Дон Жуан и его привычки

Константин Кикоин
1.

Это список дон Жуановых побед –
Беспристрастный, безобманный алфавит.

Лист на С – с невинной миной на лице
Безобразник соблазнил девицу С.

Лист на J весь густо строчками покрыт
В память об уроках нежных Жуанит.

Он отчаянную гитаристку L
Мадригалом дерзким покорить сумел.

Проведя две страстных ночи с донной S,
Был записан в её собственный реестр.

Пестрый перечень его любовных войн
Удлинен еще прижизненной молвой,

И посмертно в тот реестр занесена
Дон Жуановой невестой донна А. 


2.

Пальнуть сплеча из аркебузы,
Рассыпать по полу горох,
Разбить кувшин, разрезать узы,
Послать зеленый мимо лузы –
Ты целил в лузу, видит Бог.

Играл спинет, шуршали юбки,
Острили, кто во что горазд.
Прощай, сеньор, – сказали губки,
Пойдем наверх – упали прядки,
Сверкнули молньи карих глаз.

Бывало ты еще в постели,
А мир уж в клочья разнесут.
У них семь пятниц на неделе
И каждый смертный на прицеле,
Тебя знакомства не спасут.

Твои бретерские привычки,
Твоя бессмертная хандра
Сгорят быстрее серной спички,
Вот он, заходит без отмычки –
Вставай, Жуан, уже пора.
   
               
3.

Доведенное до совершенства
умение одеваться как попало,

в любом месте комнаты, улицы или площади,
оказываться в центре мизансцены,

вставив случайную реплику в разговор,
превращать его в шекспировскую фальстафиаду,

на фортепьяно un poco ma sufficientemente*,
чтобы Скрябин приподнял кустистые брови,

то же и в беседе о различении у Канта
между аподеиктическим и априорным,

виртуозное владение искусством
толковать со скромницами о скоромном –

побороть все эти бесподобные качества
можно только пожатием каменной десницы.

Но каждый Жуан почему-то уверен,
Что именно с ним этого не случится.


4.

Один Жуан любил испанок,
Графинь, крестьянок, иностранок,
Чуть что — хватался за эфес,

Другой сидел под крышей низкой
И составлял за первым списки
Тех, кто в одежде, тех, кто без.

Но в ночь расчета и расплаты,
Сведя кредиты и дебеты,
Пожал обоим руку бес.


5.

По ком трезвонит этот колокол? По Донне,
Что молча четки нижет в разоренном доме
И каждый полдень в черной кружевной мантилье
Идет смотреть на черный камень на могиле.

Кого шаги ее по панцирю брусчатки
И платья черного муаровые складки
Заставят вздрогнуть, побледнеть, остановиться,
Снять шляпу, отойти к стене и поклониться?

Теперь он будет каждый день после полудня
Бродить в проулках, избегая улиц людных,
У каждой паперти швырять монетки нищим
И неизменно добираться до кладбища.

Стоит смиренником в тени от кипариса
И смотрит, словно режиссер из-за кулисы,
Как наклоняется высокий черный гребень,
А птицы Божьи чертят надписи на небе.

Она на мраморе меж высеченных строчек
Читает что-то, в тонких пальцах мнет платочек,
Слезу роняет, на прощанье шепчет что-то
И удаляется к кладбищенским воротам.

Тогда выходит кавалер на свет из тени.
В его улыбке нет любви и нет смиренья,
Нет страха, ревности, надменности и злости.
Он скалит рот и приглашает призрак в гости.


6.

Рассвет. На лоб надвинув шляпу,
Из потайной выходишь дверцы,
Вдыхаешь персиковый воздух,
А конь привязан за углом

И под уздцы его выводит
Неукротимый Лепорелло
С бюваром кордованской кожи
В дорожной торбе за спиной.

Неистребимый Лепорелло
Спит на соломенной подстилке,
Харчуется в господской кухне
И свищет записным щеглом.

Умеет тертый Лепорелло
В пивной утешить рогоносца,
Поддеть носком подол гоннеллы**,
Поправить сбившийся чепец.

Педант изрядный, Лепорелло
Усердно пополняет список,
Постылый пополняет список,
Вставляя строчки от себя.

Неотвратимый Лепорелло
Однажды в дом приводит гостя
В тяжелых каменных ботфортах,
С тяжелой каменной рукой.


7.

Читатель нот, рун, букв, звезд,
вообще книгочей,
тратящий дни в долг, в кайф, в рост,
приятель ничей,

хранитель заветов, залогов, законов,
скелетов в шкафах,
коллекционер номеров телефонов,
венер в мехах,

вот тебе гвоздь, шток, шип, кол
в избытое бытие,
будешь ты слеп, глух, сир, гол,
сотрется лицо твое,

когда Радамант, Минос, Эак
возьмутся тебя судить,
распутывать этак, а может так
твоей судьбины нить.

Схлестнутся свидетели обвине…
с женщинами защи…
свидетелям доверяй вполне,
пред женщинами трепещи.

-----------------------------
*  немного но достаточно (ит.)
** юбка (ит.)
                1970 - 2014