали, что линкоры додредноутного типа не могут эффективно противостоять кораблям нового типа: бригада русских линкоров до 1916 года не смогла пресечь действия в Черном море германского линейного крейсера «Гёбен». Поэтому ускоренным темпом была завершена постройка трех линкоров-дредноутов: «Императрица Мария», «Екатерина Великая». Третий дредноут «Император Александр III» был введен в строй уже после Февральской революции. А четвёртый дредноут «Император Николай I» был спущен на воду, но в состав флота до конца войны не вошел. За годы войны в состав флота были введены 9 эсминцев, 10 подводных лодок, 2 авиатранспорта и др.
8 января 1916 года произошло столкновение «Гёбена» с «Екатериной Великой». Пользуясь преимуществом в скорости «Гёбену» и на этот раз удалось уйти, но больше (до конца 1917 года) германский крейсер в Черном море не появлялся.
С 1914 по 1917 годы Черноморский флот активно содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях. После большевистского переворота в Петрограде централизованное управление флотом было нарушено: 16 декабря 1917 года в Севастополе был создан Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки, вследствие чего флот утратил боеспособность. По Брестскому договору 1918 году база флота в Севастополе попала под контроль Германии. Моряки Черноморского флота принимал активное участие в отражении наступления немцев, а также их союзников из украинских и татарских националистов в Крыму в начале 1918 года.
По Брестскому договору 1918 году база флота в Севастополе и Крым не подпадали под территории уступаемые Центральным державам, однако воспользовавшись претензиями марионеточной[источник не указан 315 дней] Украинской Центральной Рады и придравшись к «нарушению нейтралитета Черноморским флотом» германские войска в апреле 1918 года начали наступление на Крым.
Во избежание попадания флота в немецкие руки Советское правительство отдало приказ о переводе флота в Новороссийск. 29 апреля в 23.30, вопреки саботажу большинства бывших царских офицеров, предпочитавших передать корабли вчерашним врагам - немцам, нежели оставить их в руках Советской власти, первая группа кораблей Черноморского флота начала прорыв в Севастополь. 30 апреля Севастополь покинули основные силы, в т.ч. линкоры «Воля» (бывший «Император Александр III») и «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина Великая»).
Однако немцы и в Новороссийске не оставили в покое Черноморский флот, 23 мая 1918 года они потребовали возвращения флота в Севастополь, угрожая в противном случае возобновлением наступления. Это наступление началось 9 июня, причем снова было выдвинуто требование о переводе кораблей из Новороссийска в Севастополь. Не имея возможности противостоять немецкому наступлению, но не желая позорной сдачи кораблей Германии Советское правительство предложило затопить корабли. Однако экипажи части кораблей во главе с линкором «Воля», где были сильны контрреволюционные настроения, решили сдать корабли немцам и 17 июня вышли из Новороссийска в Севастополь.
Суда, где были сильны организации большевиков и сочувствующих, решили остаться, на них были вывешены сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России».;Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей В. А. Кукель, В. А. Алексеев, С. В. Анненский, Е. С. Гернет и др. выработали план потопления, к реализации которого приступили с утра 18 июня.
Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку кораблей на рейд, на эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15.45 началось затопление кораблей в Цемесской бухте. Затопивший корабли эсминец «Керчь» ушел к Туапсе, где и затопился сам.


Черноморский флот ВМФ СССР
__________________________________

Черноморский флот ВМФ СССР стал преемником Черноморского флота Российской империи[1] и просуществовал вплоть до распада СССР. Впоследствии разделён на Черноморский флот ВМФ России и Военно-морские силы Украины (ВМС Грузии кораблей из состава ЧФ не передавалось[2]).
Награжден орденом Красного Знамени (1965).

Октябрьская революция и Гражданская война

16 декабря 1917 в Севастополе был создан Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки.
Моряки флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 и Гражданской войне — в составе Азовской, Волжской и Днепровской военных флотилий и на сухопутных фронтах. С помощью моряков-черноморцев в январе 1918 Советская власть была установлена в Феодосии, Керчи, Евпатории, Ялте, Одессе, Ростове.
В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота в Новороссийск. В начале мая 1918 18 боевых кораблей перешло в Новороссийск: два линейных корабля («Свободная Россия» и «Воля»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик», шесть миноносцев-угольщиков устаревших типов. Тем не менее, в виду угрозы их захвата германскими интервентами, появившимися на Тамани, 18 июня 1 линкор, 9 эсминцев и другие суда по приказу В .И. Ленина были затоплены в районе Новороссийска и Туапсе.
Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.
Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)

Ключевую роль в перебазировании флота и выполнении приказа о его потоплении сыграл командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены германскими и украинскими войсками.
В мае 1919 Советская власть в Крыму была восстановлена, но вскоре Крым был захвачен белогвардейскими войсками генерала А. И. Деникина, и Черноморский флот оказался в их руках.
В конце 1920 при эвакуации белогвардейских войск П. Н. Врангеля сохранившиеся корабли и суда Черноморского флота (общим числом 150) были уведены в Константинополь, откуда часть флота, реорганизованная 21 ноября 1920 в Русскую эскадру была переведена в порт Бизерту (Тунис).
Уже в мае 1920 в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей (с января 1935 — вновь Черноморский флот), которые участвовали в боевых действиях против белогвардейской флотилии.

Восстановление и реконструкция флота
_______________________________________

В 1921 было принято решение о восстановлении Черноморского флота. К 1928 оно было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. Флот был усилен за счёт боевых кораблей, переведённых с Балтики. В 1929—1937 Черноморский флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС флота, береговая оборона, система ПВО.

Великая Отечественная война

Памятник героям Черноморской эскадры 1941—1944 гг. в Севастополе с изображением флагмана, линкора «Севастополь», в центре сверху и списком 28 боевых кораблей, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками
К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны.
В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.
Высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытки вывести из строя его основные силы в первые же дни войны. Авиация Черноморского флота нанесла ответные удары по Констанце, Сулине, Плоешти.
В ходе войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиаудары по его береговым объектам.
Флот участвовал в обороне Одессы (1941) и Севастополя (1941—1942); командующий флотом возглавлял Севастопольский оборонительный район.
Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция 1941—1942.
В 1942—1943 Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе.
Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943.
Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Черноморского флота, своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря.
Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции 1944.
Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены.

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ.
---------------------------------------------------------

Оборона Севастополя, продолжавшаяся с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г., обогатила советскую военную историю незабываемыми подвигами личного состава кораблей, авиации, частей Черноморского флота и войск Приморской армии, внесла крупный вклад в развитие военно-морского искусства.

К началу Великой Отечественной войны Севастополь был подготовлен к отражению нападения противника с моря и с воздуха. Береговая оборона главной базы располагала развитой системой береговых батарей с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона Севастополя осуществлялась истребительной авиацией, 61-м зенитным артиллерийским полком и зенитно-пулеметным батальоном. Сухопутного оборонительного рубежа перед Севастополем к началу войны не было, хотя приказом Народного комиссара ВМФ от 16 декабря 1940 г. предусматривалось проведение спешных мероприятий по созданию сухопутной и противодесантной обороны Севастополя.

Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. Первой нанесла удар по фашистским самолетам зенитно-артиллерийская батарея Черноморского флота N 74, которой командовал лейтенант И.Г.Козовник. Вслед за ней открыли огонь 76, 80, 78 и 75-я батареи и успешно отразили первый налет фашистов.

После проведенных Черноморским флотом и Киевским Особым военным округом в марте 1941 г. больших учений, которые выявили серьезные недостатки в обороне Севастополя с суши, Военный совет флота вынес специальное решение о строительстве оборонительного рубежа. Однако до 22 июня 1941 г. был определен лишь рубеж обороны базы в 5-8 км от города. Строительство сухопутных рубежей обороны вокруг Севастополя началось по решению Военного совета Черноморского флота лишь 4 июля. В середине августа для обороны Крыма была развернута 51-я отдельная армия, состоявшая из четырех стрелковых и двух кавалерийских дивизий.

В результате ожесточенных боев немецко-фашистским войскам удалось прорвать нашу оборону, занять Перекоп и преодолеть Татарский вал. 18 октября противник возобновил наступление и 25-го прорвал позиции, на которых до этого дня удалось задержаться 51-й армии. Ее части отходили на Керчь. Приморская армия после боев в районе Воронцовки отходила по бездорожью на Алушту и Ялту, чтобы затем выйти к Севастополю.

После прорыва немецко-фашистскими войсками Ишуньских позиций угроза захвата Севастополя с суши стала совершенно реальной.

Как уже отмечалось, 4 июля 1941 г. началось оборудование основного и тылового рубежей обороны Севастополя с суши. Основной рубеж проходил в 5-10 км от города, тыловой - в 2-3 км. Первый из них имел протяженность 35 км и глубину порядка 200-300 м; протяженность второго составляла 19 км. В сентябре началось строительство передового оборонительного рубежа в 12-15 км от города протяженностью около 50 км и глубиной 1,5-2 км. Затем в октябре было принято решение о создании нового передового оборонительного рубежа, выдвинутого от Севастополя на 25-30 км, но строительство его осуществить не удалось.

29 октября 1941 г. в Севастополе было введено осадное положение. 30 октября первый удар по моторизованной колонне 11-й немецкой армии генерала Манштейна нанесла 54-я береговая батарея Черноморского флота под командованием лейтенанта И.И.Заики, расположенная между Евпаторией и Севастополем. Артиллеристы три дня вели непрерывные ожесточенные бои с наседавшими фашистами. Почти одновременно с артиллеристами в бой вступили части морской пехоты, сформированные из курсантов военно-морского училища и матросов боевых кораблей и береговых частей флота, при поддержке береговых и зенитно-артиллерийских батарей. Так началась 250-дневная оборона Севастополя.

Гарнизон Севастополя к концу октября состоял из 2-го и 3-го полков морской пехоты, батальона моряков Учебного отряда, двух батальонов курсантов Черноморского высшего военно-морского училища и Севастопольского училища береговой обороны и батальона моряков Дунайской флотилии. 30 октября в Севастополь из Новороссийска на кораблях была доставлена 8-я бригада морской пехоты.

Противник, подошедший 31 октября к передовому оборонительному рубежу, в течение 3-9 ноября безуспешно пытался овладеть Севастополем с ходу. Ему удалось лишь несколько продвинуться в направлении Черкез-Кермена и Дуванкоя. К этому времени основные силы Приморской армии вышли к городу, и благодаря этому силы его сухопутной обороны увеличились.

4 ноября для объединения всех сил Главной базы Черноморского флота был создан Севастопольский оборонительный район (СОР). 7 ноября для оперативного руководства обороной Ставка Верховного Главнокомандования возложила руководство СОР на командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского, его заместителей: по сухопутной обороне - командующего Приморской армией генерала И.В. Петрова, по береговой обороне - генерал-майора П.А. Моргунова, по военно-воздушным силам - генерал-майора авиации Н.А. Острякова, а после его гибели - генерал-майора авиации В.В. Ермаченкова. Общее руководство Главной базой Черноморского флота и ее обороной осуществлял Военный Совет Черноморского флота.

Для удобства управления войсками СОР был разделен на 4 сектора, возглавили которые опытные командиры дивизий - П.Г.Новиков, И.А.Ласкин, Т.К.Коломиец, В.Ф.Воробьев.

Выход немецко-фашистских войск к передовому оборонительному рубежу Севастополя, естественно, заставил пересмотреть вопрос о возможности дальнейшего базирования здесь основных сил флота. С приближением врага увеличивалась угроза ударов по ним не только немецкой авиацией, но и дальнобойной артиллерией. Поэтому в ночь на 31 октября основное ядро эскадры Черноморского флота перешло в базы Кавказского побережья. В Севастополе для артиллерийской поддержки сухопутных войск остались два крейсера и три эскадренных миноносца. Несколько позже эти корабли, усиленные еще одним крейсером и двумя эскадренными миноносцами, образовали постоянный отряд артиллерийской поддержки, сыгравший очень важную роль при обороне Севастополя.

Севастопольский оборонительный район был разделен на четыре сектора, каждый из которых располагал выделенными войсковыми соединениями и частями, а также приданными частями береговой артиллерии главной базы.

После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: первое началось 11 ноября 1941 г., второе - 17 декабря 1941 г., третье - 7 июня 1942 г.

Немецко-фашистское командование, сосредоточившее в начале ноября под Севастополем 4 пехотные дивизии с частями усиления, около 150 танков и 300-350 самолетов, утром 11 ноября начало наступление. 21 ноября, незначительно продвинувшись в глубину обороны, преимущественно в четвертом и третьем секторах, войска противника в результате тяжелых потерь оказались вынужденными прекратить наступление, так и не достигнув своей цели. На керченско-феодосийском направлении обстановка складывалась неблагоприятно, так как 51-й армии не удалось удержать Керченский полуостров, из-за чего положение Севастополя стало более сложным.

Получив значительные подкрепления, противник 17 декабря начал новое наступление, намереваясь в течение четырех дней овладеть Севастополем. Однако и на этот раз он не достиг цели. Большую роль в срыве 16-суточного наступления врага сыграла Керченско-Феодосийская десантная операция, проведенная в конце декабря 1941 г. Черноморским флотом и войсками Закавказского фронта. Эта операция вынудила противника на четыре с лишним месяца отказаться от активных действий на севастопольском направлении.

Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры 7-й бригады морской пехоты под командованием полковника Е.И.Жидилова, 8-й бригады морской пехоты полковника В.Л.Вилыпанского, 25-й стрелковой дивизии им. В.И.Чапаева генерал-майора Т.К.Коломийца, 95-Й Молдавской стрелковой дивизии генерал-майора В.Ф.Воробьева, 172-й стрелковой дивизии полковника И.А.Ласкина, 345-й стрелковой дивизии полковника Н.С.Гузя, I -го Севастопольского полка морской пехоты полковника П.Ф.Горпищенко, артиллеристы майора Н.В.Богданова, 10, 30, 35, 19-я батареи береговой обороны, летчики-черноморцы и многие другие.

Бессмертный подвиг совершил гарнизон дзота N 11. Краснофлотец комсомолец Иван Голубец ценой собственной жизни спас боевые корабли и их экипажи в Стрелецкой бухте. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За подвиги в те дни звания Героя Советского Союза были удостоены пулеметчица Нина Онилова и снайпер Людмила Павличенко.

В дни обороны жители города проявили ратный и трудовой героизм. Рабочие Морского завода под обстрелом врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику днем и ночью, оборудовали два бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N 3, получившую название "Не тронь меня", которая надежно прикрывала город от налетов фашистской авиации с моря. Немцы называли ее "Квадрат смерти". В горных выработках (штольнях) на берегу Севастопольской бухты были созданы подземные спецкомбинаты; N 1 - для производства вооружения и боеприпасов, N 2 - по пошиву белья, обуви и обмундирования. Тут же, под землей, работали амбулатории, столовая, клуб, школа, детские ясли и сад, а впоследствии - госпиталь, хлебозавод.

Поддерживаемые корабельной и береговой артиллерией и флотской авиацией, войска Севастопольского оборонительного района в течение января - марта значительно улучшили свои позиции, что способствовало усилению системы сухопутной обороны. К началу июня 1942 г. плотность артиллерийских и пулеметных огневых точек на сухопутном фронте обороны увеличилась больше чем в 4 раза (17 огневых точек на 1 км фронта, тогда как в декабре приходилось лишь около 4 огневых точек). Корабли Черноморского флота одновременно с артиллерийской поддержкой войск СОР обеспечивали перевозки морем в интересах обороты базы.

8 мая немецко-фашистские войска начали наступление на Керченский полуостров и к 25 мая захватили его. Это поставило Севастополь в исключительно трудное положение. С 20 мая вражеская авиация и артиллерия резко увеличили свою активность в действиях против Севастополя. 7 июня противник начал новое наступление на город, направив основные усилия на участок Камышлы, Бельбек и стремясь выйти к восточной оконечности Севастопольской бухты. Несмотря на ожесточенные атаки, продолжавшиеся в течение 11 суток, противнику не удалось достигнуть желаемых результатов. Однако 18 июня он сумел прорваться к Севастопольской бухте с севера. Защитники Севастополя, поддерживаемые морской артиллерией, упорно обороняли побережье бухты и лишь 23 июня отошли на ее южный берег.

Стремясь расколоть фронт обороны, неприятель с 23-го числа и до конца июня вел ожесточенное наступление на Инкерман с северо-востока и на Новые Шули с юго-востока.

25 июня фашистские летчики бомбили здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.". От прямых попаданий 5 бомб и 7 крупнокалиберных снарядов была пробита стена, разрушен купол и возник пожар. Живописное полотно спасали курсанты школы средних командиров береговой обороны, бойцы 11-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Вынесенные из огня фрагменты живописного полотна были вывезены на лидере эсминцев "Ташкент" - последнем большом надводном корабле, прорвавшемся в Севастополь, под командованием капитана 3 ранга В.Н.Ерошенко.

В ночь на 29 июня противник под прикрытием дымовой завесы совершил переправу на южный берег бухты и безуспешно пытался высадиться на мыс Фиолент. На рассвете 29 июня гитлеровцы начали наступление на город из района Федюхинских высот и с. Новые Шули в северо-западном направлении. 30 июня им удалось прорваться к городу.

29 и 30 июня вражеская авиация совершила свыше 3000 самолето-вылетов, сбросила на город до 15 тыс. бомб, артиллерия обрушила около 8000 снарядов, до 14000 мин. Фашистское командование бросило в бой все силы и средства. Резервы защитников города таяли, кончались снаряды, патроны, гранаты. 30 июня завязались бои на Корабельной стороне. Упорно отбивали атаки врага защитники на Малаховом кургане, Лабораторном шоссе, Историческом бульваре, у хуторов Коммуна, Бермана. Ночью, когда кончились боеприпасы, остатки войск СОР стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Здесь бои продолжались еще до 4 июля, а в отдельных местах - до 12 июля.

Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях 3 тыс. женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле - более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1500 жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на 5-м км Балаклавского шоссе. За время оккупации города фашисты расстреляли, сожгли, утопили в море, насильно угнали в Германию десятки тысяч севастопольцев.

Несмотря на жесточайший оккупационный режим, севастопольцы не прекратили борьбу с фашистами. В Севастополе начали создаваться и действовать подпольные патриотические организации во главе с В.Д.Ревякиным, П.Д.Сильниковым, Н.И.Терещенко. Советское правительство по достоинству оценило мужество и подвиги севастопольских подпольщиков: руководителю севастопольского подполья ВД.Ревякину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, орденами Ленина, Отечественной войны, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги" награждены 59 участников подполья.

Защита Севастополя дала исключительно большой опыт всех видов боевых действий Военно-Морского Флота СССР при обороне своих баз. Опыт обороны Севастополя ценен и тем, что в нем в значительной мере учитывались результаты действий по обороне морских баз в начальный период войны.

Прежде всего это нашло отражение в подготовке сухопутного фронта обороны главной базы Черноморского флота. Необходимость создания такого фронта, как отмечалось, признавалась примерно за полгода до начала войны и подтвердилась опытом учений, проведенных в апреле 1941 г. Решение командования Черноморского флота о создании рубежа сухопутной обороны, принятое уже после начала войны, на первый взгляд представляется запоздалым. Однако такое решение, как бы это ни звучало теперь парадоксально, следует считать своевременным и, несомненно, правильным. Нельзя забывать, что Военный совет Черноморского флота принял его почти на две недели раньше, чем началось строительство оборонительных рубежей перед Таллином, тогда как обстановка в Прибалтике в июле 1941 г. развивалась значительно более динамично, чем на Южном фронте.

Глубина основного и тылового оборонительных рубежей оказалась совершенно недостаточной, так как она позволяла даже дивизионной артиллерии противника вести огонь по базе. Опыт Одессы заставил принять решение об увеличении глубины обороны и создании передового оборонительного рубежа в 16-17 км от базы. Между тем пушки корпусной артиллерии противника имели дальность стрельбы порядка 20 км, поэтому принятое в октябре новое решение предусматривало создание передового рубежа в 25-30 км от базы. Но это решение запоздало: противник начал свое наступление на Севастополь.

Само собой разумеется, увеличение глубины оборонительной системы базы со стороны суши требовало соответствующего увеличения количества огневых средств для создания достаточной плотности огня. Передовой и тыловой оборонительные рубежи Севастополя обеспечивались огнем береговых батарей, кроме того, Черноморский флот выделил для усиления огневой системы сухопутных оборонительных рубежей некоторое количество морских орудий калибром от 130 до 45 мм, не считая 30 орудий калибром 152-102 мм, ранее установленных на временных основаниях на перекопских и чонгарских позициях.

Таким образом, решение о создании передового рубежа, удаленного на 25-30 км от базы, хотя и было принципиально правильным, но вряд ли этот рубеж мог быть своевременно обеспечен необходимым количеством орудий.

Опыт обороны Одессы был использован и в организационном отношении. Был создан Севастопольский оборонительный район. Такая организация командования оказалась вполне целесообразной и теоретически предусматривалась еще до войны. Так, например, Военно-морская академия считала, что силы, оборонявшие пункт или определенный участок побережья, должен возглавлять командующий тем родом их, который в данном случае выполняет основную задачу. При обороне Севастополя основную задачу, складывавшуюся из комплекса ударных и обеспечивающих задач, как и при обороне Одессы, выполняли силы Черноморского флота.

По существу, опыт второй мировой войны и, в особенности, Великой Отечественной войны подтвердил возникшую после русско-японской войны мысль о необходимости организации в интересах устойчивой обороны не "базы-точки", а "базы-площади". Дальнейшее развитие оружия и боевой техники, прежде всего развитие авиации, подтвердило это положение. Появилась необходимость оборонять район, а не точку, подверженную массированному воздействию артиллерии и авиации противника.

По опыту обороны Одессы сухопутный фронт был разделен на четыре сектора и централизовано управление артиллерией (за исключением корабельной) в руках командующего артиллерией Приморской армии. Такая централизация управления давала возможность своевременно массировать огонь на любом направлении.

Исключительно большое влияние на устойчивость обороны Севастополя оказали его морские сообщения с Новороссийском и другими военно-морскими базами. Надежное обеспечение Черноморским флотом морских сообщений Севастополя с этими базами позволяло систематически доставлять силы и средства, необходимые для обороны.

Можно считать бесспорным, что береговая и корабельная артиллерия являлась основой огневой системы Севастополя в наиболее напряженные периоды его обороны.

Большая потребность в огне береговой артиллерии быстро вызвала ее перенапряжение. В наиболее трудные для обороны дни каждое орудие береговой артиллерии выпускало от 125 до 300 снарядов, что привело к быстрому изнашиванию стволов. Поэтому в дальнейшем возникла необходимость ограничений в использовании крупных и средних калибров береговой артиллерии. Стрельба из орудий крупных калибров производилась лишь с ведома коменданта береговой обороны, а из средних - начальника артиллерии береговой обороны.

Благоприятно на устойчивости обороны Севастополя, как уже отмечалось, сказалась Керченско-Феодосийская десантная операция.

Анализ опыта боевых действий при обороне Севастополя был бы далеко неполным без кратких выводов о роли авиации Черноморского флота. Как известно, развитие боевых событий на Южном фронте и в Крыму осенью 1941 г, вынудило коренным образом изменять систему базирования авиации Черноморского флота. В силу сложившейся обстановки ее аэродромная сеть отодвинулась к юго-востоку, на Кавказское побережье. Это обстоятельство не могло не Отразиться на действиях авиации Черноморского флота в интересах обороны Севастополя. Значительное удаление даже передовых аэродромов от СОР, строго говоря, исключало систематическое авиационное содействие ему основными силами авиации флота. В то же время оставалась возможность мощного эпизодического содействия. Так, для отражения массированных атак противника или для ударов по крупным вражеским группировкам и важным целям вызывалась авиация с кавказских аэродромов. В частности, с 6 ноября по 16 декабря 1941 г. авиация Черноморского флота произвела 1112 самолето-вылетов, в том числе около 300 на штурмовые действия и около 400 для нанесения бомбовых ударов. В период второго вражеского наступления на Севастополь авиация Черноморского флота произвела 1090 самолето-вылетов, из них около 500 для бомбоштурмовых ударов.

Некоторая часть авиации Черноморского флота (около 100 самолетов), составившая 3-ю особую авиагруппу СОР, базировалась в районе Севастополя. Непосредственно в пределах СОР было оборудовано несколько аэродромов. Авиация, базировавшаяся на них, систематически содействовала силам СОР, выполняя ряд задач, которые в основном сводились к ведению систематической воздушной разведки в море и секторах сухопутной обороны, уничтожению живой силы и техники противника перед передним краем обороны, на ближних подступах и на дорогах к Севастополю, нанесению ударов по передовым аэродромам противника, прикрытию кораблей и наиболее важных оборонительных объектов с воздуха.

Темпы и масштабы боевых действий авиации противника на протяжении осады Севастополя с суши не всегда были одинаковы. В начале осады неприятельская авиация располагала 300-350 самолетами, которые при подготовке и проведении первого, ноябрьского, штурма действовали с максимальным напряжением преимущественно против береговых батарей и кораблей, находившихся в севастопольских бухтах или на ближних подходах к базе. Такую же активность проявляла вражеская авиация и во время второго, декабрьского, штурма Севастополя. После Керченско-Феодосийской десантной операции и возникновения в Крыму нового направления немецко-фашистская авиация значительно снизила активность своих действий против СОР.

В начале мая 1942 г. противник выделил для усиления блокады Севастополя группу из более чем 150 самолетов - бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков. Такое усиление немецкой авиации не могло не отразиться на безопасности морских сообщений с Севастополем, а также на подготовке и проведении третьего штурма, когда противник мог использовать свыше 600 самолетов (из них 280-300 бомбардировщиков и около 120 истребителей. В течение июня 1942 г. противник осуществил 17141 самолето-вылет бомбардировщиков на Севастополь.

Немецко-фашистское командование всемерно стремилось погасить противодействие авиации СОР ударами по ее аэродромам. Так, в период июньского штурма на аэродромах СОР разорвалось около 13 тыс. артиллерийских снарядов и почти 2500 авиабомб, уничтоживших 30 и повредивших 36 самолетов.

По мере усиления действий неприятельской авиации истребителям и зенитной артиллерии СОР становилось все труднее и труднее 'противодействовать ей. Борьбу с воздушной разведкой истребительная авиация вследствие своей малочисленности почти не вела. Преимущественно она отражала бомбардировочные налеты и сопровождала свои бомбардировщики и штурмовики. С воздуха база прикрывалась непрерывным патрулированием в трех зонах: Херсонесский маяк - Балаклава, Херсонесский маяк - Кача, Балаклава - Бельбек. На аэродромах в готовности № 1 находились три группы истребителей, имевших задачу отражать налет основной группы бомбардировщиков противника.

Вынужденное ослабление противодействия противнику силами истребителей позволило его самолетам постепенно снизить высоту бомбометания с 5000-7000 м до 800-1000м. Превосходство противника в воздухе, начавшее с особой силой сказываться с мая 1942 г., сильно затрудняло выполнение всех видов оборонительных действий и их обеспечение.

Оборона Севастополя, продолжавшаяся 250 дней, сковывала крупную группировку немецко-фашистских и румынских сухопутных сил, что в значительной мере способствовало срыву плана германского командования по захвату Кавказа осенью 1941 г. и благоприятствовало контрнаступлению советских войск под Ростовом в ноябре 1941 г. Для овладения Севастополем немецко-фашистскому командованию пришлось сосредоточить в мае - начале июня 1942 г. свыше 11 пехотных, легких и горнострелковых дивизий, усиленных артиллерией резерва главного командования, танками и авиацией. К началу июньского штурма противник имел под Севастополем 208 батарей, т.е. в среднем примерно 24 ствола на 1 км фронта, не считая нескольких зенитно-артиллерийских полков. Однако сами гитлеровцы признают, что пока советский военно-морской флот действовал в районе крепости, штурм ее не мог закончиться успешно. Лишь массированные наступательные действия немецкой авиации заставили советские корабли отойти, в результате чего крепость осталась изолированной. Действительно, постепенное затухание артиллерийской поддержки, оказываемой кораблями эскадры Черноморского флота, и несомненное превосходство противника в воздухе сыграли решающую роль при третьем штурме Севастополя, который вряд ли удался бы противнику, если бы не было этих обстоятельств. За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными.

Оборона Севастополя лишний раз подтвердила решающее значение морального фактора во всех видах военных действий. Даже злейшие враги Советского Союза вынуждены были признать выносливость и невероятную стойкость советского солдата и матроса.


Послевоенные годы

В ноябре 1948 года командующим Черноморским флотом был назначен Николай Ефремович Басистый[4].
В послевоенные годы Черноморский флот претерпел коренную реорганизацию, пополнился новыми кораблями, другим вооружением и военной техникой, реактивной авиацией. Корабли ЧФ участвовали во многих длительных морских и океанских походах, несли боевую службу в Средиземном море и на Атлантике.


Новейшая история

Самым серьёзным ударом по Черноморскому флоту СССР стал распад СССР и последовавший период общей политической и экономической неразберихи.
С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.
70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии, Новороссийске и временно — в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.
В 1997 году Россия и Украина заключили базовый договор, в котором чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе арендная плата в размере 98 млн долл.[3], а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года.
По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции [4]. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.
Несмотря на это, например, по сообщению интернет-портала Flot.com от 26.03.2009 г.:
«Модернизация корабельного состава Черноморского флота России на территории Крыма возможна только с согласия Украины. Об этом 25 марта заявил пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВМФ РФ намерен передать Черноморскому флоту подводные лодки.
Замена вооружений Черноморского флота должна происходить только с согласия Украины, что предусмотрено соглашением о разделе ЧФ от 1997 года, и только после подписания обеими сторонами регламентирующих документов, уточнил Кирилич.
Украинская сторона против пополнения Черноморского флота на территории Украины боевыми единицами, замена же должна осуществляться адекватно, в соответствии с типом и классом заменяемых кораблей. Этот вопрос не нов и позиция Украины по нему хорошо известна российской стороне, добавил Кирилич.
Ранее заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что Черноморский флот должен иметь в составе не менее 8—10 подводных лодок и будет ими пополнен. Украина рассматривает это не как обновление флота, а как поставку на вооружение нового вида оружия, — прокомментировал он заявление украинской стороны».


По мнению руководства РФ, обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко, который, являясь гарантом Конституции Украины, обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

Новый президент Украины Виктор Ющенко 17 апреля 2005 года заявил, что у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере.
Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк после своего назначения на этот пост в феврале 2005 года заявлял, что не думает, что пребывание в Крыму Черноморского флота РФ мешает европейской интеграции Украины, поскольку в ЕС и НАТО этот вопрос считают проблемой двусторонних отношений Украины и России. Обязательства Украины, касающиеся Черноморского флота РФ, будут выполнены — но то же самое должна сделать и Россия.
17 апреля 2005 года Виктор Ющенко заявил, что статус Черноморского флота России в Севастополе нуждается в пересмотре, в то время как Борис Тарасюк выразился ещё более ясно: пребывание российского флота в Севастополе, которое, согласно договорённостям, ограничено 2017 годом, продлеваться не будет. Александр Турчинов, возглавлявший в то время Службу безопасности Украины, высказал мнение, что пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины.
Эти заявления увязываются с несколькими инцидентами, произошедшими в Крыму в марте — апреле 2005 года.
23 марта 2005 года большой десантный корабль «Николай Фильченков» начал высадку морских пехотинцев, базирующихся в Темрюке (Россия), на военном полигоне в районе горы Опук на юго-восточном побережье Крыма (в 70 км от Керчи). Когда высадка была практически окончена, в районе учений появились украинские пограничники, которые информировали российских военных о незаконности их действий, поскольку они не получали уведомления о предстоящих учениях — а кроме того, морские пехотинцы, базирующиеся на российской территории, не имеют права без согласования высаживать десант на полигоне в Крыму, который арендует Россия. Таким правом пользуется только морская пехота Черноморского флота, базирующаяся на украинской территории.
В апреле группу украинских наблюдателей в очередной раз не допустили на базу ЧФ РФ в Севастополе, чтобы, в частности, проверить техническое состояние арендуемых причалов.
Кроме того, Украина предъявляет России претензии по оплате аренды украинской территории для размещения ЧФ РФ, требует передачи Украине средств навигационно-гидрографического оборудования безопасности мореходства на побережье Крыма, выражает недовольство нарушениями законодательства Украины об охране окружающей среды.
В декабре 2005 года Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых российским ЧФ. Эти действия совпали по времени с конфликтом между Россией и Украиной в отношении цен на российский газ, поставляемый на Украину.
13 января 2006 года руководство ВМФ России обвинило Украину в захвате ялтинского маяка, используемого ЧФ (руководство ялтинского порта не допустило к маяку его начальника). Главком ВМФ Владимир Масорин назвал события в Ялте провокацией, недружественным актом и нарушением соглашений по Черноморскому флоту, согласно которым ялтинский маяк является объектом ЧФ России.
В ответ Украина назвала обвинения Москвы провокацией и дезинформацией, подчеркнув, что все навигационные объекты в Крыму — законная собственность Украины, а во всех документах отмечается, что ответственность за безопасность судов в регионе несёт только Украина.
Инцидент с ялтинским маяком совпал по времени с заявлением руководителя украинской молодёжной организации «Студенческое братство» Олега Яценко о том, что «Россия продолжает оккупацию маяков, расположенных на крымском побережье от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг» — в так называемом 47-м районе гидрографической службы.
Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров (ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины). Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы (в том числе маяков) в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года, передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.
14 января представители организации «Студенческое братство» предприняли попытку проникнуть на территорию маяка «Сарыч», находящимся на одноимённом мысе. Командование российским ВМФ ответило усилением охраны маяков и других объектов гидрографической службы. 15 января члены той же организации попытались проникнуть на территорию радионавигационной станции гидрографической службы ЧФ «Марс-75» в районе Геническа.
15 января Украина заявила, что намерена вернуть в свою собственность все гидрографические объекты в Крыму, находящиеся под контролем ЧФ России. Как сказал посол по особым поручениям МИД Украины Виктор Семёнов, Украина уже получила назад 65 из 100 объектов гидрографии — маяки, знаки, бакены и буи. Под контролем Черноморского флота России остаются ещё 35. Глава МИД Украины Борис Тарасюк назвал инцидент с ялтинским маяком «законным правовым процессом», а Россию обвинил в «незаконном удерживании объектов навигационной гидрографической службы».
17 января представители российских и украинских властей продолжили словесную войну в отношении гидрографических объектов ЧФ. Вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов предупредил, что в случае попытки захвата объектов ЧФ охраняющие их российские военнослужащие могут применять оружие. В ответ украинские власти заявили о намерении расследовать законность ношения оружия российскими военными на украинской территории.
В ночь с 18 на 19 января командование ЧФ блокирует въезд техники на крымский маяк «Сарыч», разместив на его территории бронетранспортёр. Кроме того, командование вводит на четыре главных крымских маяка — «Айтодорский», «Евпаторийский», «Тарханкутский» и «Сарыч» — вооружённые подразделения морских пехотинцев. В связи с несанкционированной передислокацией военной техники на мыс Сарыч МИД Украины направляет России ноту протеста.
Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года, когда спор из-за нескольких островов Тузлинской косы в Керченском проливе, общая площадь которых около 3 км;, едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлинской косы совместно с украинским президентом.
Между тем, Россия строит новые военно-морские базы и объекты ЧФ и на собственной территории. С 1 января 2005 года начато осуществление федеральной целевой программы по обустройству береговой инфраструктуры ВМФ в Краснодарском крае. Строительство Новороссийской ВМБ продлится до 2017 года.
Но, как заявил в апреле 2005 года министр обороны РФ Сергей Иванов, «Севастополь останется главной военно-морской базой Черноморского флота как минимум до 2017 года. Несмотря на строительство военно-морской базы в Новороссийске, переводить туда штаб ЧФ и корабельный состав не планируется». В 2004 году закончилась передислокация одного из батальонов морской пехоты ЧФ из Севастополя под Новороссийск. В Таганроге введён в эксплуатацию военный аэродром. Развёрнуты подразделения военных катеров охраны водного района в Геленджике и Туапсе.
Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины».[5]



Корабли Черноморского флота ВМФ России.

5 мая 2008 года Украина заявила «о неприемлемости осуществления во время празднования 225-й годовщины Черноморского флота парада кораблей ЧФ РФ, военно-спортивного праздника и показа военной техники и вооружений частей пехоты» [6].
МИД Украины 24 мая 2008 года заявило, что договор о базировании продлеваться не будет, флот обязан быть полностью выведен к 28 мая 2017 года [7].
Депутат ВС Украины (НУНС) Юрий Стець предложил в обмен на пребывание российского флота в Крыму после 2017 года базировать украинские ВМС на своей собственной базе в Балтийском регионе России: «Уважая давние отношения братских народов России и Украины и поддерживая стремление политиков обеих стран развивать добрососедские отношения… возможно, было бы целесообразно предложить российской стороне следующее соглашение: Украина соглашается на пребывание ЧФ РФ на своей территории и после 2017 года. Вместе с тем Военно-морские силы Украины получают право на расположение своей базы в Балтийском регионе в г. Кёнигсберг» (УНИАН, 25.05.2008) [8].
10 августа МИД Украины заявило, что «украинская сторона оставляет за собой право, согласно нормам международного права и законодательства Украины, запретить возвращение на территорию Украины до разрешения конфликта кораблей и судов ЧФ России, которые могут принять участие в вышеуказанных действиях»[9].
19 октября Вице-премьер РФ Сергей Иванов, который по своим должностным обязанностям не имеет прямого отношения к формированию внешней политики РФ, заявил в интервью Би-би-си, что Российский Черноморский флот уйдёт из Севастополя в 2017 году, если Украина не продлит срок аренды военно-морской базы в Севастополе. Отвечая на вопрос, может ли он представить себе Черноморский флот где-либо, кроме Севастополя, бывшего его основной базой с момента создания 225 лет назад, С. Б. Иванов заявил:
«Да, я легко могу представить это после 2017 г. Почему нет, если правительство, которое к тому времени будет у власти на Украине, не продлит аренду? Но это проблема Украины, а не России»
. Вместе с тем, он подчеркнул, что Россия, со своей стороны, будет стремиться продлить срок аренды Севастопольской базы.[3]
[править]2009
10 декабря 2009 года было сообщено, что все сотрудники военной контрразведки ФСБ РФ, работавшие в Севастополе на Черноморском флоте России, покинули территорию Украины, выполнив требование СБУ: в июне 2009 года председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что сотрудники ФСБ должны покинуть территорию базы, сославшись на то, что протокол между ФСБ и СБУ, подписанный 25 января 2000 года, нарушает законодательство Украины[10]

Министр обороны Украины Михаил Ежель представил руководящему составу флота нового командующего Военно-морских сил страны вице-адмирала Виктора Максимова[11]. С 2004 года В. Максимов был первым заместителем главы украинского флота. Накануне президент Украины Виктор Янукович подписал указ о назначении В. Максимова командующим украинских ВМС. Ранее бывший командующий ВМС адмирал Игорь Тенюх, которого называли идеологом «недружественных акций в отношении российского Черноморского флота», подал в отставку, мотивируя свое решение «морально-этическими причинами»[11]. 17 марта 2010 года В. Янукович подписал указ о его увольнении [11]
В апреле 2010 года глава МИД Украины Константин Грищенко сделал заявление, что базирование Черноморского флота Российской Федерации в Крыму не несёт угрозы Украине, о чём говорили предыдущие «оранжевые» власти на Украине: «Я думаю, что всё зависит, прежде всего, от того, как мы выстраиваем эти отношения. База (Черноморского флота) сама по себе не может быть угрозой как таковой потому, что она существовала исторически. Это место, где Черноморский флот был уже столетиями»[12].
21 апреля президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042—2047 годов[13].
27 апреля Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет [14]. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева[15].
29 апреля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». [16]. Аналогичный закон «О ратификации Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины» подписал 29 апреля президент Украины Виктор Янукович.