Памяти Ии Сергеевны Саввиной (1936 – 2011)
    Её глаза...
    Наверное, их охотно писали бы мастера прошлого, чтобы суметь перенести на полотно «души изменчивой приметы»… 
   Удивительный портрет… 
   Незабываемый…
    Без ретуши и бездуховности глянца, 
без фотонаворотов и технических изысков 
и, кажется, 
без предварительной работы с «моделью».
Щелчок затвора.
Секунда.
Вздох.
И…
Божественный облик… 
Вот оно, 
Чудо, 
за которым идут в музеи, 
галереи, 
на вернисажи, 
встречи с которым ждут.
Простое и безыскусное, 
ставшее после короткого движения фотомастера – 
Высоким проявлением Искусства.
Ее глаза - как два тумана,***
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
Возможно, неудач еще нет.
Нет, конечно, они есть – там – в её космической ауре. 
Уже есть. 
Просто пока ей неведомы. 
И потому так лик лучезарен и пречист облик, 
и нет тени той мглы, 
которая, 
настигнув ее позднее, 
все же не омрачит ни души, ни лица, ни сути бытия, 
а будет воспринята как жестокая и жесткая данность его – 
с величайшим достоинством и гордостью.
Видел ли поэт, писавший о рокотовской  Струйской, эту фотографию своей современницы?.. 
Вероятно, нет, хоть и писал – о ней, потому что тема одухотворенности, заложенная великими мастерами русского портрета прошлых столетий – в этой фотоработе  продолжена.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
 Мы не забываем, что перед нами – Артистка, а потому, может быть, загадок в ней – не две, а великое множество – целая гамма, палитра цветов и оттенков, и полутонов, и графического лаконизма, которые мы с удовольствием будем открывать в ней – при каждом соприкосновении с ее удивительным творчеством. 
Будем открывать и удивляться: и это? 
Откуда? 
А голос… 
Капризные, страдальческие, нежные, резкие…
Какие разные интонации – от Анны Сергеевны – величайшего русского лиризма – до наивного Пятачка, так любимого многими поколениями детей и взрослых. 
И всё это – в ней живет, и уживается, и не противоречит друг другу.
И характер – трудный…
Или же просто он есть, этот самый (несносный?) характер?
И нет приспобленчества в угоду глупости и серости, потому что глубоко сидит в ней тот кодекс чести, который (помимо несомненного таланта) и привел её на журфак самого главного ВУЗа страны, открыв в  молоденькой студентке еще одно дарование – актерское, которое и победило в итоге публициста. Но нет никакого сомнения, что именно первая её ипостась – литературная, и глубокая в связи с этим культура, и несомненный талант человека пишущего  сделали Актрису Ию Саввину явлением совершенно уникальным, неординарным, неповторимым. 
Всем известен  её энциклопедизм  в актерских ( и за пределами) московских кругах. 
…Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье…
Всё это есть в её облике.
Как есть и загадка человеческой души, её тайна и таинство, её, совершенно особенный, ни на кого не похожий мир – очень многообразный и контрастный. (Она, лирик по сути, могла быть такой убедительной, перевоплотившись в партортодоксальную даму!)
Выпускница ли бестужевских курсов, смольная ли барышня… 
Одна ли из тех, кто стремился  на литературные вечера в Политехнический в период оттепели…
Русская ли девушка из романов Тургенева…
Мы столько времени не разгадаем улыбку Моны Лизы. Не разгадаем, хоть и не оставим затеи нелепой этой.
…Полувосторг…Полуиспуг…
А сможем ли мы разгадать это чудо – улыбку нашей с вами современницы?
Не меньше в ней сокрыто тайн и премудростей высших, а просветлённость облика даст фору многим героиням, увековеченным на живописных полотнах прошлых столетий.
Когда я увидела эту фотографию, я поняла для себя совершенно четко, что такое лицо ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.
Я поняла, что понятие ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ потеряло  безликость, найдя своё самое достойное и самое совершенное выражение в облике Ии Саввиной. 
Лицо интеллигенции – это (абсолютно точно!) лицо с этой фотографии Актрисы.
От этого лица исходит Духовность Высшая… 
От этого лица – Сияние Разума и Творчества…
А софит справа очень видится ТЕМ, Высшим Сиянием, которое сравнимо с нимбом, потому что ИНАЧЕ и быть не может.
Просто не может быть, потому что 
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как…
Бездна в глазах её… 
Бездна.
В них – трагедийность мира Достоевского и обреченность героинь Чехова…
Романтическая возвышенность тургеневских девушек и иконописная глубина
Всеобъемлющей материнской любви, примером которой Ия Сергеевна  была в жизни…
И какая это трагедия  для национальной культуры – потеря именно таких одухотворенных лиц. 
Ликов потеря.
Сейчас часто звучит пошлое сочетание «икона стиля», потому что совершенно очевидно, что икона – вне стилей, вне времени, вне…
Но, когда смотришь на этот портрет Ии Саввиной, понимаешь, что – действительно – икона. 
И – икона стиля – того, Высокого стиля, кажется, утраченного сегодня окончательно.
 Когда потемки наступают
 И приближается гроза,
 Со дна души моей мерцают
 Ее прекрасные глаза.
Наверное, так и должно быть – 
                из мрака и пошлости повседневной  
                пусть еще долго смотрят на нас 
                необыкновенные глаза 
                Актрисы Ии Сергеевны Саввиной – 
                Глаза – 
                как два тумана, 
                Полуулыбка, полуплач…
 
                Ее глаза…
                30.08.2011
*** "Портрет" стихотворение Н. Заболоцкого
Аудиозапись на Стихофоне:
 http://www.stihophone.ru/works.php?ID=23775
  Открывается в дневнике:
http://www.stihi.ru/diary/sever74/2012-02-04