Заключительный этап третьих практик будет посвящен циклическим мостам (тропам) и их опорам (опорным словам). А также отличиям опор линейных и не линейных текстов.
.
Самый простой мост(троп) — сравнение (образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета с:)
.
например:
Тучи, как люди (здесь опорные слова/опоры «тучи» и «люди»)
.
Анчар, как грозный часовой (здесь опорные слова/опоры «анчар» и «часовой» но не просто «часовой», а «грозный» )
.
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза. (здесь опорные слова/опоры «глаза кошки» и «твои глаза»)
.
.
Любой троп (параллелизм, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и пр.) может усложняться, усложняться могут опоры. Объём, многоплановость в текстах достигаются за счёт разнообразных поэтических средств выразительности, правильного их применения и задания правильного угла читательского восприятия.
.
О последнем, чуть подробней.
Возьмём что нибудь из чаньских изречений: На вершине священной горы травы растут без корней. Если убрать слово «священная» то фраза становится не совсем понятной, т.к. она получается обращенной к практическому опыту (сознанию) читателя. Слово священная меняет угол зрения и всё изречение становится метафорическим и обращенной к внутреннему сознанию и мистическому опыту читателя.
.
Линейное стихотворение можно показать, примерно так: http://www.youtube.com/watch?v=K4VcZhM2KxQ Есть строки, написанные с использованием разнообразных средств выразительности и задан правильный угол восприятия. Читатель, получает удовольствие от неожиданного завершения прочитанного.
.
Объёмный текст (объёмный психоделический текст) строится на том же самом (на тех же самых элементах) но только на других принципах:
http://www.youtube.com/watch?v=wYY1ttXqYCk&feature=related
.
Вся разница в том, что меняя угол зрения (в первом случае) мы приходим к пониманию текста(видим в самом конце неожиданную для себя «каритинку»). Во втором случае, получив «картинку» и меняя угол зрения мы открываем иные значения текста.
.
За счёт чего это может достигаться
опоры/опорные слова — прописываем как полифонические единицы (фрагменты строк имеющие одинаковое/близкое ритмическое звучание)
между полифоническими единицами — устанавливаем не только простые, последовательные связи, но и более сложные, (которые могут работать в разных направлениях, перескакивать через синтаксические группы).
Самые простые примеры:
1) мать любит дочь - если прочитать наоборот, слова останутся теми же, но смысл поменяется (читатель на подсознательном уровне считывает такие вещи)
2) солнце, тает снег - если перенести запятую, то смысл тоже поменяется (так же как в «казнить нельзя помиловать») если в стихотворение чётко пунктуацией задан единственный смысл, то подсознание читателя всё равно считает и второй смысл.
3 ) на вершине священной горы травы растут без корней — использовать сложные опоры (которые сами по себе могут быть тропом)
4) Стоят кресты после сражения / Простыми знаками сложения. (Но ведь кресты могут быть не только могильными, после сражения, а , скажем георгиевским за сражение, кресты могут быть не только после сражения. т.е. одна опора может послужить для двух, трёх мостов(тропов))
Используя при написании стихотворения полифонические единицы достаточно понимать и помнить о двух вещах:
полифонические единицы (опоры) - в основном строятся на именах существительных (вещественных понятиях, зрительно/визуальных образах)
полифонические единицы (опоры) - их набор не случаен, из общего их количества всегда можно выделить часть, которые будут являться самостоятельным
стихотворным произведением(миниатюрой).
С сегодняшнего дня начнётся серия игр «КОСИЧКА» в которых любой автор, сможет поработать с полифоническими единицами, и на практике понять, что же это такое.
Задание, на этот этап практик:
написать стихотворение, максимум 20-ть, применив одновременно технику совмещения (или последовательного растворения) и алеаторику.