рецензия-эссе на мое стихотворение -погост-

стихотворение:
 http://stihi.ru/2010/04/15/7790
(погост)

автор рецензии:  Франк(Frank) http://stihi.ru/avtor/frank1
__________Рецензия на «погост» (Ветка -Ветка)________________________

Пять строф о человеческом горе. Бывает ли другое горе? Для ответа наверное надо попытаться
выйти за пределы своей сути, но это значит и за рамки стиха, впрочем намёк на такую
возможность есть в третьей строфе

кисеей укутанный,
ляжет под крестом
человечек – куколка
в деревянный дом

здесь есть слово - наше название самих себя, а значит авторская мысль пытается осознать
причину происходящего и за пределами нашего обычая, церемонии - того, что делает нас
людьми. Но не это главное в стихе, об этом следует сказать лишь для того, чтобы
стали ясны масштабы, а здесь масштаб от упоминания всех нас - людей становится глобальным,
мировым и вместе с тем - индивидуальным, так горе в первую очередь - авторское переживание,
"человечек" - уменьшительно, маленькая частичка всех нас: я - как все, а нас - много.

В целом, своей основной тканью этот стих об увиденном (автор не может здесь измышлять или
домысливать, его чувства, эмоция притуплены, способны лишь фиксируя - видеть),
о мироощущении, о природе,в которой можно увидеть многое, можно всегда увидеть всё, но
всегда видишь только своё,созвучное своему состоянию. Сейчас оно трагичное и эта трагедии
здесь передана, описана посредством виденного - достаточно полно и вместе с тем скупо.
Поражает, как эта скупость способна передать состояние, понимаешь, что секрет здесь в
сопереживании: всем нам известны описанные моменты и мы, вспоминая их, вместе с автором вновь
осознаём себя в образах того круга и нигде авторский образ не спорит с нашим собственным, хотя
ясно, что эта общность - не самоцель автора, она возникает как производное поэтического
таланта. Краткость становится уместной потому, что сама тема, связанная со смертью скупа
на краски.
Удивительно вхождение в тему:

колея накатана,
позади сельцо,
женщина заплакала ,
спрятала лицо

От того, что она спрятала лицо, хотя на похоронах это уместно и даже нужно - в этом рыдание,
частность общности, какая-то деталь, заслуживающая упоминания, делающая стих конкретностью
пережитого,так что даже этот критический анализ становится, может показаться, восприняться,
неуместным, но прошу успокоиться читателя,который может быть возмущён моей попыткой оного -
я здесь претендую лишь на вскрытие поэтического, образного механизма и ни в коей мере не хочу
переходить на всякую частную особенность. Не хочу, но могу ли я знать границы дозволенного?
В этой попытке спрятать лицо не только читатель должен понять, но и сам автор прежде всего
пытается установить пределы, границы между дОлжным, потребным и - переживаемым, непоказным,
опять же - человеческим: мы плачем и для людей и плачем для себя, сами - тут такой кокон наверчен,
в этих двух строчках, что сразу становится видна соразмерность испытанного и переданного,
человеческого показного и показно - человеческого, как поведенческой идеи. То есть человек -
это кроме всего другого ещё и его поведение как способ выражения себя.

на погосте маленьком
посреди оград,
одиноко - маятно
крестики стоят

Раз уж пришлось говорить о философских моментах, раз уж они пришли в голову, то прежде всего
замечу главное в стихе - его поэтичность высокого уровня, как квинтэссенция, выжимка из случайного
и щедрого на случайные параллели: он описательный, поэтому сразу виден
зазор, его отличие от прозаического текста. Это поэзия - выразить одним эпитетом ( маятно)
весь образ, то есть своё отношение, свое видение, мироощущение, других красок здесь нет, так как
маленький (погост) в данном случае необходимый шаблон без которого не обойтись при столь малой форме
( бывают ли большие погосты? их мы называем иначе). Что передаёт это слово - маятно?
Вначале зрительно - смесь вечного: растительности, земли, камня и созданного человеком -
бумажных цветов, надписей, изображений, что мается, треплется под ветром и дождями,
снегом и солнцем, так что попытка сделать красиво становится бренной и неуклюжей -
опять же маятной; это переживается внутри как маятность всего привнесённого в окружающее человеком
и маятность внутреннюю, как напрасность и вместе с тем неизбежность всего переживаемого. Одиноко
- маятно, то есть каждый как память о конкретном, индивидуальном и в этом обособлении опять же
маятность уже как тщетность. Стих нельзя назвать бедным, блеклым в смысле описательности, автор
стремится сказать только о главном: о пространстве, месте (колея, позади сельцо, погост, посреди оград,
дом, лес, мест) - взглядом лиргероя и времени (накатана, заплакала, помолимся, сыпьте и в конце
время останавливается, застывает - там нет глаголов, время дано в оценке - середина осени) и
собственном их восприятии - об этом вся третья и часть четвёртой строф.
Строки ритмически организуют тот смысл, который мы зовём поэзией и кажется, что дальше их сократить,
выжав всё лишнее уже невозможно, что они - сублимация пережитого, переживаемого горя, эта краткость
здесь - скорбна и трагична, горе как скупая, сжатая кучка слов - стих про похороны. Дактилическая рифма
наиболее простым и красивым ( наверное так в этом смысле здесь сказать можно) способом придаёт кратким
строкам необходимое послезвучание: маленьком, маятно - как бы осматриваясь, выслушивая эхо изнутри,
именно его, что виднее в другом примере: укутанном, куколка - проверяя правомерность сравнения,
здесь возникает единственная метафора, как попытка осмысления проишедшего, но она опять же скупа и
естественна как возврат детских впечатлений: лиргерой как бы вернулся в своём развитии назад и способен
лишь на простые детские ассоциации, он подавлен и ограничен и желает этого ограничения как обособления.


из берез и сосенок
над погостом лес
середина осени
перемена мест

Это заключительная строфа, она примиряет читателя ( автор ведь тоже читатель), напоминая,
что кроме птиц, зверья человек тоже меняет место пребывания повинуясь природе и в последний
раз - вот так вот, так что он тоже - часть всего, всего лишь поменял место, смирившись с
общим порядком. Это звучит достаточно просто и может быть - может показаться примитивом, но
в этом и есть подлинное утешение. Скупая выразительность в передаче горя, человечности
переживания трагических моментов, данная с калейдоскопичной простотой необыкновенно поэтична,
за что испытываю к автору признательность и благодарность. Может быть кто-либо скажет - зачем
об этом столько написал, чего тут рассусоливать, даже может быть у кого-то есть возражения
по поводу моих слов, да я и не претендую на последнюю инстанцию, но если человеку дана возможность
сказать, то он должен ею пользоваться а не уподобляться бессловесному созданию: если есть что
сказать, то надо говорить, такова одна из функций языка - научение через понимание, выражение
и передачу переживания. Желаю успехов!

Frank   04.05.2004 11:13   •   Заявить о нарушении правил
http://stihi.ru/addnotes.html?2004/05/04-604

автор рецензии:  Франк(Frank) http://stihi.ru/avtor/frank1
стихотворение:
 http://stihi.ru/2010/04/15/7790
(погост)
памяти отца*


колея накатана
позади сельцо
женщина заплакала
спрятала лицо

на погосте маленьком
посреди оград
одиноко-маятно
крестики стоят

кисеей укутанный
ляжет под крестом
человечек–куколка
в деревянный дом

мы с тобой помолимся
чтобы дом был сух
сыпьте, добры молодцы
распостылый пух

из берез и сосенок
над погостом лес
середина осени
перемена мест


15-19. октябрь. 2003


ps
  ссылка на  оригинал стихотворения, который был опубликован в 2003 году на странице с логином vetkavetka  - http://stihi.ru/2003/10/23-43
 ( оно не отображается, тк страница  была удалена модератором в 2009. пункт правил 5.3. )





***


Рецензии