Литературные практики - 3. этап 3-ий

Психоделика Или Три Де Поэзия
Перед тем, как рассказать о следующем этапе практик, хочу подчеркнуть ещё раз: мы не пишем шедевры (пока не пишем :)), а пытаемся научиться новым приёмам в стихосложении, попробовать себя в них, нарабатываем практический материал и умения.

Тема этого этапа, наверное одна из самых необычных и интересных -  АЛЕАТОРИКА в стихах.

АЛЕАТОРИКА (от лат. alea — игра в кости, случайность, жребий) — распространенная во 2-й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе сочинения или исполнения музыки фактора случайности.

На данный момент времени, работая с полифоническими единицами мы отталкивались при написании стихотворения в стихотворении именно от них. На них было обращено основное внимание автора и тексты из-за этого чаще всего а) получались рубленными  б) многие фрагменты в текстах казались лишними, притянутами чтобы заполнить строку.  Но тем не менее, думаю, авторам уже понятны основы техники совмещения и техники растворения (последовательное расположение полифонических единиц).  Начиная от алеаторики мы переходим от технической стороны к содержательной.  При написании стихов по этой теме для нас будет важен фактор случайности.
Теперь о смысле происходящего.   Мы будем писать обычное линейное стихотворение, максимум пять четверостиший(строф), но строя свою речь таким образом, чтобы в стихотворении оказалось как можно больше полифонических единиц (пусть это будет уже привычный нам двустопный ямб).  Написание малого текста мы дадим на откуп нашему подсознательному, а потом попробуем этот малый текст найти. Скорее всего в самом начале это будут корявые тексты (из-за этого не стоит переживать).
Должно произойти следующее: ваше сознание будет работать и задавать вектор обычного стиха (преодолевая  небольшое формальное ограничение — необходимость использовать полифонические единицы) а ваше подсознание через те-же самые полифонические единицы будет искать выход для себя.

Практические советы:  желательно текст делать максимально простым (не используя сложные слова, сложные предложения);  пользоваться внутренней рифмовкой фрагментов, не обязательно точной; нужно помнить о полифонических единицах, но зацикливаться на них нельзя  - основным является материнский текст, который по своему объёму уже является достаточным для очень большой вариативности и срабатывания фактора случайности.

Материнский текст автор пишет по размеру / звучанию любой.


Как обычно пример ( :) в таком формате писал первый раз,  максимально укоротив строку материнского текста... присёк попытки переделывания, поэтому что получилось то получилось
 

Теряют цвет цветы глициний,
Цветы гортензий облетели.
Смотрю я в небо: нет в нём сини
Оно как будто в плёнке белой

Уже давно пруд в чёрной тине,
Но вечер как и прежде звонкий
Паук раскинув паутину
Поймал звезду и месяц тонкий

В разбитых стёклах отраженья
Огромный шмель басит у окон
Сгорает день в одно мгновенье
Но и его мне было много

Нарисовал я на бумаге:
Забор упал, дом покосился
Неужто всё - мир детских страхов
И сны, что мне когда-то снились..

Растут в саду  цветы глициний,
Цветы гортензий голубые,
А неба нет, его не видно
О стену бьются дни слепые.


*** от Елены Евгеньевы

Цветы глициний
Растут в саду
пруд в чёрной тине
Поймал звезду
и месяц тонкий
громный шмель
как будто в пленке
А неба нет


*** от Маргариты Шушковой

цветы глициний,
теряют цвет
пруд в чёрной тине,
в нём сини нет
и месяц тонкий
Огромный шмель
басит у окон
Сгорает день




Авторам предлагаю попробовать самим найти малые тексты (они по звучанию должны получиться такими же как и в предыдущих пратиках, в восемь строчек).
И на всякий случай оставляю ритмический ключ для прочтения малого текста:

01010
0101
01010
0101
01010
0101
01010
0101

где "0" - безударный слог, "1"- ударный слог


И есть старая игра Косичка, для игры в неё нужна пара смелых :)  я буду только помогать.
Правила простые:
1-ый шаг: из полифонических единиц составляется стихотворение в 8-мь строчек  из которых 6-ть из материского текста, а 2  придуманы первым автором
2-ой шаг:  из полифонических единиц составляется стихотворение в 8-мь строчек  из которых 4/5 из материнского текста,  1/2 приуманы первым автором и 2-е второго автора
3-ий шаг:  из полифонических единиц составляется стихотворение в 8-мь строчек  из которых 2/3 из материнского текста,   1/2 приуманы вторым автором и  2 (которые уже были придуманы) +2 новые  от первого автора
4-ый шаг: из полифонических единиц составляется стихотворение в 8-мь строчек  из которых  2/3 из материнского текста,  1/ 4  придуманы первым автором, и 2 (которые уже были придуманы) +2 новые  от второго автора.
5-ый шаг: авторское стихотворение 1-го автора и  авторское стихотворение 2-го автора, каждым дописываются ещё по две строчки


=========================================================


*** (автор: Елена Евгеньева  http://www.stihi.ru/avtor/miuslis)

зело на память, зонтик, морзе строк
вот всё, что неизменно и звеняще
(под за`вязку набит зелёный ящик
как в пятницу вокзальное бистро)

двойным узлом затянут ваш камзол
урок из окон видится каштанам
и пусть слезой вохряной плачут рани
я выбираю не из меньших зол

зола альбома брошена казне
сквозных аллей, развеяна по зорям
и пусть вам незнакома форма sorry
vivo per lei вы шепчете во сне



*** вариант Елены Евгеньевы

узлом затянут
урок изо
слезой вохряной
из меньших зол
зола альбома
сквозных аллей
вам незнакома
vivo per lei (жизнь для неё)


*** вариант Анатолия Страхова

зелёный ящик,
зола, альбом
узлом затянут
двойным узлом
урок из окон,
сквозных аллей
вам незнакома
vivo per lei (жизнь для неё)



=========================================================

*** (автор: Елена Евгеньева  http://www.stihi.ru/avtor/miuslis)

довесок мятный к чаю - всё одно,
 что музыку пруда доверить ряске
 на дно минор уйдёт и даже встряска
 не потревожит сонное рядно

 едва король лягуший бросит звук -
 заводит хор молчание из тины
 а ты послушай этот пруд утиный
 (как кумихо` над серой шейкой вдруг

 своим хвостом девятым наколдует
 что всё легко, махнёт вослед перу)

 уж знаю я-то лисову игру
 услышу и чего здесь нет подавно.

 король лягуший с тиною на равных
 дает отпор пожарному багру




=========================================================

*** (автор: Элен Смит http://www.stihi.ru/avtor/goodkova )

Тире и точка - шифр внезапной страсти,
 В слепую поиск, миф, "горящий сон".
 Теплее, ближе как в драконьей пасти
 Парализован и ума лишён.
 Затравлен взгляд - гипноз, хмельные чары
 Поющих роз фокстрот - четвёртый глюк
 И хоровод чертей в кругу гончарном
 Похож на омут, на кольцо гадюк.
 Болото мнится, мох ковром зелёным
 Зовёт прилечь, забыть былую явь.
 Истерзан в кровь. И горечью паслёна
 Дурман-трава вливает жести сплав
 В уставший мозг, виски взрывая болью.
 Измучен путник и подвластен злу,
 пугливой куклой сполз на грани фола
 по стенам воли на рожденье лун.
 расстаял в дымке под бубнёж тамтама
 явился зверем - он теперь вервольф
 и ярость неба под плащом тумана
 уносит пряча от людей любовь.



=========================================================

*** (автор: Елена Евгеньева  http://www.stihi.ru/avtor/miuslis )


"эстет ты, Васька, что с тобой попишешь,-
 на блюдце лил коту из алычи
 нектар хозяин. - Надо бы лечить
 такую хворь". в ответ кот фыркал "ишь ты",
 довольный, носом тёрся о сизаль,
 его так просто не унять за часик.
 Жена встревала: „помнишь, милый, Барсик
 весь гуталин из тюбика слизал“.
 “…plum…” “ …therapy…” неслось из зала нудно
 (корректор скор портачить перевод -
 прибавит лоску парочка острот).
 Кот между тем белил инклей нагрудный.
 “уйдешь, как пить мне дашь ракии ”
 Увы, эстеты, Васька, все такие.


=========================================================


*** (автор: Маргарита Шушкова http://www.stihi.ru/avtor/rsh62 )

Ещё один с больного клёна
Упал листок. Неужто осень
Уже пришла.. И удивлённо -
Чем болен клён? Его уносит
Печаль и боль.. И просто старость..
Пока набросок строк в тетради
Не обратил слова в усталость,
Не смей грустить на листья глядя.
Уходит клён - весны не будет,
Прощальный бал играют листья.
Совсем не так уходят люди -
Сложнее им с природой слиться.
Жизнь коротка, но бесконечна.
Одной строкою клён оплакан.
А мир устал от слова вечность.
А листья клёна словно знаки.


*** вариант Маргариты Шушковой   

с больного клёна
 Упал листок
 И удивлённо
 набросок строк
 весны не будет
 Прощальный бал
 уходят люди
 А мир устал






=========================================================

*** (автор: Дина Ясная http://www.stihi.ru/avtor/strannik10)

Дорога в хляби. Дождь который день
 Размыт свет фонаря в глубокой луже
 И тень давно наводит на плетень
 Дрожащий месяц. Он совсем простужен.
 С озябших веток, тоненьких-капель
 Тоскует зяблик. «рю-рю-рю!» выводит.
 Как холодна осенняя купель!
 Сентябрь невесел. Ветер колобродит.
 Хандра по стёклам пишет давний сон
 К ним жмутся листья как ладошки лета
 Тоскливый вздох их, каждый, обречён
 Похож на выстрел грозный грохот неба.
 Какой по счёту лист календаря
 За дверью дверь в осеннем лабиринте
 Мне открывает? Осень, не твоя
 Я не твоя. Ты-не моя. Прости мне..
 

=========================================================

*** (автор: Владэмир Ярыш  http://www.stihi.ru/avtor/vlademir1)

Испещрена ладонь осенних кленов,
 Сухих прожилок крови желтизна
 Ты в дождь одна, я все еще в зеленом,
 И неизбежность в дымке не видна.

 У птичьих криков странное звучанье
 Тоска ли, боль, надрыв последних нот?
 И вечер-агнец, словно на закланье,
 Вдруг тихой святостью во мне умрет.

 Но я не стану ангелом, не стану
 И звезд в ладонях вам не подарю
 Сегодня птичий крик какой-то странный
 И я все больше тлею, не горю
 Открыты окна, словно приглашенье
 Усталость горькую в себя принять.
 Во имя, вопреки, иль в утешенье
 Отдать себя, но у себя отнять…

 Ты в дождь одна. По капле собирая
 Холодных струй стеклянные цветы.
 Так медленно, но верно умирает
 Твоей любви весна и с нею ты.



=========================================================


*** Колье (автор: Денисова Ольга http://www.stihi.ru/avtor/olgadenii )

 Моё колье из звёзд погасших, из рыбьих вздохов,
 Цветов увядших на заре зарёванной...
 В глубокий след пролился дождь. Мне плохо.
 И  много птиц над кровлями.
 В осеннем дне, вьюнком печальным сохну.
 Хочу ответить - не могу - изменами.
 Кому нужны случайных встреч крохи,
 Кому нужна любовь разменная?..
 Моё колье из слёз упавших, из птичьих криков
 Лежит в шкатулке из резной кости,
 А за окном моим растёт рассвет дикий
 И надрывается колокол.



=========================================================

*** (автор: Анна Малютина http://www.stihi.ru/avtor/spiritstranger )

Как чёрен август на исходе лета!
 В воронку ночи по краям истёк
 весь лунный сок, в настое трав согретый,
 и пропитал насквозь речной песок.

 В прорехах небо… Шов пунктирной строчкой
 латает клочья… Больно, но молчи.
 Остры края зазубрин-многоточий,
 мертва вода, и Млечный путь горчит.

 Астральной пылью припорошен воздух,
 сонм светлячков касается ресниц…
 Когда не спится, шелестит бесслёзно
 сухая память стёршихся страниц.

 Глаз не сомкнуть… Не спи, стоокий Аргус,
 считай до ста свой перечень утрат.
 Стальною спицей то, что разорвалось,
 нам не дано связать… Ведь ты был прав:
 
 звёзд не достать теперь… А, помнишь, прежде
 чертил дорожку нам мерцавший луч…
 Но ты бормочешь вновь (о, как ты вежлив!),
 о пустоте… О том, что выпал ключ…















.