7 великих евреев - за музыку Вагнера

Елизавета Судьина
У меня был комплекс неполноценности
Из-за симпатии к Вагнеру.
Но и сами евреи о ценности
Говорят его. Это радует.

Видео
http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=pf-QLLToSX4

Ниже - 2 мнения (за и против) от евреев.

За прошедшие 70 лет попытки нарушить табу предпринимались неоднократно.

Лучшие дирижеры Израиля Зубин Мета и Йегуди Менухин пытались договориться об исполнении музыки опального немца, но не преуспели (впрочем, соотечественники осудили их уже за одно желание). А вот Даниэль Баренбойм сумел уговорить своих музыкантов (правда, из оркестра Берлина) и в 2002 году исполнил на Израильском музыкальном фестивале отрывок из оперы «Тристан и Изольда». Баренбойм предупредил публику об том, что они будут слушать запретную музыку, и часть слушателей действительно покинули зал, но оставшиеся отблагодарили дирижера овацией.


Но 20 лет назад реабилитацией имени Рихарда Вагнера занялись дирижеры Зубин Мета, а также Даниель Баренбойм , Леонард Бернстайн, и пианист Ефим Бронфман, – последние являются одними из всемирно признанных евреев-музыкантов и называют Вагнера в числе своих любимых композиторов.


Впрочем, на собственно табу данные демарши никак не повлияли. Баренбойму, который к тому же выступил еще и в Рамалле для арабской аудитории, пришлось извиняться за все свои выходки, чтобы в 2004 году получить израильскую «нобелевку» – премию Вольфа. Да и Камерный оркестр Израиля не смог репетировать Вагнера на родине – даже это было сочтено недопустимым.

"Для выступлений с такой музыкой в Израиле еще не пришло время», – констатировал Патерностро, отметив, что всё больше людей «поворачиваются к Вагнеру, особенно среди молодежи»


Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2011/07/25/a_3708577.shtml


O высоком искусстве и нашей истoрической памяти, или несколько слов о Рихарде Вагнере
;
Рахель Гедрич

активность на сайте>>
Чтобы отправить этому автору личное сообщения необходимо Логин.
( Регистрация | Забыли пароль? )
Israel Chamber Orchestra под управлением Роберто Патерностро
Уважаемые читатели!

Предлагаемая вашему вниманию статья вызвала горячую дискуссию на страницах Еврейского Мира и на сайте нашей газеты. Приношу извинение автору, что она пока не была напечатана в бумажном издании.

Лев Кацин

 
Год назад , на уроке иудаизма, посвященном трехнедельному трауру, предшествующему 9 Ава, я внимательно слушала известного русскоязычного равина Абрахама Бинского.
Нельзя пользоваться косметикой, следует убрать подушки ( да, знаю, согласна), и вдруг – нельзя слушать музыку…
Мое свободолюбие было узвлено, этот запрет вызвал бурный внутренний протест – как это так, 3 недели жить без музыки? Почему? Ради чего? Как это возможно?
Сейчас я уже знаю, что запрет относится к оптимистичной оркестровой музыке и не относится к духовным произведениям, исполняемым акапелло…

А вчера, узнав от русскоязычного израильтянина Давида Ройтмана, директора организации ЕЗРА, о предстоящем выступлении еврейского оркестра в Германии с произведением Рихарда Вагнера, я пережила сильное душевное потрясение. И вспомнив слова мудрого равина не просто поняла, а каждой клеточкой кожи почувствовала, почему в дни Драй Вохена, трех-недельного траура,предшествующего траурному дню 9 Ава, нам нельзя слушать музыку…

 

O ВЫСОКОМ ИСКУССТВЕ И НАШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, или несколько слов о Рихарде Вагнере.

РИАНовости, Анна Загородникова.25 июля 2011-07-26
Израильский оркестр впервые с 1930-х годов исполнит оперу Вагнера на Байройтском фестивале в Германии 26 июля, сообщает в понедельник издание The Telegraph.
Впервые со времен Третьего Рейха музыку Рихарда Вагнера, выражавшего свои антисемитские взгляды и ставшего впоследствии любимым композитором Гитлера, исполнит израильский оркестр на старейшем и престижном музыкальном фестивале Европы – основанном самим Вагнером в 1876 году Байройтском фестивале (Bayreuther Festspiele). «Зигфрид-идиллию» (Siegfried Idyll), 20-минутную симфоническую часть оперы в трех действиях «Зигфрид» (Siegfried), исполнит Израильский камерный оркестр (Israel Chamber Orchestra) под управлением Роберто Патерностро (Roberto Paternostro).

В течение семи десятилетий исполнение музыки Вагнера считалось в Израиле непочтением к жертвам Холокоста. И, хотя, по словам дирижера Роберто Патерностро, его идеология была «ужасной», теперь пришло время «разделить взгляды композитора и его музыку».
Дирижер также добавил, что у него не было сомнений относительно проекта, но «путь к нему был трудным и скалистым».»Желанием свести две части – Израиль с Вагнером – было моим самым большим убеждением. И для меня это не было такой большой проблемой», – цитирует источник слова Патерностро, чья мать и другие родственники остались в живых после Холокоста.
В течение многих лет попытки некоторых музыкантов исполнять музыку Вагнера в Израиле приводили к общественным протестам и обостренным дискуссиям. На творчество композитора также наложен запрет в государственных израильских СМИ.
«Я знаю, что в Израиле это не принято. И многие люди, особенно молодежь, говорили мне, что сейчас – то самое время, когда мы противостоим Вагнеру», – рассказал Патерностро. По его словам, прошло недостаточно времени, чтобы исполнять эти произведения, и Израильский национальный оркестр перед приездом в Байройт даже не репетировал оперу на родине.
Несмотря на то, что Вагнер умер за полвека до того, как Гитлер пришел к власти, нацистский лидер был большим поклонником композитора и его взглядов и использовал письма музыкального гения в идеологических целях.
Негласный запрет на исполнение Вагнера появился еще до провозглашения Израиля государством в 1948 году. Табу ввел в 1938 году после нацистских нападений на евреев Израильский филармонический оркестр, называвшийся тогда Палестинским симфоническим оркестром.
Выступление оркестра, который нарушит во вторник 70-летнее табу, – это часть фестиваля Фриндж, связанного с ежегодным оперным фестивалем Вагнера, который, в свою очередь, привлекает тысячи знаменитых поклонников оперы каждый год.

Думаю, статья Анны Загородниковой – лучшая из всех , коими пестрил вчера интернет. Анна ненавязчиво указала на самое страшное – что Роберто Пастерностро и его музыканты – израильтяне искренне считают, что это время уже пришло. И что их выступление в родном городе Вагнера послужит делу мира.


И для обожаемого мною балагурa – весельчака , виртуоза Владимира Спивакова оно тоже уже пришло, когда 28 сентября 2006 года oн встал за дирижерский пульт в созданном им Московском Международном Доме Музыки .
Цитирую РБК – daily:-“Концерт открытия своего четвертого сезона Московский Международный Дом музыки посвятил 100-летнему юбилею Дмитрия Шостаковича. Самой яркой частью концерта стала, несомненно, увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер», открывавшая программу. Масштабность и пафосность музыки великого немецкого композитора не только созвучны современному великодержавному настроению, но и импонируют самому маэстро Спивакову”…

Я никого не упрекаю, не возмущаюсь – я просто пытаюсь понять…
Известный писатель, музыковед Соломон Волков – бесспорный авторитет для меня – советовал мне оставаться профессионально беспристрастной при написании статьи. Но я – еврейка, не могу оставаться беспристрастной …Уверена, что Соломон Моисеевич меня поймет.

Еще при создании в 1936 году в подмандатной Палестине симфонического оркестра, скрипач Бронислав Губерман заявил, что “этих двух Рихардов играть не будем”. Речь шла Рихарде Вагнере, музыка которого была признана истинным выражением великого духа Третьего
Рейха, и Рихарде Штраусе, которого в ноябре 1933 года Геббельс назначил на пост Президента Имперской музыкальной палаты.
После войны Штраус был привлечен к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Приговор был оправдательным.
В том же 1936 году крупный немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер пригласил Бронислава Губермана, как гениального скрипача мирового класса, выступить в совместном концерте. Губерман ответил отказом и опубликовал призыв к музыкантам мира не концентировать в странах тирании.

Но 20 лет назад реабилитацией имени Рихарда Вагнера занялись дирижеры Зубин Мета, а также Даниель Баренбойм , Леонард Бернстайн, и пианист Ефим Бронфман, – последние являются одними из всемирно признанных евреев-музыкантов и называют Вагнера в числе своих любимых композиторов.

Армия поклонников Вагнера растет , вагнеристы , в основном, люди хорошо образованные, интеллектуалы, с богатым духовным миром, ищущие и сомневающиеся. Они считают, что чем чаще будет звучать Вагнер – тем меньше в мире будет войн и скорее воцарится любовь. Потому что Вагнер , по их мнению, певец любви и ни одному из композиторов в мире не дано было сказать и написать о любви так, как сказал это он в своих Тристане, Лоэнгрине и Парсифале.


Известный нарушитель спокойствия на музыкальном горизонте, пианист и дирижер Даниель Баренбойм , безусловно является главным идейным вдохновителем возвращения великого композитора Рихарда Вагнера израильскому народу.
Примечание Автора.
Баренбойм пытается возвратить Израилю Вагнера, автора цледующей цитаты : – «Моя дирижерская палочка еще много раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должны стать».
Каким же действительно был путь, на который направлял Вагнер последующие поколения? Первая и главная цель – освобождение человечества от евреев…

Вот что Даниель Баренбойм сказал в московском интервью газете Труд 16 января 2009 года:

Ежегодно в Раммале проходят концерты одного из самых необычных симфонических оркестров мира – «Западно-восточный диван», где вместе играют еврейские и арабские музыканты. Его основатель, прославленный лидер «Ла Скала» и Берлинской государственной оперы Даниэль Баренбойм, выразил свою точку зрения так:

Я как пианист играю в Рамалле каждый год. В 2005-м мы привезли туда и «Западно-восточный диван», который создали вместе с моим другом, палестинским просветителем Эдвардом Саидом, в 1999 году. На эти концерты приходят представители самых разных слоев палестинского общества. Я никогда не преследовал цели общаться именно с политиками. «Западно-восточный диван» – проект не политический, а общегуманитарный. Израильско-палестинский конфликт отличается от всех остальных конфликтов в мире, которые вспыхивают из-за того, что люди не поделили нефть, газ, воду: Здесь коллизия между двумя народами, каждый из которых с одинаковой убежденностью претендует на очень маленький кусок земли, где искони обитал. И его невозможно решить теми методами, к которым обыкновенно прибегают: дипломатическими или тем более военными. Мы выступили с заявлением, где резко осудили израильскую оккупацию палестинских территорий и военные действия на них. Но что же делать для решения проблемы? Я убежден, что надо, как говорится, уравнять позиции. То есть выработать общие ценности. Такой ценностью, с моей точки зрения, является музыка.

Я попытаюсь обьяснить всем вагнеристам, почему евреи, и я в том числе, воспринимают исполнение музыки Вагнера в Израиле как моральное насилие.

Не стану приводить в этой статье давно известные и документально доказанные острые и безжалостные высказывания Рихарда Вагнера о евреях и вдаваться в тонкости психоанализ этого композитора и с его слов, мыслителя-философа.
Для того, чтобы осветить эти вопросы, мне пришлось бы написать не статью, а книгу. Каждый, кто не знает этих фактов, может сделать поиск в Google на имя Рихард Вагнер. Поверьте, результат поиска будет не просто впечатляюшим – он будет устрашающим. Напомню лишь, что именно Рихард Вагнер явлется автором фразы «окончательное решение еврейского вопроса» …

Всем нам , вне наличия высшего музыкального образования и степени основательности изучения Торы, уверена – стоит задуматься над следующими вопросами :

- Каково Ваше личное отношение к участию израильского камерного оркестра в Байретском фестивале в Германии с симфонической поемой Рихарда Вагнера ?
- Как Вы считаете, оправдано ли отделение творческих заслуг композитора от его от личности и идеологических убеждений ?
- Разделяете ли Вы мысль известных музыкантов о том, что реабилитация имени Вагнера в Израиле послужит идее примирения между еврейским и немецким народами?
- Что такое наша историческая память и почему Вы считаете кощунством исполнение произведений Вагнера еврейскими музыкантами?
Я на эти вопросы для себя уже ответила.
Я попыталась прослушать 20 –ти минутную вагнеровскую Siegfried Idyll в исполнении оркестра Венской оперы, и не смогла – остановила запись …

Моя историческая ( генетическая) память не позволила мне дослушать весьма лиричную симфоническую поэму из 2- части оперы «Зигрид». Мне просто стало холодно и страшно. Моя сестра, профессиональная скрипачка, при первых звуках Вагнера выключает радио. Она говорит, что эта музыка ей , мягко выражаясь, неприятна и она свободна выбирать, что слушать в своем доме.

Я вспомнила цитату из статьи нашего автора, Меира Брука, «Две половинки календаря» 2009 г.
«Еврейский календарь содержит в себе очень интересные послания для нас с вами. И наша задача – распознать эти познания и применять их в своей жизни. История Тельца ( 17 Тамуза) – это наши страсти, история разведчиков ( 9 Ава) – это наши страхи, которые также символиирует идея Разрушения Храмов.»



Каждая еврейская семья пострадала в годы Холокоста. Уходят пострадавшие лично, но остаются их дети, внуки и правнуки. И все мы имеем моральное право не желать слушать Вагнера в нашем обшем Доме – Израиле.

Я попыталась понять еврейских музыкантов,пропагандирующих музыку Рихарда Вагнера, играющих ее и считающих, что пришло время отделить ужасную личность композитора от его гениальной музыки.

Теперь расчитываю на то, что именитые музыканты попытаются услышать и понять меня – еврейку, категорическую противницу идеи реабилитации имени Вагнера.
Не отрицая гениальности его как композитора, я считаю его философские взгляды преступными, а гений его – Злым Гением .
Почему?

Потому, что мы не имеем морального права отделять творчество от личности человека и его убеждений, ибо тогда получается, что жизни и муки милионов ничто по сравнению с этим самым высоким и стремлением к нему же.

Потому, что мы должны беречь память о погибших, должны воспитывать своих детей в уважении к своему народу и своим ценностям.

Наконец, потому, что иудаизм противостоит фашизму, как ДОБРО противостоит ЗЛУ.