установление причин вчерашней авиакатастрофы

Юлия Гайд
Следственная комиссия, созданная для установления причин вчерашней авиакатастрофы под Ярославлем, очертила круг обстоятельств, которые привели к масштабной трагедии. По мнению членов комиссии, в числе причин крушения Як-42 - не только технические неполадки самолета, но и невнимательная работа диспетчера аэропорта.


"В качестве основной версии считается, что самолет не смог набрать достаточную скорость на ВПП и из-за технических неполадок, - рассказали журналистам в следственной комиссии. - Произошел сбой в работе двух двигателей. На высоте восьми - десяти метров Як врезался в сигнальный маяк, который не горел".

По словам источника, технические неполадки в работе самолета связаны с его недобросовестным техосмотром перед вылетом. Кроме того, никто не проверял аэропортовые маяки и другое оборудование на взлетно-посадочной полосе. В комиссии не исключают, что капитан воздушного судна мог не заметить маяка из-за неполадок на сигнальной матче.

Наконец, диспетчер не скоординировал действия экипажа Як-42, не заметив либо не сообщив командиру борта об отклонении самолета от курса, а также о наличии препятствий на пути его следования. "Набрав скорость и взлетев, самолет врезался в сигнальный маяк. В случае, если самолет не столкнулся бы с маяком, он мог бы набрать высоту, и пойти по заданному курсу. Диспетчер понесет ответственность", - заверил источник Lifenews.ru.

В свою очередь, пилот Алексей Островский, который раньше летал на разбившемся Як-42, сообщил что у самолета была неправильная центровка, из-за чего он тяжело отрывался от земли. "У него вообще центровка была пустого самолета 46,3%. А у всех 48% - 49%. Такая передняя центровочка у него. У пустого даже. Он "ногу" отрывал всегда переднюю из-за этого очень неохотно", - рассказал летчик в интервью "РСН".

Летчик также не исключил, что причиной катастрофы мог стать недавний ремонт самолета. По его словам, техники могли допустить ошибку, в результате чего стабилизатор Як-42 был неисправен."Был такой случай, когда перепутывали контакты. И когда пилот отрабатывает на взлете стабилизатором на кабрирование, он уходит на пикирование. Обратные стороны! Какая бы тяга двигателя ни была, если ты будешь отрабатывать на пикирование, ты никуда никогда в жизни не улетишь", - сообщил Островский, отказавшись при этом делать однозначных выводов.

В пресс-службе Межгосударственного авиационного комитета высказались еще более осторожно, предупредив, что расследование трагедии пока что находится на полевом этапе. В то же время, отметили в ведомстве, предварительная версия крушения пересекается с версией следственных органов.

Стоит напомнить, что именно авиадиспетчеры понесли ответственность за масштабную трагедию, случившуюся 11 августа 1979 г., когда в авиакатастрофе над Днепродзержинском погибли 178 человек, включая 17 футболистов узбекского клуба "Пахтакор". Диспетчеры Жуковский и Сумской оказались на скамье подсудимых и были приговорены к 15 годам заключения каждый. Отметим, что ни старшего смены, ни руководителей более высокого ранга в суд не вызывали даже в качестве свидетелей.

Вслед за членами следственной комиссии и специалистами МАК поведение диспетчера пытаются реконструировать и интернет-пользователи. Однако в произошедшей трагедии некоторые блогеры и комментаторы склонны винить не рядовых служащих аэропорта, а, скорее, его начальство, а также тех, кто приехал Ярославль по случаю проходящего в эти дни в городе Мирового политического форума.

"Мелькнуло и тут же исчезло с полос информагенств сообщение о том, что самолет начал разбег с середины полосы и ему просто не хватило скорости для своевременного набора высоты, - делится конспирологической версией событий pteroalex. - Легко можно представить, какие указивки получали диспетчеры переполенного VIP-лайнерами маленького ярославского аэропорта: "Гоните всех со взлетной!". Диспетчер, который вел на взлет Як-42 с одной из лучших российских команд на борту, попробовал, наверное, робко возразить: у меня, мол, тут борт с хоккеистами... А ему в ответ наверняка прогремело: "Какие в Красную армию хоккеисты?! У нас тут борт номер один (или два, или три - не суть важно) на подходе! Очистить в две секунды!" Вот и очистили... И погнали самолетик взлетать без разбега... Комиссии потом найдут причину - к гадалке не ходи, это будет человеческий фактор".

Як-42, на котором летела в Минск на хоккейный матч ярославская команда "Локомотив", разбился под Ярославлем 7 сентября в 16:05 мск. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Оба пострадавших доставлены в Москву, их состояние врачи оценивают как крайне тяжелое.

По факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта"). До заключения экспертов следователи не выделяют ни одну из версий ЧП в качестве приоритетной, однако известно, что в качестве основных версий фигурируют две - технический отказ самолета и человеческий фактор. Президент России Дмитрий Медведев пообещал, что расследование катастрофы будет публичным и открытым, и взял его под личный контроль.