Алеаторика

Психоделика Или Три Де Поэзия
АЛЕАТОРИКА (от лат. alea — игра в кости, случайность, жребий) — распространенная во 2-й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе сочинения или исполнения музыки фактора случайности.

Думаю, что есть необходимость об алеаторике в стихах рассказать более подробно. Этот момент очень важен для перехода к следующему этапу.  Звучание стихотворения далеко и не совсем зависит от выбранной метрической схемы, в любом стихотворении можно выделить группу(группы полифонических единиц, внутристрочных фрагментов).  Управление группой полифонических единиц при написании стихотворения может быть сознательным и неосознанным. Сознательное свойственно технике совмещения и технике (последовательного) растворения, когда полифонические единицы первичней материнского текста (текста внутри которого они находятся). Неосознанное характерно для алеаторики, в этом случае первичным является материнский текст. Давайте разберём текст-пример:


Теряют цвет цветы глициний,
 Цветы гортензий облетели.
 Смотрю я в небо: нет в нём сини
 Оно как будто в плёнке белой

 Уже давно пруд в чёрной тине,
 Но вечер как и прежде звонкий
 Паук раскинув паутину
 Поймал звезду и месяц тонкий

 В разбитых стёклах отраженья
 Огромный шмель басит у окон
 Сгорает день в одно мгновенье
 Но и его мне было много

 Нарисовал я на бумаге:
 Забор упал, дом покосился
 Неужто всё - мир детских страхов
 И сны, что мне когда-то снились..

 Растут в саду  цветы глициний,
 Цветы гортензий голубые,
 А неба нет, его не видно
 О стену бьются дни слепые.


Метрическая схема данного стихотворения(строфы) соответствует:

010101010
010101010
010101010
010101010

4-х стопному ямбу (где 1-это ударный слог, а 0 - безударный слог,  пиррихий и спондей/внесистемные ударения или пропуск ударений не рассматриваем)

Полифонические единицы, которые прописывались бессвязно/хаотично соответствуют 2-х стопному ямбу и их две:
01010
0101

при достаточной плотности полифонических единиц в тексте алеаторика а) должна сработать, б) проявить(выделить) основные смысловые пласты данного текста (в том числе подсознательные).

пробуем (варианты других авторов добавлю после окончания третьих практик, то, что сейчас будет сделано, будет сделано делеко не полно)

***
В разбитых стёклах
сгорает день
басит у окон
огромный шмель
цветы гортнензий
теряют цвет
смотрю я в небо
а неба нет.

***
цветы глициний
растут в саду
пруд в чёрной тине
поймал звезду
я на бумаге
нарисовал.
дом покосился
забор упал.

***
в одно мгновенье
сгорает день
цветы глициний
теряют цвет
смотрю я в небо
уже давно
одно мгновенье
неужто всё
 
***
мир детских страхов:
огромный шмель;
цветы гортензий;
сгорает день;
цветы глициний
теряют цвет;
смотрю я в небо
а неба нет.


то, что читатель чувствует, читая стихотворение (материнский текст),  не просто (как в линейных стихах) остаётся в неоформленном состоянии в эмоциях и сопереживаниях, а уже выступает в роли малых-стихотворений (чётко оформленных и структурированных) но на уровне(ях) второго плана со своим самостоятельным воздействием на эмоции и чувства.   

но даже на этом роль полифонических единиц не заканчивается, их сочетания дают и другие внутреннии звучания, например:


дом покосился
уже давно
в разбитых стёклах
цветы глициний
цветы гартензий
о стены бьются..
смотрю я в небо
неужто всё

все действия происходят вокруг одной оси (или нескольких, но близких), накручиваются на неё, создают объём.


а теперь только попробуйте себе представить какие возможности могут открыться при одновременном использовании алеаторики (случайного фактора) и осознанно используемой техники совмещения или растворения...