Kennedy Space Center USA, NASA

Натали Никифорова
Сегодня 13 августа 2011 года в Kennedy Space Center стартовал Шаттл со мной на борту в составе интернациональной команды астронавтов . Полёт проходил под руководством Сэма, он руководил кораблём из Центра управления с Земли. В состав команды вошли двое американцев, индиец и двое русских. Пилот – Shayne, второй пилот - Shaitya, командир корабля – Greg. И два специалиста, один из них я.

Ну что я могу сказать о полёте? Опять сравниваю с многочисленными тренажёрами и симуляторами, которые были до того. На вчерашнем симуляторе было круче. Там меня перегрузки так вдавили в кресло, что я еле дышала. Но продолжала управлять кораблём, нажимая на многочисленные кнопки. Среди звезд и мимо станций пролетали так, что дух захватывало. Вышла после полёта, покачиваясь и не твердой походкой.

Сегодняшний полёт напоминал полёт на обычном самолёте. Ни тебе перегрузок сильных, ни тряски. Да и сидели мы, два специалиста, в нижнем отсеке, без окон. Сидели и смотрели в монитор. Как говорится: «Тяжело в учении – легко в бою!»

Мы подлетели к интернациональной станции, прикрепили к ней блок и полетели обратно.

В мои обязанности входило проведение серии химических опытов. Второй специалист, который находился в этом же отсеке, должен был следить за состоянием баллонов, поглощающих углекислый газ, и менять их по мере необходимости.

Сознаюсь, ручки у меня дрожали, когда я манипулировала пробирками в ламинарном шкафу и записывала на планшет результаты опытов. В первом опыте даже сначала залила не тот раствор, но скоро собралась. Давило ощущение того, что на меня смотрит весь Центр управления. Вспомнилось, как работала в Англии. Там у меня тоже руки дрожали жутко, а опыты были очень деликатные. Нужно было работать пипеткой с микродозами. От волнения дрожали руки. Потом уж, когда освоилась, Радж – мой инструктор и главный разработчик технологии в Нутрон лаборатории (Англия, Лондон), спросил меня: «Чего у тебя в начале так руки дрожали?» «Волновалась я очень! Неужели не понятно? Обстановка не привычная, все смотрят». Он рассмеялся. Вот и тут надо бы посмеяться, а на меня ответственность давит и заставляет руки дрожать. Просто как на сцене у начинающих выступать поэтов.

Особенно сложно мне было из-за незнания языка. Это давило на психику ужасно. Если в Англии я понимала большую часть и даже общалась на рабочие и отвлеченные темы, то тут я понимаю очень не много, а сказать могу только самое необходимое. Когда уже придумают технологию нано-переводчиков?

Посадили корабль пилоты мастерски. Я ещё в тренировочных классах обратила внимание, как мастерски управляет кораблём этот молоденький мальчик Shayne. Он сажал корабли на симуляторе в классе легко и быстро. Мне так ни разу и не удалось посадить Шаттл самой. Это очень не просто. В тренировочных классах мы отрабатывали всю программу. Каждый делал все операции. И взлёт, и управление, и манипулирование агрегатами для перемещения блока к станции в космосе, и посадку. У меня все получалось нормально, кроме посадки. Тут я не смогла бы заменить пилота. Увы! Но Сэм сказал мне, чтобы не расстраивалась. Обычно такую программу отрабатывают не менее 5 месяцев, а у нас был ускоренный курс.

На Сэма я удивлялась. Как он помнит все эти цифры и значки. Весь сценарий управления компьютером. Он руководил нашими действиями без бумажки, на память. Я с трудом успевала нажимать нужные кнопки, а он все помнит.

И все же в предыдущих симуляторах полета было интереснее. Об этом я и сказала Кате, когда мы вернулись. Девочка удивилась: «Разве можно сравнить! Это было здорово!» Катя находилась в Центре управления, и не только следила за нашими действиями по монитору, но и участвовала в управлении полётом. Сэм доверил ей ответственную миссию, она была Голосом НАСА. Я даже не сразу узнала её голос в наушниках среди голосов, когда слушала, как командир и пилоты переговариваются с Mission Control Crew.

Вся Миссия заняла около пяти часов. В конце мы получили Сертификаты, подтверждающие наше участие в миссии и приглашение на ещё одну Миссию, в которой примут участие 30 легендарных астронавтов. Это будет в ноябре 2011 года.

В этот раз в Космическом Центре Кеннеди с нами занимались два легендарных астронавта: Сэм Геймар и Роберт С. Springer (Боб).

Спасибо Kennedy Space Center, Сэму и Бобу за интересное приключение! А также всем участникам и инструкторам.