Предисловие к Венку сонетов, вышедшему из печати

Миоль
 К о р а л л ы   с л ё з  м о и х... С о в м е с т н ы й   В е н о к  с о н е т о в  16
http://www.stihi.ru/2011/06/01/7712
http://www.stihi.ru/2011/08/31/7903      


 «Кораллы слёз моих печали одинокой…» Сергея Есенина как Магистрал для Венка сонетов в поэзии авторов 21 века.



Серебряный век – удивительное время русского искусства начала 20 века. Совершенно очевидно теперь, когда остался где-то за поворотом полный катаклизмов прошлый век, что название  «Серебряный»  ничуть не умаляет качественной характеристики по сравнению с веком минувшим –  Золотым. Серебряный век так же, как и его предшественник, богат на имена и лица, имеющие на себе отсвет гения великого Пушкина.
  Сегодня мы поговорим о Сергее Есенине в связи с его принадлежностью к искусству Серебряного века, оговорившись сразу, что именно он не вполне вписывается в эстетическую программу этого направления, несмотря на то, что, по сути, его имя встречается и среди Новокрестьянской поэзии, из которой он вырос, истоки которой сохранил в своём творчестве.
     С большой оговоркой Сергея Есенина можно отнести и к имажинистам, во главу угла ставивших образность и метафоричность, доводя это в своей поэзии до абсолютизма. Но, если имажинистам в связи с их эстетической платформой были свойственны эпатажность и анархические мотивы, то, пожалуй, что-то подобное будет трудно найти в творчестве Сергея Есенина.
   Так случилось, что вышедший из крестьянской среды поэт так и не смог соответствовать ни одному направлению поэзии Серебряного века в полной мере, выбиваясь своим дарованием и самобытностью за его пределы.
   Пожалуй, обращение его к сонетной форме, которая так не стала близка его поэтическому миру, позволяет говорить о Сергее Есенине как о поэте, на творчестве которого сказался лёгкий флёр эстетики Серебряного века.

  …Я плакал на заре, когда померкли дали
 Когда стелила ночь росистую постель,
 И с шепотом волны рыданья замирали,
 И где-то вдалеке им вторила свирель…

Мало кому из прочитавших эти строки увидится за ними Есенин:  в  разговоре поэта с волной, в «жемчугах» –  слове, совершенно далёкого от лексикона поэта.  Это и  кораллы слёз, и холодный поцелуй  бледной луны, и одинокая печаль (а она может ли быть не одинокой?) – всё это, включая размеренное звучание Александрины сонета (шестистопный цезурированный ямб)  делают именно это произведение автора совершенно обособленным в  палитре его творчества. Наверное, можно было бы говорить об определенной  стилизации, к которой прибегнул Есенин в написании подобного опуса. Но, так или иначе, наличие этого сонета делает возможным разговор о есенинском поэтическом мире и с позиции взгляда на него эстетики Серебряного века.
    В этом сборнике представлен Венок, написанный авторами на сонет Сергея Есенина.
    Надо сказать, что в совместном поэтическом творчестве двух поэтов (один из которых – пишущий эти строки) - « Кораллы слёз моих» - шестнадцатый Венок, написанный на сонет классиков (среди других авторов, чьи стихи были выбраны  в качестве Магистрала к венку – Микеланджело (в переводе А. Вознесенского), Шекспир, Игорь Северянин, А. Пушкин).
  Особенностью этого Венка как раз и стала его изначальная стилизованность, которая потребовалась Сергею Есенину для создания передачи  душевного состояния. Его сонет (я повторюсь) – такой жемчугово-ажурнно-кораллово – не есенинский. Именно поэтому мы и должны были исходить в данном случае не из нашего пристрастия или привычки к есенинскому тону, а к тому стихотворному пространству, которое нам давал написанный сонет.
   У авторов уже был опыт написания сонета на произведения самобытного поэта Серебряного века Игоря Северянина, снискавшего славу Короля Поэтов («Он тем хорош, что он Поэт» Совместный Венок сонетов 16). Наши более ранние сонеты и Венки, написанные на них, вполне соответствовали поэтике Серебряного века, что и позволило нам взять в качестве Магистрала не многим известный сонет С. Есенина.
      Оба автора в этом диалоге, помимо того, что ведут свою собственную личную тему и в есенинском междустрочье говорят о том, что им близко и дорого в данный момент, еще и (возможно, почему и нет?) пытаются соответствовать тому настроению, которое уже заложено С. Есениным и которое, собственно, и диктует им тему.
  С первого сонета Александр Архангельский, взяв в «помощники» великую музыку Ф. Крейслера и Ф. Шопена задаёт очень мощный, проникновенный и экспрессивный тон будущему диалогу, который сможет удержать эту высокую по накалу страсти ноту, придавая тембру Венка и каждому сонету в отдельности  неповторимое и запоминающееся звучание.
  Вероятно, читатель может взглянуть на Венок и с точки зрения взаимоотношения Поэта с его музами, но специально такая задача авторами не ставилась, а потому Венок не следует рассматривать как страницы биографии Сергея Есенина.
   Нельзя не отметить, что авторам удалось достичь гармоничного слияния голосов, а это, в итоге, позволяет говорить о Венке как о целостном единородном произведении, в котором каждый голос, обладая законченной самостоятельностью и самобытность, еще и очень акцентно оттеняет противоположный, придавая его обертонам  новых красок в звучании.

                2011г.

К о р а л л ы   с л ё з  м о и х... С о в м е с т н ы й   В е н о к  с о н е т о в  16
http://www.stihi.ru/2011/06/01/7712