Введение к сборнику Все о рифме

Творческая Мастерская Алкоры
В этом сборнике речь пойдет о рифмах – их разнообразии и использовании. Когда читаешь учебники по стихосложению, то диву даешься, сколько существует самых разных рифм, каждая из которых имеет свое название! Так легко заблудиться во всем этом множестве! Информации о рифмах в интернете более, чем достаточно. И, несмотря на это, я все же надумала одновременно с изучением  устройства строфы время от времени публиковать здесь свои находки о рифмах.

 Безусловно, не я придумала все то, о чем в этом разделе будет написано. Основной материал, который я собираюсь использовать, это учебник В.В. Онуфриева «Терминология рифм». Все основные определения терминов по всем статьям данного сборника будут взяты оттуда. Но я постараюсь наполнять их своими собственными примерами и сопровождать своими замечаниями – рассказом о собственных ошибках в использовании рифм или (что случается реже!) о находках. А заодно, вместе со всеми вами наведу в наших, дорогие мои Чайники, головах некоторый порядок. Вместе и без лишней спешки нам это будет сделать значительно легче.

Что такое рифма?

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) – это один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэзии, важнейший приём организации строк в стихи. 

Рифма - это  созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства.  Когда эти созвучия регулярно повторяются, следуя какому-то правилу, то они этим самым  организует композицию СТРОФЫ (группы стихов с определенным расположением рифм), МЕТРА (способа  чередования сильных и слабых мест) и в какой-то степени даже смысла стихотворения. 

Как писал В.Маяковский: «Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за собой. Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма несёт на себе основную смысловую нагрузку».

А теперь несколько терминов, запомнить которые без частого их использования на практике невозможно, да и не нужно. Напишу их только для того, чтобы в дальнейшем мы с вами могли бы говорить на одном языке.

КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение, концовка) – ритмическое окончание слова (иногда включает и все слово!), начиная с ударной гласной:

пуговица (уговица), комар(ар), шутка(утка), верить(ерить), можно(ожно), сильный (ильный), иней (иней), утка (утка), ад (ад), яма (яма), осень(осень) ……

КОРЕНЬ РИФМЫ – рифмообразующая часть слова.

 - в БАЗОВЫХ РИФМАХ корень состоит из ударной гласной и последующей согласной:  мода (ОД), верный (ЕР), всюду (УД), талия (АЛ), бриз (ИЗ)...
- в ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ-СОГЛАСНЫХ РИФМАХ - из ударной гласной и предшествующей согласной (звонкой): гора (РА), земле (ЛЕ), хороши (ЖИ), посему (МУ), колесо (ЗО)...
- в ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ-ГЛАСНЫХ РИФМАХ корнем является сам ударный гласный звук:
чутьё(ё) , портье (е), вничью(ю), змея (я), твои (и)...

Корень рифмы является отправной точкой в образовании рифм и есть у всех слов.

РИФМЕНТ – рифмообразующая часть слова с центром - ударной гласной. Рифмент – это единица рифмы. Рифмент отождествляет собой близкие по звучанию клаузулы:

1) «ОР» - ОР (бор, гор), ЁР (тапёр, спёр).
2) «АД» - АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят).
3) «АЖ»-АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь),
                АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь).

Исходя из этого, введем ещё одно, «техническое» определение рифмы:

Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. НАЙТИ РИФМУ - ЗНАЧИТ ПОДЫСКАТЬ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИФМЕНТОМ, КАК У ИСХОДНОГО. Рифменты слов образуют одноимённую рифму.

В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето - лето, честный -прелестный, гость - кость...), рифмент объединяет как точные, так и приблизительные рифмы: вето - карета, честный - чудесный, гость - гроздь, ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь, тише - слышу, ворочая - многоточие, колкий - иголке, весить - грезить...

Рифмы в русском языке классифицируются:

1. По происхождению.
2. По объёму (количеству слогов).
3. По звучанию и родственным отношениям.
4. По ощущению.
5. По положению в стихе.
6. По положению в строфе.
7. По дополнительным признакам.

Любая рифма может иметь свойства всех 7 классификаций.

Более подробный, конкретный, а главное – более полезный для написания стихов  разговор о рифмах, у нас с вами пойдет дальше – в главах данного  сборника «Все о рифме».


Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/09/11/1981