Апостол Иуда. От первого лица

Джавдет
Учитель жил и больше не вернется,
Пустой сосуд иссохнет на кресте.
А для него веревка тихо вьется
Под звон цикад в кромешной пустоте.

Учитель ведал сущность человека -
Забудут исцеленья и хлеба,
Но станут помнить до скончанья века
Предательство господнего раба.

Учитель понял меру этих нищих:
Предательство - начало всех начал.
Им нужен тот, кого они освищут,
Плюя вослед. И лучшего призвал.

- Веди меня к сиянию могилы,
Костер любви предательством раздуй!
Но лучший слаб. И ноша не по силам.
И не помог прощальный поцелуй.

Веревка ждет на онемевшей шее.
Он тоже - рыба, словленная в сеть.
Он тоже предан, но еще страшнее!
Не вознестись. Не жить. Не умереть.

Где те двенадцать? Разбрелись, паскуды!
А он раздавлен памятью, как тля...

Сияет нимб над головой Иуды -
Из рук Христовых павшая петля.














Все, что известно о предательстве Иуды, описано в четырех канонических евангелиях, а также в некоторых апокрифических, в том числе, в недавно найденном в Эфиопии подлинном евангелии от Иуды. Церковь всегда трактовала этот эпизод земной жизни Христа однозначно. Но многое в этой трактовке остается непонятным. Прежде всего, было ли предательство Иуды предательством?
1. Мог ли Иисус избежать ареста и гибели? Исцеляя неизлечимо больных, воскрешая умерших, совершая иные невероятные чудеса, а также точно зная о предстоящей гибели, Он, естественно, мог это сделать без всякого усилия. Но не стал уклонятся, ибо это была Его добровольная жертва за всех людей.
2. Как мог Иисус принести себя в жертву? Мог ли он просто пойти и сдаться римским властям? Тогда не было бы в его гибели противостояния предельной человеческой низости и величия всепрощающего Сына Божия, необходимого для потрясения и пробуждения маловеров и пребывающих во тьме. Нужен был акт предательства - открытого, невиданного, исходящего не от любого человека из толпы, а от ближнего, от лучшего ученика и друга.
3. Мог ли Иисус, ведавший все души, читавший в них как в открытой книге, приблизить к себе, сделать другом и любимым учеником такого гнусного мерзавца, как Иуда, и не подозревать о его сущности до последнего часа? Пусть хоть миллион церковников утверждает это, я в такое уничижение Христа не могу поверить. Скорее всего, Иуда был на самом деле лучшим учеником и искренним другом Иисуса.
4. Иисус готовил апостолов к такому сценарию, сказал им, что будет предан одним из них, но, разумеется, Иуду назвать раньше времени не мог. Разве можно поверить, что ОН знал, что его предаст один из учеников, но будто бы не знал КТО? Это есть элементарное уничижение Христа христианской же церковью, о котором она, видимо, так и не догадалась.
5. То, что Иуда был не предателем, а ПОМОЩНИКОМ Иисуса в его жертве, доказывается самой демонстративностью, нарочитостью предательства. Если бы Иуда не хотел подчеркнуть того, что именно он, лучший ученик и друг предает Учителя, он мог привести стражу к Христу и указать на него множеством других способов, тайно, не являя себя и вообще оставшись неизвестным для истории и избежав будущих проклятий. (Неужели римляне не знали, где найти Иисуса и каков он из себя без свидетельства Иуды? Когда за Христом люди ходили толпами??) Но тогда не было бы и такого потрясшего всех и на все века предательства. Если бы Иуда был жадным, хитрым, ловко маскировавшимся до последнего момента подлецом, стал бы он так "подставляться"? Как в такое можно поверить в здравом уме?!
6. Особо нужно сказать о сребрениках. На кой они Иуде так внезапно загнулись, что он не погнушался срочно заработать подобным образом? Да и сама сумма - по современному курсу было бы около 2 тысяч рублей - мягко говоря, не впечатляет за такую услугу. Где в евангелиях хоть одно свидетельство о его хроническом корыстолюбии и неуемной страсти к деньгам? Внезапно решиться продать Учителя, с которым ты, фигурально выражаясь, пуд соли съел, за гроши без всякой срочной надобности - где элементарная логика, хоть какой-то приемлемый мотив поступка? Мотив виден один - сознательно подчеркнуть, предельно усилить впечатление от низости предательства. Все с той же целью.
7. Если бы Иуда был на самом деле таким корыстолюбивым негодяем, стал ли бы он вешаться после предательства? Да ни за что, подобным людям это принципиально несвойственно. Даже Петр, трижды предавший Христа, не удавился, а жил себе дальше. Но Иуда, видимо, настолько любил Христа, что даже не по настоящему, а лишь по-видимости предав Иисуса, не смог жить с таким грузом в душе.
8. Возможно, принеся себя в жертву учению Христа таким страшным способом, Иуда все-таки надеялся на понимание хотя бы со стороны других апостолов, но от него все отвернулись и это тоже могло подтолкнуть его к самоубийству.

При прочтении евангелий остается стойкое ощущение того, что Иисус НЕ СТРЕМИЛСЯ избежать гибели, хотя безусловно МОГ это сделать. Была ли нужна ЕГО гибель, именно ТАКАЯ, что она дала человечеству - каждый и сам прекрасно знает, что ответить. И предательство Иуды, конечно, не было предательством.