Откровение в августе

Симона Тешлер
"Считается, что после 19 августа сила яблок становится магической. Загадай желание и съешь яблочко, оно обязательно исполнится"         
 Удивительные всё же приходят откровения… Тот август застал меня в дальней украинской деревеньке, на даче друзей с их семнадцатилетним сыном, Виталием.  Они же, как и мой муж, могли приезжать сюда только на выходные.  Зато, у нас с Виталиком времени до начала занятий ещё не мало - привилегия сотрудника школы. Самой же недавно  стукнуло тридцать пять,  а дни юности ещё не забыты.  Нечего удивляться, что  мы  великолепно спелись, посвящая дни путешествиям по различным зарослям, полям и холмам,  каждый раз с новыми приключениями. И от дикой свиньи с поросятами бежали, не помня ног,  и  наступившая ночь заставила прятаться  в стогу.   Обыденным   же  и любимым  было  взбираться на высокий холм и,  незаметно подлезая на край, наблюдать жизнь расположенной внизу крестьянской  фермы или  просто обмениваться там  впечатлениями  о проплывающих рядом облаках.
Случающиеся дожди и непогоду задабривали  банькой с пахучими поленьями,  затем в нашу  жизнь вплыали Виталикины песни из репертуара Гребенщикова и собственного сочинения,  всегда со сложным интересным рисунком,           что  продолжали звучать и потом,  разбивая наступающую темноту.   Иногда добрую половину ночи рассказывала молча внимавшему дружку о впечатлениях  своих  любимых  туристических  походов.  Тут же  ходила от кровати к кровати, проверяя всё ли в порядке,    смело сопровождавшая меня из города,  смешанная с кем-то болонка  Каштанка. 
Воздух там был особенный,   и мы  к восходу успевали выспаться и выполнить наши святые обязательства. Виталик - нанесение воды из колодца  в бочку и полив огорода,  да  необходимую прополку.  Всё так  верно и ловко,  словно опытный хозяин,   с которым сразу чувствуешь себя надёжно.  Я,  превосходя городские привычки,   готовила незатейливую еду с огорода  и купленных у соседей молока и яиц.  Единственный магазин –  на расстоянии десяти километров, где отоваривались  только кирпичиками ароматного чёрного хлеба.  Мяса по обоюдному решению не употребляли, а салата, борща , творога да кефира хватало и подрастающему мужчине на  деревенском воздухе.
В  тот день, несмотря на дождь,  с раннего утра мне неудержимо захотелось яблок. Яблок, и больше ничего! Обобрали немного три яблоньки в саду, а у Виталика, следом за мной, аппетит к яблочкам только прибыл. Он предложил пойти за белым наливом в колхозный сад, подсобрать  вкусной падалицы, а если повезёт без сторожа, то и с деревьев. 
Мокрые, весёлые, счастливые, возвращаемся ближе к вечеру.  По пути соседка с противоположной хаты, что никак не могла загнать домой строптивую корову,  несмотря на все привычные для неё "ласковые слова",  позвала подсобить.   Потому ли,   что  применила к ней, как и к своим ученикам, от противного, подчёркнуто вежливое обращение,   или потому что их гипнотизировала радостно вертевшаяся  в предвкушении  парного молока Каштанка (в городе его не знала),  но хозяйка на удивление спокойно выдоила полведра молока и пригласила   в дом. 
Там же всё по-праздничному убрано и очень ароматно. Куда ни брось взгляд  - яблоки в мисках, цветных кузовках, большом блюде. Позвала своего деда, (истинный дед Щукарь и достоин того, чтобы о нём рассказать отдельно), помолилась на икону и начали разговляться  всем яблочным:  и пирогом, и сидром, и просто тем же  белым наливом.  Так я впервые узнала кое-что о Яблочном Спасе*,   и он остался в душе.

_______________________________________________
 Фото Интернета

* Яз. обряд освещения плодов 19 августа посвящался богам Спасам (Из трёх Спасов - самый важный)  Объединён с  Хр. праздником Преображения Господня.
Самый главный плод — духовное преображение.
В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.