Эбистолярное 136 Шестистопная метрика

Шишмарёв
- Застелила б фЕтром*
холл ( орУ мадАме ) .
[ Мужики к ней гекзамЕтром** ,
то бишь шестьЮ ... стопАми*** . ]

При том боЮсь ( замЕтьте-ка -
у дЕвок пАмять кУца ) .
- Какая будет мЕтрика**** ,
когда ОНИ ... собьЮтся ?!

                ***

Смотрю тащит с чердака
что-то в виде ширдака .

- Палас сперва провЕтри-ка !
( Сам дУмаю , нудя :
- Какая ж бУдет мЕтрика ...
у её дитЯ ?! ) . 


++++++++++++++++++++++++++


* Сорта войлока, изготовляемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр

Изделия из войлока :

- Валенки - Валенки (валенухи, валежки, валены, валенцы, катанки) — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

- Фетровые шляпы - Фетровая шляпа — головной убор (шляпа) из мягкого фетра. Очень часто в узком смысле под фетровой шляпой понимают "федору".
Федо;ра — головной убор (шляпа) из мягкого фетра, обвитая один раз лентой. Была изобретена в середине 1910-х. Федора представляет собой классический головной убор, обвитый лентой, с мягкими полями, которые можно поднимать и опускать. На тулье спереди имеются три вмятины , под пальцы руки .

- Бурка - Бурка — безрукавный плащ белого, черного или бурого цвета, сделанный из войлока. Распространён на Кавказе. Существуют бурки для всадника (длинная, ворсистая, со швами, образующими широкие плечевые выступы) и для пешего (короткая, гладкая, лишённая швов). Необходимая принадлежность кавказских пастухов. В прошлом — типичный элемент костюма путника.

- Ширдак - Ширдак (шырдак) — войлочный ковер. Обычный размер ширдака 2х4 м. Он состоит из сшитых между собой, искусно вырезанных и сшитых кусков войлока как правило двух реже трех различных цветов и представляет собою своеобразную текстильную мозаику. 


** гекзаметр — шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп ... существуют 32 возможные реализации гекзаметрического стиха
В языках, в которых долгота гласных не является фонологически значимой (напр. русском, немецком и т. п.), гекзаметр был сконструирован искусственно для передачи античного размера в переводах древнегреческой и латинской классики
В современной поэзии гекзаметр используется почти исключительно в переводах античных авторов, либо с целью достижения юмористического эффекта

*** Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

Хорей: —U ; ;U : Буря мглою небо кроет
Ямб: U— ; U; : Мой дядя самых честных правил
Дактиль: —UU ; ;UU : Тучки небесные, вечные странники
Амфибрахий: U—U ; U;U : Мороз-воевода дозором
Анапест: UU— ; UU; : О, весна без конца и без краю
Особым случаем является адаптированный спондей: —— ; ;;. ( в стопе может быть два ударения подряд ) : Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.
При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.
В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.


**** Иногда под метрикой понимается лишь один из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с эвфоникой — учением о сочетании звуков, строфикой — учением о сочетании строк); в таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика» без точного разграничения этих понятий
Метрика (поэзия) — греческое учение о строении стихотворной речи, её ритмики
Метрика — принятое в обиходе название свидетельства о рождении, или метрической книги.


Материал из Википедии


© Шишмарёв,2011