Культурологическое 151 Лаконизм ужасный

Шишмарёв
Побаловал б хоть спИчем* ,
чем рАньше пьЯнка слЫла .
Люд нынче лаконИчен .
С полу-слОва в рЫло .

Как отличить того , кто пьЯн
от коренных ... лакедемонЯн** ?


++++++++++++++++++++++


* СПИЧ [англ. — речь]. Краткая приветственная речь


**  Спарта или Лакедемон — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. В качестве официального названия спартанского государства почти всегда употреблялось слово лакедемоняне (например, в международных договорах).
Сословия
Аристократия:
Гомеи (буквально «равные») — полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами
Парфении (буквально «девой рождённые») — потомки детей незамужних спартанок (сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в Тарент)
Народ:
Гипомейоны (буквально «опустившиеся») — обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав
Мофаки (буквально «выскочки») — дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства
Неодамоны (буквально «новые граждане») — бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопонесской Войны)
Периеки — свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)
Зависимые земледельцы:
Лаконские илоты (жившие в Лаконии) — государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопонесской войны также и неполное гражданство)
Мессенские илоты (жившие в Мессении) — государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами.
Эпейнакты – илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев
Эриктеры и деспоионавты – илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте
Афеты и адеспоты – отпущенные на волю илоты.

Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо телесных упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки речи чёткой и краткой («лаконичной» — от Лакония).


© Шишмарёв,2011