Недовольство - это наша общая болезнь

Любовь Суворина
          Недовольство  - эта наша общая болезнь. Вряд ли можно было найти в России за последние двадцать лет много людей вполне довольных жизнью, и причина этого заключается в материалистическом понимании жизни в желании найти свою долю счастья исключительно в области земных благ. Это стремление развивало алчность, желание как можно больше захватить в своё личное обладание, и в то же время требовало готового, дарованного счастья без необходимых для этого усилий и труда. Не получая желанного счастья, ибо на этом пути его не могло и быть, люди ворчали, жаловались, злобились, винили друг друга и, создавая общую атмосферу недовольства, отравляли свою и чужую жизнь.
         Это недовольство, доходящее порой до отчаяния и самоубийства – неизбежный результат материалистического понимания жизни. Та азартная борьба за счастье, или, говоря точнее, за материальное благополучие, которая особенно обострилась за последнее время, неизбежно разделяет людей на два класса – победителей и побеждённых. Победителей, достигших своей цели, оказавшихся на верхних ступенях жизни и упрочивших своё благополучие (богатство в первую очередь), и побеждённых, смятых в этой отчаянной беспощадной борьбе, оказавшихся слабее своих противников и не сумевших обеспечить для себя сытного места под солнцем. И те, и другие несчастны и неудовлетворенны. Побеждённые проникнуты завистью к своим счастливым соперникам и злобой на свою судьбу. Победители, добравшись до верху, с досадным разочарованием убеждаются, что достигнутое ими положение вовсе не так заманчиво и блестяще, как оно казалось снизу и, что не стоило оно тех трудов и лишений, которые пришлось перенести, чтобы до него добраться. К этому надо присоединить  ещё постоянное беспокойство за прочность достигнутых успехов и тяжёлое сознание направленных против них злобы и зависти, возбуждённых этими успехами в душе побеждённых.
         Создаётся общая атмосфера вражды, злобы, недоверия, подозрительности, и всё это отравляет жизнь. В материалистическом понимании жизни лежат корни всех социальных катастроф и брожений.
         Так забытый дух мстит человеку за свои поруганные права…

Священномученик Василий Кинешемский  (Святитель Василий)
«Беседы на Евангелие от Марка»

Это написано в первой половине двадцатого века, но на все времена.