Двухнедельное ревью 53 Oбозреватель Дмитрий Дёмкин

Психоделика
_________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

день 1-10     —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


Обозреватель — Дмитрий Дёмкин (http://stihi.ru/avtor/blackroom)

ПРОСЬБА: выставлять стихи, максимально близко, по вашему мнению, отвечающие понятию "психоделика". Обозреватель в меру сил рассмотрит _все_ принесённые тексты, но в первую очередь  — те из них, авторам которых будет интересно именно наличие психоделичности в своём произведении.




Спасибо всем авторам, принёсшим свои произведения на это ревью.

Я выбрал следующие стихи:


Сара Бернар. Снег в моей голове (http://stihi.ru/2008/12/10/3181)

Стих отличается чётким сюжетом и тремя уровнями, на которых он параллельно развивается: во-первых, сознание (представление, вспоминание) ЛГ, воспроизводящее некий городской пейзаж, скорее всего — давно знакомый и привычный, во-вторых — сам этот пейзаж, в-третьих — игрушка, "снежный шар" с подобным же пейзажем. Начало стиха — встряхивание игрушки/начало снегопада/начало вспоминания. Затем идёт собственно описание снегопада/"снегопада" и завершается всё успокоением метели, "прояснением", которое открывает взгляд за пределы этих трёх уровней.

Хоть уровни и можно разделить, главное состоит в том, что они являются абсолютным отражением и воплощением друг друга, с этой точки зрения стих — символизм самой высокой пробы.

Если рассматривать стих с точки зрения теории псиде, то он — психоделика трансфиксивного плана, начало стиха средней экспрессивности, затем, к концу второй строфы, экспрессия сходит на нет. Трансфиксивная концовка плавно перемещает читателя на иной уровень, а непосредственным триггером пси-эффекта становится смещение взгляда вовне тех миров, которые описываются в стихе, появление Бога/"Бога": для "снежного шара" это человек (скорее всего — ребёнок), трясший игрушку и наблюдавший за "снегопадом" (представляется очень реалистичная картинка этого появления); для вспоминания, воспроизводящего пейзаж, — сам человек, открывающий глаза в переносном смысле или буквально (ведь там всё было "между сомкнутых век"), выходящий за пределы внутреннего мира и тем самым показывающий свою власть над ним; и, наконец, для городского пейзажа это тот самый Бог, появление которого как бы невозможно, но "по инерции", в силу естественности появления появления первых двух "Богов", оно всё же происходит. Ещё одной причиной, способствующей этому "явлению", становится ассоциация с тем, что достаточно частый сюжет "снежных шаров" — Рождество.

Из других текстовых характеристик ярко выражены: высокая когеррентность и бесшовность текста, его полиморфность, наличие акцентного финала, а также эффект нелинейного уплотнения.

Особую целевую аудиторию стих не предполагает, единственное — читатель должен воспринимать как должное всё, связанное с игрушкой, а значит - хоть раз держать её в руках.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Чёрный Георг. Ночная параферналия (http://www.stihi.ru/2011/09/12/4054)

"Некто Митасов" пишет на стенах слова, толпы пишут собой и своей кровью историю. История иногда "загустевает" становится вязкой, как в за(от)стой. Как бы то ни было, она в буквальном смысле превращается в слова, становится словом — как иврит. И со временем меняется восприятие её, что-то смещается на второй план, что-то — наоборот, выходит на первый. Это изменение угла зрения и преобразуется в данном стихе в пси-эффект.

Из пси приёмов можно выделить: смещение фокальной точки, эффект нелинейного уплотнения текста, когнитивный волчок, высокая когерентность текстовой матрицы, эффект нарушенного ожидания.

Нелинейное уплотнение заключается, в частности, в том, что небольшой стих, кроме упомянутого выше, говорит о: Митасове и его граффити, вполне можно представить в общих чертах кто это, что собой представляет, о его ипостасях — от сумасшедшего до Моисея, демонстрирующего послания "в скале". О городе, который образует из людей толпы, свою "кровь", то загоняя их в "вены" метро, то опустошая эти "вены". Об эмиграции, в которую гонит "толпы" (уже в кавычках) кровь "из мест саранчовых" И не просто всё это упоминается, а можно проследить и отношение автора, и развитие, и взаимосвязь этих тем между собой. Причём — без повышения плотности метафор или  игры словами.

Когнитивный волчок выводится из "наложения" некоторых из этих идей.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Егор Мирный. лето (http://stihi.ru/2011/06/23/6989)

Весьма близко к псиде. Такие очень убедительные картинки-сценки, достаточно пронзительные местами. И их листание, как в альбоме или слайд-шоу.

Но за пределы этого слайд-шоу нет в стихе выхода — потому и не псиде, по-моему.
В стихе есть "скольжение", но оно ровное и ни к чему не ведущее. Пси-эффект здесь был бы результатом "соскальзывания" - вообще можно усмотреть в концовке желание "соскользнуть" с "накатанного", но как-то неудачно.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Евгений Филин-Соколов. Тишина (http://stihi.ru/2011/08/30/9553)

Хороший стих. Второе четверостишие так и просто великолепно. Интересно соединение звуковых, зрительных и осязательных мотивов, они органично переходят друг в друга, вырисовывая тишину, и в конце стиха очень осязательное получается падение яблока, эту тишину начинающее.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Сергей Богомолов. Из приоткрытого окна (http://stihi.ru/2011/08/07/7464)

Несмотря на некоторую необязательность отдельных фрагментов, хорошая картинка. Творческое воображение, созидающее целый мир из "виды видевшей стены", превращающее её в открытое окно, в котором находится место для любых картин, подвластных фантазии или воспоминанию. Отличная концовка, которая резюмирует стих одновременно метафорически и очень точно.