3. Катрены. Разновидности рифм

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/08/23/7508

Продолжим изучение четверостиший или катренов. В прошлый раз мы с вами говорили о формах возможных рифмовок катренов (попарной, перекрестной и охватной), и я позволила себе заметить, что особого греха в смешении этих форм в одном и том же стихотворении нет, но все же без особой надобности этим злоупотреблять не стоит. При смене формы рифмовки метр (МЕТР – это  упорядоченное чередование в стихе сильных мест или ИКТОВ и слабых мест) вашего стихотворения сохранится, ритм… в принципе тоже, хотя и приобретет новые оттенки звучания (в том числе – иные смысловые акценты).

Есть, однако, случай, когда строфы вашего стихотворения, написанного в одном стихотворном размере (РАЗМЕР – это частная реализация стихотворного метра, его вариация, обычно определяемая числом стоп в строке) и даже с одной и той же формой рифмовки вдруг начинают звучать по-разному. При прочтении вслух почему-то возникает ощущение «спотыкания ритма» по каким-то непонятным причинам. В чем тут дело?

Давайте разберем это на примере фрагмента одного стихотворения, взятого мною наугад из публикаций нашей СТИХИРЫ. (Автора не указываю по этическим соображениям. Прошу не рассматривать данные стихи в качестве образцовых с любой точки зрения)
   Стихотворный размер 5-и стопный ямб, везде – перекрестная рифмовка катренов:

   (1)В одном далеком уголке Земли   
      Решили поиграть однажды в прятки
      Все чувства человеческой души... 
      Но с чувствами у нас не все в порядке! 


    (2)Сказала Правда: - «Прятаться не буду!»
      «Дурацкая игра»- сказала Гордость.    
      Игриво Дерзость подмигнула Блуду. 
      «А я, как все!»- ответила Покорность. 

   (3)А Радость так плясала с Эйфорией,   
      В ладоши хлопал им шальной Энтузиазм.
      И в ожидании чудной феерии 
      Страсть в танце закружил лихой Оргазм.

   (4)Вот начата игра и счет открыт. 
      Триумф мечтал скорей подняться ввысь.
      И взял с собой на высоту горы   
      Подруг любимых Зависть да Корысть. 

   (5)Ложь спряталась в глубинах океана..   
      Лень под ближайшим камнем схоронилась. 
      Страсть и Желание лежат на дне вулкана. 
      В дупле глубоком Трусость притаилась.   
……….

Оказывается, звучание мелодии вашего стихотворения очень сильно зависит от того, какие слова стоят в конце строк ваших катренов – на концевых рифмах. А рифмы бывают разные.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, они называются: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая

1. МУЖСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на последнем слоге в строке. Обозначается М и при записи формулы рифмовки обычно строки с мужской рифмой пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Вся 4 строфа приведенного примера построена на мужских рифмах    (абаб):

 (4)  Вот начата игра и счет открыт.     М
      Триумф мечтал скорей подняться ввысь.   М
      И взял с собой на высоту горы    М
      Подруг любимых Зависть да Корысть.  М

По звучанию мужская рифма – утверждающая, энергичная. Ею прекрасно заканчивать стихотворение, где есть вывод – смысловой замок (например, английский сонет). Она не просит и не предполагает продолжения темы.

2. ЖЕНСКАЯ РИФМА - с ударением на предпоследнем слоге в строке. Обозначается Ж и при записи формулы рифмовки строки обычно пишутся большими (заглавными) буквами.

Вся вторая строфа написана только женскими рифмами (АБАБ):

  (2) Сказала Правда: - «Прятаться не буду!» Ж
      «Дурацкая игра»- сказала Гордость.     Ж
      Игриво Дерзость подмигнула Блуду.   Ж
      «А я, как все!»- ответила Покорность.  Ж

Точно так же – всеми женскими рифмами написана и 5 строфа нашего примера (посмотрите выше!).

Звучание женских рифм создает ощущение незаконченности, требования продолжения темы, раздумья. Стихи, построенные на одних женских рифмах, звучат очень красиво и часто применяются в лирике.

3. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля – 100  (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.  Обозначим эту рифму -  Д. Как положено записывать формулу рифмовки стихов с такой рифмой, я не знаю. Сама я пишу ее так же,  как и женскую – большими буквами. Встречается не так уж часто.

В данном стихотворении автор дактилической рифмы не использовал (уж очень заметно другое у нее звучание – даже неопытный автор ее редко вписывает вместе с другим видом рифм  строфы!).

Приведу пример моего собственного стихотворения, где все строки – дактилические рифмы: (АБАБ)

А ель спины моей коснется лапою,    Д
Водой окатит - «так тебе и надобно!» Д
Я, как обычно, щеку оцарапаю  Д
Иль в куст крапивы угожу негаданно. Д

Но всё равно сольюсь в экстазе радостном  Д
С опушкой леса, со стихией грозною…  Д
Ты, Человек, им столько сделал гадостей,-  Д
Всё, что в ответ, уколы несерьезные! Д

Звучание  у дактилических рифм - своеобразное (даже при том же метре)  - распевное, неторопливое, доверительное.

4. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда или в некоторых стихах, написанных Пеоном1:     1000 1000.

Леший бороду почесывает,                ДД
Палку сумрачно обтесывает.              ДД

Обозначим такую рифму как ДД и будем просто помнить, что и такое - бывает!

Современные поэты довольно редко пишут катрены, построенные на рифмах одного типа. Чаще всего они одни (нечетные) строки пишут женскими рифмами, а другие (четные) – мужскими. И и это еще один тип звучания.
Вот первая строфа нашего примера:

   (1)В одном далеком уголке Земли  М 
      Решили поиграть однажды в прятки Ж
      Все чувства человеческой души...  М
      Но с чувствами у нас не все в порядке!  Ж

А вот третья строфа:

   (3)А Радость так плясала с Эйфорией,    Ж
      В ладоши хлопал им шальной Энтузиазм.  М
      И в ожидании чудной феерии   Ж
      Страсть в танце закружил лихой Оргазм.  М

Сравните разницу в звучании! В русском пятистопном  ямбе по традиции свободно чередуются женские и мужские окончания; фразы, располагаясь по строкам, обычно стремятся заканчиваться на мужских окончаниях, потому что после них пауза в произношении бывает дольше.

Если же катрен  (или вообще строфа) заканчивается на женской рифме, то она звучит как многоточие - просит продолжения темы, размышления, оставляет ощущение недосказанности, тайны.

А теперь самое главное. Хорошо ли, когда автор (как в нашем примере) из строфы к строфе меняет вид рифм (не способ рифмовки, а вид и порядок следования рифм!!)?

Думаю, что нет, особенно, если он делает не сознательно, не ради каких-то акцентов, а случайно. Ритм «пляшет», его мелодия меняется,  и это не украшает стихи. Изменение вида рифм или их порядка допустимо (если очень хочется!) сделать один раз, обычно в последней строфе, например, написать «коду», замок – строфу-вывод, итог стихотворения. Хотя могут быть и другие варианты. (Мы с вами пока еще Чайники, поэтому не будем бежать впереди паровоза, пока не освоим азы стихосложения!).

Итак, катрены – это самые распространенные строфы, тем не менее,  их разнообразие  велико, главное, уметь им пользоваться.

В следующий раз мы с вами поговорим о трех-  и шестистрочниках.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/09/02/33